главная довоенная авиация легкая авиация
   Сталь-МАИ
       
Разработчик: МАИ, Грушин
Страна: СССР
Первый полет: 1934
Тип: Рекордный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Идея создания этого самолета возникла в 1931 г., когда в ЦАГИ приняли решение о постройке самолета с рекордной дальностью полета. В августе 1931 г. при Реввоенсовете СССР была организована комиссия по разработке рекордного самолета, а в декабре 1931 г. принято правительственное решение о строительстве рекордного самолета РД (АНТ-25) по проекту А. Н. Туполева для полета на предельную дальность 13000 км. Одновременно ставился вопрос о необходимости создания самолета с дальностью полета 5000 км. В конце 1931 г. заведующий кафедрой конструкции и проектирования самолетов МАИ Д. П. Григорович организовал группу студентов для проектирования самолета такого типа. В эту группу вошли студенты П. Грушин, М. Пашинин, Л. Курбала, В. Федулов, А. Щекин и другие. Расчеты на прочность выполнял В. Д. Яровицкий. Производством самолета руководил зам. директора УПМ С. М. Беляйкин. Начальником самолетного цеха в УПМ МАИ был А. С. Орлов, инженером-технологом по сварке - Л. Пасечник. Самолет "Сталь-МАИ" строили А. Бахарев, В. Д. Новиков, А. Иванов и другие сотрудники МАИ .

Техническое руководство спустя некоторое время перешло к П.Д.Грушину. С 1933 г. КБ самолетостроительного факультета получило официальное наименование ОКБ-1.

Компоновочная схема самолета "Сталь-МАИ" близка к РД (АНТ-25) - одномоторный низкоплан с трапециевидным крылом, коротким фюзеляжем и подкосным хвостовым оперением, тот же двигатель М-34Р водяного охлаждения мощностью 830 л.с. Этот двигатель экспонировался на выставке и потому отличался особой тщательностью отделки (полировка, окраска, хромированные гайки и головки винтов и т.д.), был оборудован редуктором и металлическим воздушным винтом изменяемого шага. Шасси из двух подкрыльевых стоек с пневматической амортизацией и хвостового колеса; основные стойки убирались в крыло. Механизм подъема и выпуска шасси имел ручной привод. Кабина самолета - двухместная, закрытая общим фонарем. Размах крыла 18 м, площадь 40 кв.м, удлинение 8,1, профиль крыла 16%-ный. Длина самолета 11,3 м, расчетная скорость полета 320 км/ч, посадочная - около 100 км/ч. Конструкция - цельностальная, в основном из нержавеющей стали "энерж-6", с полотняной обшивкой рулей и элеронов. "Сталь-МАИ" был одним из первых в мире самолетов, построенных почти целиком из стали. Фюзеляж - полумонокок сварной с тонкой листовой обшивкой. Крыло - двухлонжеронное. Передний лонжерон расположен на максимальной толщине профиля - 28% хорды крыла и выполнен из листовых гнутых профилей; задний лонжерон сварен из стальных труб (ХМА).

Практически вся конструкция фюзеляжа, крыла и оперения сварена точечной и роликовой электросваркой из катаных листовых профилей. Обшивка крыла и фюзеляжа из тонкого листа (0,3-0,5 мм) -с частыми рифтами (шаг 80 мм); в некоторых местах обшивка усиливалась гофром с внутренней стороны. Нервюры сварные из замкнутых гнутых профилей.

Самолет построен в УПМ МАИ и выпущен на испытания летом 1934 г. Испытания проводились на Ходынском поле в сентябре 1934 г. летчиками-испытателями И. Ф. Козловым и Ю. И. Пионтковским. 19 сентября Ю. И. Пионтковский совершил на нем первый полет. На пятом полете произошла авария из-за перегрева двигателя. Ю. И. Пионтковский и П. Д. Грушин смогли удачно приземлиться, но при посадке была деформирована подмоторная рама и узлы стыковки крыла. В процессе длительного ремонта самолета (в течение 1935 г.) окончательные доводки сделаны не были, и аппарат больше не летал.



 ЛТХ:
Модификация   Сталь-МАИ
Размах крыла, м   18.00
Длина самолета,м   11.30
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   40.00
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД М-34Р
Мощность, л.с.   1 х 830
Максимальная скорость, км/ч   320
Крейсерская скорость, км/ч   280
Продолжительность полета, ч  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Сталь-МАИ в сборочном цеху
 Сталь-МАИ

  Схемы:

 Сталь-МАИ

  Варианты окраски:

 Сталь-МАИ

 



 

Список источников:

Ю.В. Макарова. Летательные аппараты МАИ
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Вестник ПВО. Пётр Дмитриевич Грушин


Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: