главная довоенная авиация легкая авиация
   Spinne
       
Разработчик: Fokker
Страна: Германия
Первый полет: 1910
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Голландец Антони Герман Герард Фоккер - один из немногих создателей летательных аппаратов, чьим именем была названа собственная оригинальная конструктивно-силовая схема самолёта. Фюзеляж, сваренный из стальных труб с полотняной обшивкой и свободнонесущее деревянное крыло - это сочетание вошло в историю авиации как "схема Фоккера". Впоследствии по этой схеме проектировали свои машины многие авиаконструкторы Германии, Голландии, США и Советского Союза. В частности, ей соответствовало большинство истребителей А.С, Яковлева, на которых советские лётчики воевали в годы Великой Отечественной войны.

Антони Фоккер родился 6 апреля 1890 г. в городке Кедири на индонезийском острове Ява, который тогда был частью голландской колонии Ост-Индии. Отец будущего авиаконструктора владел там кофейной плантацией. Ещё в детстве Антони проявлял большой интерес к технике, строя модели пароходов, локомотивов и разнообразные воздушные змеи. Вскоре семья Фоккеров перебралась в Голландию, и там увлечение техникой переросло у Антони в "болезнь" авиацией. Он решает стать лётчиком, но не просто лётчиком, а сам будет строить самолеты, на которых станет летать. В те времена это было очень распространённым явлением - почти все пионеры авиации сами испытывали свои аппараты и нередко совершали на них демонстрационные полёты для публики, зарабатывая таким образом деньги для дальнейшего творчества.

Между тем, маленькую, тихую, патриархальную Голландию очень слабо затронул "авиационный бум", прокатившийся по Европе после триумфальных гастролей братьев Райт - создателей первого в мире устойчиво летавшего аэроплана. В начале XX века там не возникло ни авиамастерских, ни аэроклубов, ни лётных школ. И Фоккер уезжает в Германию, где авиация переживала период бурного роста. В 1910 г. он построил свой первый аэроплан монопланной схемы, названный Spinne ("Паук") за своеобразную форму и обилие расчалок, напоминавших паутину.

Фюзеляж "Паука" представлял собой плоскую прямоугольную раму из деревянных брусков, к которой сверху крепился четырёхцилиндровый двигатель "Аргус" с двухлопастным тянущим винтом, штурвальная колонка, сиденье пилота и две треугольные стойки из стальных труб для крепления расчалок. Между опорами передней стойки висел на хомутах топливный бак, а по бокам фюзеляжной рамы крепились два плоских трубчатых радиатора. Каркас оперения, стойки тележки шасси, костыль и лонжероны крыла были выполнены из стальных трубок, нервюры - из бамбука, противокапотажные лыжи - из дерева. Крыло имело ярко выраженную стреловидность, а стабилизатор напоминал по форме птичий хвост. Интересно, что профиль крыла был абсолютно плоским, лишь со слегка загнутой вниз передней кромкой, а его толщина равнялась толщине полотна, которым оно обтягивалось. Такими же плоскими и с полотняной обтяжкой в один слой выполнялись горизонтальное оперение и руль поворота, состоявший из двух треугольных секций, одна из которых размещалась над стабилизатором, а другая - под ним.

Киль на "Пауке" отсутствовал, так же, как элероны и руль высоты. Управление по крену осуществлялось за счёт отгибания вверх и вниз гибких законцовок крыла (так называемого "гоширования"), а по тангажу - отгибанием задней части стабилизатора.

24 декабря 1910 г. "Паук" под управлением своего создателя впервые оторвался от земли и пролетел 100 м. Следующий полёт Фоккер доверил своему приятелю Францу фон Бауму, помогавшему ему в постройке самолёта (в частности, на его деньги был куплен мотор). Отказать другу и "спонсору" Фоккер не мог, и фон Баум уселся за штурвал. Он начал разбег, но почти сразу машину повело в сторону, она съехала с полосы и врезалась в дерево. К счастью, ни пилот, ни драгоценный мотор не пострадали, однако аэроплан был разбит вдребезги.

Антони не впал в уныние и тут же взялся за постройку другого самолёта, Spinne-II, который являлся точной копией предыдущего. К весне аппарат был закончен и облётан. Несмотря на то что при разработке своих первых аэропланов Фоккер руководствовался исключительно интуицией, хлипкий на вид "Паук" неплохо держался в воздухе и получился вполне устойчивым и управляемым. В мае 1911 г. 20-летний голландец сдал на нём экзамен на диплом пилота.

В декабре того же года Фоккер решил, что пора превращать своё увлечение в бизнес. Он приобрёл ангар в Иоханнештале, пригороде Берлина и основал там авиастроительную фирму "Фоккер аэропланбау", намереваясь начать серийное производство "пауков" на продажу. В следующем году там был построен "коммерческий" образец аэроплана - Spinne-III. В отличие от двух предыдущих он имел цельнометаллический каркас, закрытый фюзеляж обтекаемой каплевидной формы, частично закапотированный двигатель и две кабины - для пилота и пассажира, причём пассажир сидел спереди.

В 1912 - 1913 гг. Фоккеру удалось продать примерно полтора десятка таких машин, оснащённых различными двигателями мощностью от 50 до 100 л.с. и слегка различавшихся геометрическими размерами, в частности - размахом крыла. Несколько экземпляров со 100-сильными моторами "Мерседес" закупило военное министерство Пруссии. Они использовались в качестве учебных самолётов в лётной школе города Шверин под обозначением Фоккер M-1.





 ЛТХ:
Модификация   Spinne III
Размах крыла, м   13.60
Длина самолета, м   8.00
Высота самолета, м   2.10
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   995
Тип двигателя   1 ПД Argus
Мощность, л.с.   1 х 60
Максимальная скорость, км/ч   115
Крейсерская скорость, км/ч   95
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Чертеж "Fokker Spinne"  
  Фотографии:

 Spinne
 Spinne
 Spinne II
 Spinne II без крыльев
 Spinne II
 Spinne III
 Spinne III

  Схемы:

 Spinne III

  



 

Список источников:

Авиаколлекция. В. Кондратьев, В. Колесников. Истребитель Фоккер D.VII
Crowood. Paul Leaman. Fokker Aircraft of World War One
Luftfahrtarchiv.eu. Fokker A-1912 "Spinne"


Уголок неба. 2010  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: