Уголок неба ¦ Можаров Проба

Реклама...

    


 
главная довоенная авиация легкая авиация  
   Проба
       
Разработчик: Можаров
Страна: Россия
Первый полет: 2014
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Создатели отечественных аэропланов начала XX в., несомненно, были выдающимися людьми. Описания первых наших летательных аппаратов собрал в знаменитом двухтомнике "История конструкций самолетов СССР" В. Б. Шавров. Долгое время считали, что в этих книгах все: от "летающей машины" М.В. Ломоносова до МиГ-17. Казалось, больше не найти. И все же он нашелся - самолет замечательного инженера-конструктора Петра Владимировича Можарова, который он построил в 1914 г. вместе со своими братьями и односельчанами.

Петр Можаров родился 20 сентября 1888 г. (по старому стилю) в селе Саюкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье потомственного дворянина. Вскоре его семья переехала в село Красивка той же губернии, где отец новорожденного, Владимир Петрович, стал управляющим спиртовым заводом No.70, который принадлежал его старшему брату Ивану Петровичу, как и деревообделочный завод в том же селе. Им также управлял отец Пети.

Будущий конструктор самолета закончил в селе Красивка церковноприходскую школу, а затем - Тамбовскую шестиклассную гимназию (реальное училище). В то время наш герой жил в тамбовском доме дядюшки. Иван Петрович слыл богачом и новатором. Он первым в городе обзавелся автомобилем, а позже - и несколькими, строил в губернии спиртовые и спичечные фабрики, поставляя на них сырье со своих и прикупаемых земель. Он полюбил увлеченного техникой племянника и обещал на свои деньги послать его учиться в Германию, но с условием, что тот будет шефствовать за границей над его детьми - Борисом и Сергеем. Хотя они были младше Петра, но участвовали во всех его технических забавах. Ожидая окончания гимназии двоюродными братьями, Петр Можаров занялся фотографией, а освоив ее, и конструированием.

По воспоминаниям родной сестры Бориса и Сергея Веры Ивановны, Петя, еще "реалистом" полюбил авиацию и мечтал летать на аэроплане. Видимо, набираясь опыта для воплощения своей мечты, он в 20-летнем возрасте, взялся за постройку глиссера - лодки с воздушным винтом. Зимой 1908-1909 гг. в Красивке на деревообделочном заводе Петр построил глиссер и приобрел для него четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 60 л.с.. Борис и Сергей старались во всем помогать ему. Все трое умели работать на станках, находившихся на фабриках Ивана Петровича. Весной 1909 г. братья начали испытывать глиссер и плавали на нем до глубокой осени сначала по реке Вороне, на берегу которой стоит Красивка, а затем по Цне в районе Тамбова.

Когда же река стала, Петр решил сделать аэросани. Справился быстро. Аппарат был на трех лыжах, с мотором и пропеллером от глиссера. Братья часто катались на аэросанях. На дороге они пугали лошадей шумом движка, поэтому им не разрешали въезжать в город. Глиссер восстановили весной 1910 г. Однако Цна вышла из берегов, и плавать по ней больше не пришлось. Поэтому механизированное плавсредство продали кому-то с Волги, и тот увез его поездом.

Летом 1910 г. младшие братья закончили гимназию и сразу же вместе с Петром уехали в Германию. Все поступили в ВУЗы. Петр - в Лейпцигский университет на теплотехнический факультет. Местом их официального проживания стал город Хемниц, в котором находился мотоциклетный завод фирмы "Вандерер". Во время учебы братья много ездили на мотоциклах разных марок в Лейпциг за 80 км и дальше. Они освоили управление автомобилем и моторным катером, а Петр даже научился летать на легкомоторных самолетах, и, несмотря на занятость, находил время для занятий модной в те годы гиревой гимнастикой.

Братья на каникулах приезжали на родину. Катались на автомобилях Можаровых, жили то в Тамбове, то в Красивке, посещали другие села, где были заводы Можаровых. Летом 1913 г. во время приезда государя в Тамбов к своей тетке - великой княжне, братья, как и другие дворяне, на своих автомобилях встречали Николая II и возили высоких гостей. Об этом событии потом долго толковали на Тамбовщине, а в семье Можаровых вспоминали с гордостью.

В 1914 г. Петр защитил дипломный проект с отличием и стал инженером-теплотехником. Братья тоже закончили обучение, и все вернулись на Родину. Петр поселился в родовом селе дворян Можаровых Красивке. Здесь его застало известие о начале войны с Германией. Он состоял на воинском учете в качестве ратника ополчения 2-го разряда и собрался отправиться в действующую армию.

Однако поднявшаяся в прессе германофобия, внедряемая в обыденное сознание широких слоев населения страны, привела к формированию в обществе недоверия к гражданам России немецкого происхождения или получившим образование в Германии. Поэтому ему не разрешили служить в русской армии, а затем и отказали в получении работы на государственном или, как тогда говорили, казенном Тамбовском пороховом заводе (ТПЗ). Молодой инженер оказался не у дел, но в силу природной энергичности взялся за приведение в порядок всей техники Можаровых. Сначала отремонтировал автомобили и катер с бензиновым двигателем, а затем, стремясь к осуществлению давней мечты, начал строить аэроплан.

В этой работе участвовали и его братья Борис и Сергей. Он фотографировал свое детище по мере постройки.

Свой самолет - трехместный низкоплан с коробчатым фюзеляжем, обшитым фанерой, Петр Можаров назвал "Проба". Фюзеляж собрали из труб, в носке которого закрепили трехцилиндровый W-образный двигатель с воздушным охлаждением мощностью 35 л.с., выпускавшийся французской фирмой "Анзани". Крылья, имевшие множество деревянных нервюр и металлические лонжероны, закрепили на уровне пола кабины. Их обтянули тканью и покрыли лаком. К трубчатым дугам над головой пилота подвесили бензобак, из которого топливо самотеком поступало в карбюратор двигателя. От них же шли расчалки, удерживавшие крылья, а также - тросовые тяги к задним плоскостям, изменявшим высоту полета. Тросы, управлявшие рулями направления, натянули под физюляжем. Шасси имело лыжи с обрезиненными бегунками в передней части и облегченные спицованные колеса с надувными шинами. На подрессоренной хвостовой опоре поместили обрезиненный ролик.

На большинстве фотоснимков аэроплан "Проба" запечатлен без лыж. Похоже, Петр со временем отказался от них, что может свидетельствовать о спокойном поведении самолета при посадке.

Испытания на прочность провели с использованием "человеческого фактора", размещая на самолете живой груз - участников постройки летательного аппарата и всех, желающих подняться ввысь. Видимо, и сам конструктор, и участники этих веселых испытаний были удовлетворены прочностью самолета.

Хвостовое оперение применили такое же, как на самолетах Ф. И. Былинкина, Ф. Ф. Терещенко, И. И. Стеглау. Расположение руля направления сверху и снизу плоскостей управления высотой полета характерно для низкоскоростных летательных аппаратов, к которым относился аэроплан "Проба". О том же свидетельствовала большая поверхность задней плоскости - руля высоты, поворачивавшейся целиком. Сопоставляя летательный аппарат Можарова с другими русскими самолетами того периода, его конструкцию можно считать соответствующей направлению развития легкомоторной русской авиации 1910-1913 гг. Это говорит о достаточно высокой авиационной культуре конструктора.

При постройке самолета, Петр многое приобретал в Тамбове, куда ездил на восстановленном автомобиле. Там же он заказывал изготовление деталей, которые нельзя было сделать на заводских станках Можаровых. Все деревянные детали самолета были изготовлены на деревообделочном заводе в Красивке. Взлетно-посадочную полосу сделали на околице села. Многие желали сфотографироваться около самолета - это стало своеобразной модой.

Вера Ивановна рассказывала, что при хорошей погоде Петр летал по округе. Сначала он поднимался в воздух самостоятельно, но, освоившись, брал пассажиров. С их помощью сделано несколько фотоснимков в воздухе. Полеты продолжались до глубокой осени 1914 г., возобновились ранней весной следующего года и продолжались летом, пока Петр оставался без работы. Получив ее, он переселился в Тамбов, иногда приезжал в Красивку и лишь изредка летал на аэроплане.

Петр Владимирович Можаров отличался мягким характером и вежливым отношением к работавшим с ним людям. Свидетельство тому - папка для бумаг, которую ему подарили сельские жители, участвовавшие в постройке его самолета. На ее внутренней обложке написано: "1914 года ноября 30-го дня. Красивка. Сей подарок дарим инженеру Петру Владимировичу Можарову от группы рабочих на аэроплане" (орфография сохранена). Далее следуют девять подписей.

Благодаря постройке самолета, П. В. Можаров прославился на всю губернию. О его полетах знали в Тамбове. И добрая слава благоприятно отразилась на судьбе молодого конструктора. Так, 16 сентября 1915 г. его приняли в штат ТПЗ на должность инженера-теплотехника. Работая на этом государственном предприятии, он демонстрировал разнообразные выдающиеся способности.

Во время революции Петр Владимирович принял новую власть и продолжал работать на ТПЗ. Несмотря на это, в 1918 г. у дворян Можаровых реквизировали недвижимое имущество и технику: автомобили, катер, самолет и прочее. Что стало с аэропланом "Проба" - неизвестно.

На ТПЗ Можарову поручали проектирование и оснащение необходимым технологическим оборудованием зданий и цехов порохового производства. Он руководил разработкой и введением в эксплуатацию пироксилинового цеха, паро- и водопроводов, механизированных складов твердого топлива, автоматизированных конвейерных печей, спроектировал и подготовил к серийному производству стационарный дизельный двигатель ТПЗ-12, и многое другое. В то трудное время, трудолюбие и дисциплинированность П.В. Можарова служили примером всему предприятию, что отмечал военный комиссар страны. За успехи в модернизации производства ТПЗ Петра Владимировича неоднократно премировали и даже представили к награде орденом "Герой труда". Однако представление осталось без ответа. В 1924 г. П.В. Можаров перевелся на Ижстальзаводы, где прославился созданием первых ижевских мотоциклов. Но это уже другая история.




 ЛТХ:
Модификация   Проба
Размах крыла, м  
Длина самолета,м  
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПМ Anzani
Мощность, л.с.   1 х 35
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Подготовка установки каркасов крыльев на самолет "Проба"
 Собранный самолет "Проба", перед натяжкой ткани на крылья
 Статические испытания
 Полностью собранный самолет "Проба"
 "Проба" перед вылетов (в центре - Борис Можаров)
 Мотор Anzani, установленный на самолете "Проба"

  



 

Список источников:

Техника-Молодежи 2005-02. Олег Курихин. Самолет, незамеченный историками техники
Альтернативная История. Иван Бякин. Самолет, незамеченный историками техники. Легкий самолет "Проба"


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: