главная довоенная авиация легкая авиация
   ЛАКМ-1
       
Разработчик: ЛАКМ
Страна: СССР
Первый полет: 1928
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Если задать "Яндексу" вопрос, что происходило о нашей истории 27 ноября, то он выдаст вам кучу справочных сайтов, каждый из которых всенепременно сообщит: "27 Ноября 1928 - Первый полет авиетки ЛАКМ-1 Ленинградского аэроклуба-музея с отечественным маломощным двигателем "Большевик". Схема - одноместный подкосный низкоплан. Конструкторы - работники ленинградского Осоавиахима В.М. Смирнов (известный летчик, летавший на самолетах "Илья Муромец" в 1915-1918 гг.) и Я.Л. Зархи (руководитель научно-технической секции музея). Самолет строился силами общественности. Первый полет был совершен 27 ноября 1928 г. Летали А.К. Иоост и В.П. Чкалов".

На самом деле первый полет документально подтвержден 28 сентября 1928 г. Вот что писала газета "Ленинградская правда" : "28 сентбря в б часу вечера на Комендантском аэродроме состоялось испытание первой авиэтки с первым советским маломощным мотором...

Пилот Иоост, после внимательного осмотра авиэтки и короткого разбега сразу поднялся в воздух и ...сразу сделал над аэродромом полный круг. На выключенном моторе через двадцать минут он опустился на землю к конструкторам авиэтки М.В. Смирнову и Я.Л. Зархи, ждавших первых отзывов. Пилот Иоост дал самые лучшие отзывы. Лётные качества авиэтки превзошли ожидания..."

Испытания ЛАКМ продолжили 2 октября. Летал всё тот же А. К. Иоост - "председатель спортивной секции ОСО-Авиахим". Никакого участия в испытаниях ЛАКМ-1 В.П. Чкалов не принимал и принимать не мог. Ведь ещё в конце нюня 1927 года В.П. Чкалова направили на курсы усовершенствования в город Липецк. На авиетке ЛАКМ В.П. Чкалов летал, но было это уже в 1930 году, когда В.П. Чкалов работал инструктором планерной секции в Ленинградском аэроклубе-музее. Говорить об испытаниях самолета спустя четыре года после его постройки просто смешно. 1931 год вообще был последним годом эксплуатации ЛАКМ. Уроженец Усть-Нарвы Адольф Карлович Иоост, эстонец по национальности, был одним из наставников В.П. Чкалова в Егорьевской авиашколе, вот и дал полетать на старенькой авиетке своему бывшему ученику.

Таким образом, 2010 год - год 83-й годовщины первого полёта малюсенького ленинградского самолётика ЛАКМ-1. Но почему этому событию уделено столь много внимания? Ведь ничем выдающимся эта авиетка не отличалась и лаже первой не была. Авиэтки у нас строили и до этого. Всё дело в моторе и в создавшей его женщине - Л.Я. Пальмен...

В марте 1927 года из ворот опытной мастерской завода "Большевик" (бывший "Обуховский орудийный и сталеплавильный завод") вывели новый опытный советский танк. Танк имел индекс Т-16 и был первым самостоятельно разработанным в СССР танком.

Творец первого советского маломощного авиамотора и танковой силовой установки - очаровательная блондинка Лили-Мария Яльмаровна (в некоторых документах Эльмаровна) Пальмен. Из древнего и славного рола финских баронов Пальмен, ведущих свой род из Швеции и давших России много славных, талантливых имён. Дочь барона Пальмен Яльмара Филипповича - секретаря статс-секретарната Великого княжества Финляндского родилась в Санкт-Петербурге, 28 марта 1900 года.

Именитые родители обеспечили своей дочери блестящее образование. Училась она в Санкт-Петербурге, в элитарной "женской гимназии Княгини Оболенской". Это было единственное в Петербурге женское учебное заведение с уклоном в математику, дававшее углубленные познания в точных науках. Училась баронесса отлично. Аттестат за седьмой класс, в тс годы базовое образование было семилетним, венчает запись: "...баронесса Лили-Мария Яльмаровна Пальмен, исповедания реформаторского... награждена правом на золотую медаль. Петроград, ноября 14-го дня 1916 года". Потом последовал восьмой - дополнительный класс, окончание которого уравнивало российскую женщину в гражданских правах с мужчинами. Свидетельство Женской Гимназии Княгини Оболенской об окончании VIII дополнительного общеобразовательного класса:

В начале двадцатых по разнарядке РВС Механическому Отделению Технологического Института вменялось в обязанность открыть новый факультет авиационного моторостроения. Среди отобранных туда студентов была и Лили-Мария Пальмен. Диплом она защитила с золотой медалью. Темой дипломной работы был малогабаритный авиационный мотор.

Но работать пришлось не в манящей к себе авиации. Местом её работы становится Конструкторское Бюро завода "Большевик", а главной задачей - создание силовой установки первого советского серийного танка. Параллельно заводскому КБ приходится вести работы по организации серийного выпуска первых советских авиамоторов М-5.

В КБ завода Л.-М.Я. Пальмен начала работать с 3 февраля 1925 года. И уже к концу года фактически стала Главным конструктором моторного КБ - ведь там кроме неё не имелось ни одного дипломированного моторостроителя. Это во многом благодаря труду и таланту баронессы СССР получил свой первый танк, который производился до 1931 гола и с успехом был применён в ходе боевых действий на КВЖД в 1929 году. Потом устаревшие уже танки списали и закопали в землю в качестве долговременных огневых точек. В этом состоянии они приняли участие в боях на озере Хасан и в сражениях первых дней Великой Отечественной иод Гродно и Ленинградом, где вкопанные танки МС-1 входили в систему приграничной линии укреплений.

Впрочем, авиация не забыта. В 1924-1925 году Обществом Друзей Воздушного Флота (ОДВФ) был проведён конкурс на лучший проект малохющного самолёта и двигателя. Представленный на конкурс проект мотора АМБ-20 "Большевик" (Авиационный Мотор "Большевик", мощностью 20 л.с.) был признан наилучшим. Решением комиссии конкурса, принятым на заключительных заседаниях, проведённых 5 и 23 нюня 1925 гола, было выделено финансирование на изготовление в заводских условиях только мотора конструкции Лили-Марии Яльмаровны Пальмен. Остальные проекты были признаны неперспективными или недоработанными. Изготовили два экспериментальных мотора там же. на " Большевике". Работы по его изготовлению осуществлялись на деньги ОДВФ. С описанием конструкции мотора и с ходом его заводских испытаний, вполне успешных, мы сегодня можем ознакомиться из первоисточника. Журнал "Техника воздушного флота" в No.7 за 1928 год, стр. 473-475. опубликовал статью "ннж. Л. Пальмен "Авиэточный мотор АМБ-20".

Вот что писала газета "Ленинградская правда" 30 сентября 1927 года: "28 сентября в 6 часу вечера на Комендантском аэродроме состоялось испытание первой авиэтки с первым советским маломощным мотором...

Пилот Иоост после внимательного осмотра авиэтки и короткого разбега сразу поднялся в воздух и ...сразу сделал над аэродромом полный круг. На выключенном моторе через двадцать минут он опустился на землю к конструкторам авиэтки М.В. Смирнову и Я.Л. Зархи, ждавших первых отзывов.

Пилот Поост дал самые лучшие отзывы. Лётные качества авиэтки превзошли ожидания..."

Событию этому уделено столь много внимания не из-за самой авиетки. Ничем выдающимся она не отличалась и даже первой ие была. Информация о первом полёте ЛАКМ-1 попала на страницы справочников из-за мотора. На самолёте стоял мотор АМБ-20 "Большевик" - первый в СССР маломощный авиационный мотор национальной разработки!

В серию мотор АМБ-20 не пошёл. Ведь практического применения авиеткам так и не нашли.

Дальнейшая судьба этой удивительной женщины сложилась трагически. С 1927 года по 1933 год она по совместительству с основной работой на заводе "Большевик", где занималась разработкой новейшего сверхмощного авиамотора АМБ-700, внедренном в производство трёх опытных авиамоторов московских конструкторов, проектированием секретных танков Т-18. Т-19. ТГ. Работала ещё и доцентом в ЛИИ ГВФ. Летом 1933 года институт отстроил себе новые лаборатории около одюлрома в Пулково - "в Авиагороде". Л.Я. Пальмен предложили, кроме преподавания, заведовать лабораторией но исследованию авиационных моторов. Авиация её влекла больше танков, и она согласилась. С большим трудом Лили Яльма|К)вна добилась увольнения с завода, её не хотели отпускать, и в августе уехала в отпуск в Евпаторию. Известно, что за это увольнение начальник Отдела механизации и моторизации РККА И.А. Халенский устроил изрядную выволочку директору "Большевика"

Вернулась баронесса домой - на Алексеевскую дом 18. кв. 69. 8 сентября 1933 года. Тем же вечером её арестовали. Предъявили обвинение в шпионаже. Потом был приговор к расстрелу, заменённый десятью годами ИТЛ. Мытарства по этапам, тюрьмам, Карлаг (Карагандинский лагерь). Любовь, адова работа, нечеловеческие условия жизни, сын. затем дочь. Освободили в 1942-м. Досрочно.






 ЛТХ:
Модификация   ЛАКМ-1
Размах крыла, м   10.40
Длина самолета,м   5.60
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   12.00
Масса, кг  
  пустого самолета   175
  максимальная взлетная   285
Тип двигателя   1 ПД АМБ-20 "Большевик"
Мощность, л.с.   1 х 20
Максимальная скорость, км/ч   115
Крейсерская скорость, км/ч   95
Продолжительность полета, ч  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 ЛАКМ-1
 ЛАКМ-1
 ЛАКМ-1

 



 

Список источников:

Крылья Балтики. Александр Соловьев. Баронесса-моторостроитель
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: