главная довоенная авиация легкая авиация
   КСМ-1
       
Разработчик: Смолин
Страна: СССР
Первый полет: 1935
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самый массовый, если не единственный, отечественный авиамотор М-11 при мощности в 100л.с. к моменту начала производства обладал ресурсом аж в 50 часов, что давало законный повод для гордости в годы первых пятилеток, но и нарекания у эксплуатантов - пользователей авиации наземной (аэросаней), учебной и исполкомовской (общего назначения) вызывали - имелась возможность сравнить аэросани с легковым автомобилем, легкомоторные же самолеты норовили назвать летающими "Фордами". Необходимость массовой подготовки пилотов вопрос о расходовании и стоимости горючего делала принципиальным. Создание аэросаней и самолетов с автомотором стало не последней задачей. В СССР только разработанные М. В. Веселовским аэросани с автомотором были освоены в серийном производстве. Горьковский авиатехникум ГВФ построил партию аэросаней ГГАТ, использовавшихся связистами для перевозки почты, пожарными для совершения инспекторских поездок по удаленным районам.

Собравшись в неформальной обстановке, А.А.Смолин, заместитель главного конструктора ГАЗ Е.В.Агитов, конструктор ГГАТ и начальник мастерских техникума М.В.Веселовский обсудили результаты установки автомотора на аэросани, кои есть (в приближении) бескрылый самолет. Если автомотор прижился на самолете "с подрезанными крыльями", то и на крылатом место ему решили найти. Госбюджетных ассигнований не предвиделось, и деньги собрали комсомольцы ГАЗа. 3-го августа 1934 г. ГАЗ и техникум заключили договор на постройку Колхозного Самолета (КС) с автомотором. Проект КС выполнил А.А.Смолин. В постройке КС и выполнении отдельных расчетов участвовали Н.А.Куняев, Е.И.Малеханов, В.А.Зверев и другие. Параллельно с постройкой самолета на ГАЗе велись работы над авиаверсией мотора ГАЗ-А. Мотор получил название "ГАЗ-Авиа". К тому времени название Колхозный Самолет (Маломощный) - КС(М) стали расшифровывать как Коммунистический Союз Молодежи - КСМ. По договору между ГАЗом и техникумом от 15 июля 1935 г. испытания КСМ надлежало завершить к 15 сентября. Специально для КСМ в районе села Борисовское, что недалеко от Горького, был построен ангар. Основную программу испытаний выполнил И.А.Квасов. Доработка самолета закончилась к 5 сентября с появлением закрытой кабины, а 17 сентября подвели бухгалтерский баланс, после чего техникум был ликвидирован. Веселовский с ближайшими соратниками перешел на завод "Красный Металлист", где организовал аэросанный цех. Самолет сдали ГАЗу. Инженер-летчик К.А.Калилец провел в НИИ ВВС с декабря 1935 г. по январь 1936 г. госиспытания КСМ, показавшие:

  1. Полную возможность применения автомотора ГАЗ в авиации.

  2. КСМ-1 вследствие перетяжеления имеет низкие данные и не может служить образцом для серийной постройки.

  3. Мотор ГАЗ установленный на самолете обладает:

  • а) большой надежностью работы (в том числе на трех сортах топлива),

  • б) простотой эксплуатации,

  • в) большой экономичностью,

  • г) возможностью получения больших серий.

После испытаний самолет вернулся в Горький. Фонарь кабины убрали - его раскритиковал Калилец.

Начальник ВВС Алкснис 2-го апреля 1936 г. утвердил требования на "самолет войсковой связи и сопровождения под автомотор ГАЗ", за разработку коего взялся конструктор Грибовский, специально для сей цели командированный ОСОАВИАХИМом (ОАХ) в Горький. Работами по двигателю по-прежнему руководил Е.В.Агитов. В мае на КСМ установили авиационный вариант нового мотора М-1. Опыт оказался не вполне удачным, и мотор стали дорабатывать.

25 июня 1939 г. был составлен акт с краткими результатами проведенных И.А.Квасовым заводских испытаний КСМ-1 с ГАЗ-85. О результатах доложили первым лицам государства, кои не замедлили отреагировать постановлениями Правительства ╧241сс и ╧242сс. Постановление ╧241сс указывало на необходимость спроектировать, построить и предъявить на госиспытания к декабрю 1939 г. самолет с мотором ГАЗ-85, со следующими характеристиками: "Скорость максимальная у земли - 120-130 км/ч, скорость посадочная √ 50 - 60 км/ч, дальность на 0,9 максимальной скорости - 500 км, потолок - 5000 м".






 ЛТХ:
Модификация   КСМ-1
Размах крыла, м   12.00
Длина самолета,м   7.00
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   18.00
Масса, кг  
  пустого самолета   605
  максимальная взлетная   860
Тип двигателя   1 ПД ГАЗ М-1
Мощность, л.с.   1 х 56
Максимальная скорость, км/ч   121
Крейсерская скорость, км/ч   108
Продолжительность полета, ч  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   1620
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 КСМ-1
 КСМ-1
 КСМ-1 с мотором ГАЗ-Авиа
 КСМ-1 с авиационной версией мотора ГАЗ-11
 КСМ-1 с авиационной версией мотора ГАЗ-11
 КСМ-1 с авиационной версией мотора ГАЗ-11
 КСМ-1 с авиационной версией мотора ГАЗ-11
 КСМ-1 с авиационной версией мотора ГАЗ-11
 Мотор М-1 наКСМ-1

 



 

Список источников:

М-Хобби. Александр Кириндас. Рожденный ездить летать стремиться
История Авиации. Александр Кириндас. Рожденный ездить летать не может?
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: