Реклама...

    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Stahltaube
       
Разработчик: Jatho
Страна: Германия
Первый полет: 1912
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Карл Ято (Karl Jatho) родился 3 февраля 1873 году в Ганновере. Здесь же в 1892-ом, через некоторое время после окончания учебы, он поступил на службу в городской совет. А начиная с 1903-го он построил и испытал сразу несколько бипланов (от Jatho II до Jatho IV), а затем перешел на монопланы (от Jatho V до Jatho VII).

Крылья всех его самолетов были не прямоугольны, а скорее дугообразны, с вынесенным вперед скругленным "углом". В целом они близки к контурам знаменитого семени цаннонии. Еще в конце XIX в. было опубликовано несколько работ, в которых доказывалось, что форма этого семени является оптимальной для самолетного крыла. На заре само╜летной эры было создано несколько и планеров, и моторных аппаратов с крылом разной степени "цаннониеобразности". По ряду причин (прежде всего объясняющихся "технологичес╜ким рубежом": матерчатая обтяжка крыльев, множество расчалок и т. и.) не все они в равной степени выдержива╜ли испытание моторным полетом - но планировали всегда хорошо.

Наиболее известные из них - конструкции (планеры и самолеты) австрийцев Этриха и Велса, впоследствии породив╜шие очень популярный тип самолета "Taube" ("голубь"), Нельзя забывать и об использовавших этот принцип планерах-бесхвостках Вейса (наиболее успешные из них были построены в 1907-1909 гг.), а также почти современных им самолетах-бесхвостках Дана, которые фактически стали первыми образцами "летающих крыльев".

Ято создавать "летающее крыло" не рвался. Но, похоже, он хотел создать что-то вроде... мотодельтаплана. Свойства дельтообразного крыла Рогалло еще не были открыты - однако "цанноние образный" контур в ту эпоху оказался к нему ближе всех прочих.

Сейчас всем ясно: "малая авиация" не просто имеет право на существование, но и занимает вполне определенную нишу, в которой у нее вообще нет достойных конкурентов. Казалось бы, что во времена низких скоростей и слабых моторов сфера ее применения должна быть куда шире. Но именно тогда авиация стремилась не "сыграть" на этих ограничениях, а превозмочь их.

В завязавшейся гонке за мощностью и скоростью идея Карла Ято попросту не была воспринята. Вообще, многие авиаконструкторы были тогда вынуждены сделать "шаг назад", отступиться от экспериментов с многообещающими нестандартными проектами (как бы перешедшими в разряд фантастики) и, так сказать, переключиться на работу в мэйнстриме.

Тот же "Таубе" от цаннонии сохранил лишь некоторые особенности задней кромки крыла, а в остальном его контуры сделались вполне традиционны...

И ганноверец вынужден сдаться. В начале 1910-х годов он построил традиционного "голубя" - Jatho IX Taube. А затем в 1912-м и 13-м сразу два самолета Jatho X и Jatho XI Stahltaube. Саммым заметным отличием самолетов была силовая установка - первый был оснащен мотором Argus мощностью 50 л.с., а второй уже 100-сильным двигателем этой же фирмы.

В 1913 году Ято основал собственное авиационное производство, не очень успешное, впрочем, а так же летную школу, в которой обучал желающих стать пилотами.

Stahltaube стали роследними самолетами Карла Ято. Эти конструкции - уже не фантастика, а мэйнстрим: машины типичного для 1912 г. облика. Вот они-то летала куда лучше всех прежних самоелтов конструктора. Но - совсем неважно по меркам 1912 года, времени триумфа Фармана и Латама, Блерио, Ньюпора...





 ЛТХ:
Модификация   Jatho XI Stahltaube
Размах крыла, м   15.00
Длина самолета,м   9.00
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   32.00
Масса, кг  
  пустого самолета   510
  максимальная взлетная   960
Тип двигателя   1 ПД Argus
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч   120
Крейсерская скорость, км/ч   105
Практическая дальность, км   3
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Jatho IX Taube
 Jatho X Stahltaube
 Jatho X Stahltaube
 Jatho X Stahltaube
 Jatho X Stahltaube
 Jatho X Stahltaube
 Карл Ято (в центре) возле Jatho X Stahltaube
 Jatho XI Stahltaube

 



 

Список источников:

Наука и Техника 2007. Панченко Г. Блеск и нищета "дорайтовской" авиации
Jet & Prop 2004-01. 18. August 1903 : Ein Luftsprung von 18 Metern
Jane's All The World Aircraft 1913
Zeitschrift Flugsport - Jahrgang 1913. Der Jatho-Eindecker
Zeitschrift Flugsport - Jahrgang 1914. Der Jatho-Stahl-Eindecker 1914
Das Historische Archiv der Stiftung Deutsches Technikmuseum Berlin


Уголок неба. 2020  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: