Реклама...

    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Gee Bee Model X Sportster
       
Разработчик: Gee Bee
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Гоночные самолеты компании Gee Bee занимают уникальное положение в авиационной истории. Если учесть, что в 1931 и 1932 годах Super Sportster'ы представляли собой базовую (не развитую) конструкцию, то можно сказать, что ни один самолёт в истории не появлялся на сцене столь выразительно, не достигал столь выдающегося места в памяти людей и не оказывал такого влияния на энтузиастов авиационных гонок. Всё это тем более замечательно, что основная карьера трёх самых известных самолётов этой марки продолжалась чуть больше одного года. Другие самолёты, особенно серия современников Gee Bee фирмы Weddl-Williams показывали хорошие результаты год за годом, и собрали гораздо больше наград. Однако самолёты Weddl-Williams относительно малоизвестны сейчас, в то время как похожий на пузатую пивную бутылку Gee Bee почти всегда является первой машиной, которая приходит на ум, при упоминании о выдающемся периоде американских авиационных гонок 1930-1939 годов, называемых так же "Золотыми Годами".

Понять, каким образом стал возможен феноменальный успех Gee Bee, можно ознакомившись с предшествующим десятилетием американских воздушных гонок. Воздушные гонки стали очень популярным зрелищным видом спорта как в Европе, так и в Америке перед Первой Мировой войной, и фактически являлись одним из главных событий для авиации, в то время как самолёты ещё не стали важной частью военной машины и индустрии перевозок. Самые развитые авиационные державы мира, особенно Франция, проводили всевозможные авиационные собрания и ежегодные гонки, ставшие всемирно известными. Первая Мировая, конечно же, положила конец такой авиационной активности, но в 1919, первом послевоенном году, к гонкам вернулись с большим энтузиазмом. Однако, и самолёты, и участники гонок, сильно изменились. Теперь соревнования не являлись событием для большого числа частных спортсменов, проводившимися в атмосфере высокой социальной активности. Авиация стала развитой отраслью, и конструкция самолётов теперь в большей степени определялась требованиями военных. В первых послевоенных гонках принимали участие только разоружённые истребители или машины с моторами от военных самолетов. Из-за большой мощности и общей сложности конструкции, цена самолётов стала высокой, и спортсмены-пилоты, оплачивающие покупку и стоимость обслуживания собственных машин, вскоре были выбиты из соревнований самолётов с самыми высокими характеристиками. Появление именитых гонок для машин с предельно мощными двигателями - на призы Шнейдера (Schneider), Гордон-Бенетта (Gordon-Bennett) и Пулитцера (Pulitzer), ещё сильнее ограничило круг участников, сведя их к синдикатам, правительствам и мощным и хорошо развитым производителям авиатехники. Частные спортсмены-пилоты остались в секторе менее мощных, в основном бывших военных самолётов с моторами 80-200 л.с., более соответствовавших их финансовым возможностям и лётному мастерству.

Гонки, проходившие в Европе, отличались гонок в Америке, где комбинация технических, географических и экономических особенностей этой большой нации вскоре привела к появлению феноменальных ежегодных "Национальных Воздушных Гонок" (National Air Races). С середины 20-х они занимали от недели до 10 дней, включали соревнования практически для всех известных видов самолётов и привлекали большое количество всевозможных участников. Конечно, среди самых мощных самолётов всё ещё доминировали военные, но спортсмены имели почти неограниченный выбор для участия в соревнованиях менее мощных машин, оснащённых моторами начиная от снятых с мотоциклов, до практического предела в 300 л.с.. Особенно популярными среди частных пилотов были гонки коммерческих самолётов или самолётов с моторами от таковых. В них владельцы частных летательных аппаратов могли получить все удовольствия от соревнований, избежав огромных затрат времени и финансов на создание специальных гоночных машин. Именно благодаря таким гонкам относительно экономичные и маломощные самолёты Gee Bee попали в авиационный зал славы в 1930г.

Название "Джи Би" (Gee Bee) произошло от звучания аббревиатуры G.B., обозначающей продукцию Granville Brothers Aircraft, Inc. Пять братьев участвовали в управлении компанией, выросшей из передвижной авиаремонтной мастерской, основанной Зэнтфордом Грэнвилом (Zantford Granville), в Бостоне, шт. Массачусетс, в 1925 г. Поймав волну выдающегося подъёма авиации, последовавшую за перелётом Чарльза Линдберга из Нью-Йорка в Париж в 1927 году, бизнес компании вырос до точки, когда компания формально стала именоваться корпорацией, занимающейся производством коммерческих самолётов в Спрингфилде, шт. Массачусетс. Первым продуктом новой фирмы стал Gee Bee Model "A", маленький двухместный биплан, отличавшийся от современников расположением сидений, установленных бок о бок в одной кабине, вместо привычного тандемного расположения.

Тенденции, возникшие после проведения ранних Американских воздушных гонок, повлияли на конструкцию следующего Gee Bee, Model X "Sportster", появившегося в 1930 году. Это был одноместный моноплан, оснащенный четырехцилиндровым перевёрнутым двигателем American Cirrus воздушного охлаждения, мощностью в 100 л.с. В 1929 году, впервые на гонках коммерческий самолёт обогнал военный в категории самых мощных самолётов (unlimited racing). Самолёт доселе неизвестной компании, Travel "Mystery Ship", моноплан с низко расположенным крылом и проволочными расчалками, оснащённый двигателем Wright J-9-6 "Whirlwind" мощностью в 300 л.с., но очень хорошо закапотированным, выиграл гонку 1929г на приз Пулитцера у разоруженного и немного модифицированного стандартного армейского биплана Curtiss P-3A "Hawk". И хотя в 1930 биплан снова стал победителем гонок (гонки на приз Томпсона сменили гонки на приз Пулитцера в качестве главных гонок среди самых мощных самолётов в Американских Национальных Гонках) определённо наступал конец эры гоночных бипланов. Многие следующие гоночные проекты, а так же ряд коммерческих самолётов, последовали примеру лидера, и использовали схему низкоплана с проволочными расчалками. Эта схема доминировала на гонках до тех пор, пока история не повторилась, и в 1936 гонки на приз Томпсона были выиграны на самолёте более современной конструкции, который снова стал образцом для гоночных машин, с мотором меньшей мощности и улучшенной обтекаемостью. Caudron C.460 Мишеля Детроята (Michel Detroyat) имел не только аэродинамически чистое, безрасчалочное крыло, но существенно меньшее сопротивление благодаря применению убирающихся стоек шасси.

Gee Bee Model X был создан в 1930 г для участия в проводящейся на деньги Cirrus Engine Company гонке "All American Flying Derby" из Детройта в Лос-Анджелес и обратно. Эти соревнования немного отличались от обычных гонок тем, что представляли собой состязания самолётов, оснащённых любым из нескольких вариантов двигателя, выпускаемого главным спонсором. Участники должны были пролететь 5541 милю из Детройта, Мичиган, моторостроительной столицы страны, пересечь южную часть страны и долететь на запад до Лос-Анджелеса, после чего вернуться в Детройт. Эти соревнования проводились независимо от Национальных Воздушных Гонок, и должны были продемонстрировать публике надёжность коммерческих самолётов, особенно оснащённых моторами Cirrus.

Сначала Model X получил название "Dragonfly", которое можно найти на редких фотографиях самолёта, сделанных сразу после его окраски. Непосредственно перед "All American Flying Derby" его переименовали в "Sportster", написав новое название на киле. Вообще одноместные Sportster'ы Грэнвили называли "Junior Sporter", а Model Y - "Senior Sportster". Иногда впрочем, название "Junior Sportster" применялось только к Model X, а его "потомки" именовались просто "Sportster", без всяких приставок.

На Model X установили перевёрнутый двигатель Cirrus мощностью 110 л.с., оснащённый наддувом (нагнетателем). В 1930 наддув на столь маломощных двигателях был очень редким явлением.

Model X окрасили в чёрный и белый цвета (разделительная полоса не была выделена цветом), гоночный номер 8 был нарисован чёрной краской в оранжевом круге. Создателям удалось получить только ограниченный сертификат типа на своё изделие, самолёт зарегистрировали под номером NR 49V. Интересно, что если на киле регистрационный номер был написан через дефис (NR-49V) то на крыльях слитно (NR49V).

На Cirrus Derby самолётом управлял Лоуэлл Байлес (Lowell R. Bayles). Байлес прекрасно выступил на этой гонке, но не смог обогнать Ли Гелбаха (Lee Gehlbach), выступавшего на самолёте Command-Aire "Little Rocket", названном так в честь места постройки (Литл Рок, Арканзас), и пришёл к финишу вторым, показав среднюю скорость на трассе 116,4 мили в час. Полученный за второе место денежный приз в 7000 $ Байлес разделил с Зэнфордом Грэнвилем. В Спрингфилде Байлеса на Sportster'e встречали как победителя.

На свою долю призовых денег Байлес выкупил "Sportster", т.к. самолёт ему очень понравился. Model X оказался прекрасным акробатическим самолётом, и Гелбах показывал на нём зрелищные номера во всех аэропортах, в которых он побывал во время проведения "All American Flying Derby".

Model X стал родоначальником целой серии однотипных самолётов, имевших тем не менее другие обозначения (от Model B до Model E). Все они в той или иной степени отличались от исходного варианта, в основном моторами, конструкцией шасси и хвостового оперения, что в конечном итоге позволило некоторым машинам этой серии получить сертификат типа коммерческого самолёта (АТС) и префикс NC перед регистрационным номером. Отличительными особенностями Model X были жёсткие опоры шасси (совсем без амортизации) и небольшой киль. Амортизация осуществлялась только за счёт надувных колёс фирмы Goodyear.

Единственный построенный самолёт был специальной гоночной машиной. Самолёты на базе Model X стали вершиной производственной деятельности компании (самыми популярными, продаваемыми машинами).

Спортивная модель имела размах крыла около 25 футов, площадь крыла составляла 95 квадратных футов. Длина самолёта 17 футов 3 дюйма, высота - 6 футов.

Запас топлива составлял 40 галлонов, запас масла - 3 галлона.

С мотором Cirrus Hi Drive вес самолёта составлял 900 фунтов, максимальная скорость доходила до 140 миль в час. Крейсерская скорость была около 120 миль в час, а посадочная 50 миль в час.

Позднее Байлес и его партнёр, Раско Бринтон (Roscoe Brinton), купили и установили на Model X двигатель Fairchild 6-390 мощностью 135 л.с., после чего в некоторых источниках его стали именовать Model F. По данным aerofiles.com при этом регистрация поменялась не то на NX-49V, не то на NC-49Y, однако фотографии, способные подтвердить или опровергнуть эту версию там отсутствуют.

Установка нового двигателя послужила косвенной причиной потери этого самолёта. Разбился он в сентябре 1931, во время Vermont airshow из-за того, что управление было заклинено выпавшей из гнезда рукояткой запуска двигателя. Пилотировавший самолёт Раско Бринтон почти не пострадал.

 



 ЛТХ:
Модификация   Model X
Размах крыла, м   7.62
Длина самолета,м   5.00
Высота самолета,м   1.83
Площадь крыла,м2   8.83
Масса, кг  
  пустого самолета   395
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД American Cirrus
Мощность, л.с.   1 х 110
Максимальная скорость, км/ч   233
Крейсерская скорость, км/ч   201
Практическая дальность, км   837
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Model X
 Model X
 Лоуэл Байлес у Model X

 



 

Список источников:

Aircraft Profile 51. Peter M. Bowers. The Gee Bee Racers (Перевод Клундук Петр Васильевич)
Darrell Graves. The Granville Brothers and Their Fantastic Airplanes (Перевод Клундук Петр Васильевич)
Aerofiles.com. Gee Bee


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: