главная довоенная авиация легкая авиация
   Г-10
       
Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1933
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Этот небольшой спортивный высокоплан начал проектироваться уже в МКБ, а его изготовление завершилось в 1933 г. В статье, помещенной в журнале "Самолет" No.1 за 1934 г., Грибовский так излагал идею самолета Г-10: "Развитие спортивной авиации, развертывание сети аэроклубов, большое количество летного состава, нуждающегося в постоянной тренировке, вызывает колоссальный расход горючего и капитальные затраты на постройку ангарной площади, задерживает темпы развития спортивной авиации.

Одним из основных путей сокращения этих расходов является введение в нашу систему дешевого, маломощного, с малыми габаритами самолета, с летной стороны отвечающего всем требованиям тренировщика. Если мы сравним стоимость самолета со 100-сильным мотором и мотором в 65 л.с. мы получим 65% экономии, в то же самое время у нас примерно на 40% сократится расход горючего. Требование на ангарную площадь убавится больше чем на 50%, кроме того, мы получим еще целый ряд эксплуатационных выгод".

В октябре - ноябре 1933 г. самолет Г-10, оснащенный опытным отечественным двигателем М-23 мощностью 65 л.с., успешно прошел государственные испытания на летно-испытательной станции ВВА им. Н.Е.Жуковского. Кроме ведущего летчика-испытателя Т.Т.Алтынова, в облете самолета приняли участие еще семь летчиков из НИИ ВВС, Военно-Воздушной академии им. Жуковского, Осоавиахима и одного из авиазаводов. В отзывах летчиков отмечалось, что Г-10 может быть использован в качестве спортивно-тренировочного для аэроклубов, школ ВВС и ГВФ.

Двигатель М-23, однако, разделил судьбу многих опытных изделий и серию не пошел. По этой причине Г-10 длительное время не эксплуатировался и хранился в ангаре.

В начале 1935 г. известный летчик-спортсмен Центрального аэроклуба СССР Н.Д.Федосеев предложил включить самолет в намеченный на сентябрь года круговой перелет спортивных самолетов протяженностью 5500км. (Перелет этот неоднократно будет упоминаться в дальнейшем, в частности, в связи с самолетами Г-15 и Г-20. Поэтому уместно привести его полный маршрут: Москва - Горький - Казань - Сарапул -Пермь - Свердловск - Челябинск -Магнитогорск - Оренбург - Куйбышев - - Саратов - Сталинград - Луганск - Сталине - Днепропетровск -Киев - Брянск - Москва).

Для осуществления своего предложения Федосеев нашел старенький двигатель "Вальтер" мощностью 65л.с., лично перебрал его и установил на самолет.

Перелет, как и планировалось, занял 7 дней. Г-10 шел вне конкурса, так как имел мотор меньшей мощности, чем остальные машины, оснащенные серийными М-11. Несмотря на это, Г-10 успешно прошел весь маршрут, практически наравне с другими участниками. Летчик Федосеев за проявленную инициативу и успешный перелет был награжден призом Наркомата обороны СССР -золотыми часами.

Отсутствие серийных отечественных моторов мощностью порядка 60 л.с. не позволило внедрить Г-10 в более широкую эксплуатацию, и все ограничилось постройкой единственного экземпляра.







 ЛТХ:
Модификация   Г-10
Размах крыла, м   8.40
Длина самолета,м   5.60
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   11.00
Масса, кг  
  пустого самолета   330
  максимальная взлетная   505
Тип двигателя   1 ПД Walter
Мощность, л.с.   1 х 60
Максимальная скорость, км/ч   170
Крейсерская скорость, км/ч   138
Практическая дальность, км   700
Продолжительность полета, ч   4
Скороподъемность, м/мин   200
Практический потолок, м   5200
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Г-10
 Г-10
 Г-10
 Г-10

Схемы:

 Г-10

 



 

Список источников:

АвиаМастер. Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: