главная довоенная авиация легкая авиация  
   DH.37
       
Разработчик: de Havilland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1922
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В ноябре 1920 года г-н Алан С. Батлер (Mr. Alan S. Butler) купил Bristol Type 29 Tourer с двумя открытыми кабинами и стал первым британским собственником частного самолета, способного выполнять полеты большой дальности как по стране, так и по Континенту. 16 июля 1921 года Батлер принял участие в проходившем в Хендоне (Hendon) авиационном дерби, где пришел к финишу вторым. Вскоре Алан С. Батлер сменил эту машину, в конструкции которой было много заимствований из истребителя Bristol Fighter, построенным компанией de Havilland скоростным спортивным и туристическим самолетом.

В числе основных требований к новому самолету были экономичность эксплуатации, размещение помимо пилота двух пассажиров, вместительные топливные баки, более простая конструкция, нуждающаяся в минимальном техническом обслуживании. Результатом работ по требованиям, составленным самими Аланом Батлером, стал D.H.37, построенный в начале 1922 года и обошедшийся в £3000. Машина оказалась настолько соответствующей требованиям, что восторженный владелец вложил крупную сумму в компанию и стал ее председателем.

Оснащенный надежным 275-сильным двигателем Rolls-Royce Falcon III, купленным по низкой цене у компании Aircraft Disposal Co. Ltd., новый самолет в передней кабине мог перевозить двух пассажиров, которые размещались тандемом. Машина оснащалась двойным управлением, которое можно было легко демонтировать; раздвижная опалубка позволяла D.H.37 выполнять полеты с экипажем из одного, двух и трех человек. Очень прочная конструкция фюзеляжа, использовавшаяся в серии транспортных самолетов D.H.18√29√34, была также применена на новой машине. Благодаря этому D.H.37 стал первым в длинной череде легких самолетов компании, оснащенных фанерной обшивкой фюзеляжа. Кроме того, D.H.37 стал первым самолетом гражданского типа компании de Havilland, являвшимся одностоечным бипланом с дифференциальными элеронами на нижнем крыле.

Общая емкость топливных баков составляла 80 галлонов (364 л); половина запаса топлива находилась в центральном баке, расположенном над скошенными к законцовкам N-образными кабанными стойками. Остальная часть топлива находилась в баке перед передней кабиной. Двигатель Falcon, охлаждавшийся носовым радиатором, вращал четырехлопастный деревянный воздушный винт. Основные стойки шасси были отдельными с масляной и пружинной амортизацией. Управление рулями высоты выполнялось посредством расположенного позади пилота поперечного вала, приводившегося в движение внешними кольцами подшипников и оснащавшегося двухсторонними рычагами, от которых к хвостовой части самолета были протянуты тросы. Эти рычаги выходили из желудеобразных обтекателей, расположенных вне фюзеляжа и являвшихся хорошо известной особенностью самолетов компании de Havilland времен эры бипланов.

Всего было изготовлено два самолета типа D.H.37. Первая машина (заводской номер 43), летные испытания которой состоялись в июне 1922 года, стала личным самолетом Алана Батлера и получила номер гражданской регистрации G-EBDO и собственное имя "Sylvia" √ в честь родной сестры владельца. Изготовление второго самолета было завершено в 1924 году, после чего машину отправили в Австралию. "Sylvia", фюзеляж которой был окрашен в ослепительный красный, а крылья √ в золотой, дебютировала в одноместном варианте на авиационном дерби, состоявшемся 7 августа 1922 года в Кройдоне. Однако проблема с магнето стала причиной позднего старта и последовавшего схода с трассы. Во время первых гонок на кубок короля Георга, состоявшихся в Кройдоне 8 сентября 1922 года, Батлер пришел пятым, совершив через всю Британию полет в Ренфру (Renfrew) и обратно за 7 часов 50 минут полетного времени. В следующем месяце для доставки генерал-майора сэра Уоррена Х. Андерсона (Maj. Gen. Sir Warren H. Anderson) в Константинополь британское правительство запросило компанию de Havilland предоставить самолет в прокат на короткий срок. Для выполнения этого перелета был выбран D.H.37 за относительно высокую крейсерскую скорость. 8 октября самолет, пилотируемый Э. Дж. Кобхэмом (A. J. Cobham), вылетел из Кройдона и в тот же день был в месте назначения. Три года спустя 6 июня 1925 года Кобхэм выполнил схожий однодневный полет в Марокко. Под управлением майора Х. Хемминга (Maj. H. Hemming) D.H.37 принял участие в соревнованиях туристических самолетов, организованных в связи с международной авиационной выставкой, состоявшейся в Гётеборге, Швеция, 20 июля 1923 года. В этих состязаниях "Sylvia" заняла пятое место.

17 апреля 1924 года Алан Батлер вместе со своим инженером К. К. Брауна (K. C. Brown) вылетели из Кройдона. Так начиналось самое продолжительное путешествие, которое в те годы совершил владелец частного самолета. В течение четырех недель "Sylvia" посетила Ривьеру, Милан, Белград, Софию, Бухарест, Вену, Прагу, Варшаву, Брюссель и Париж. В период с 11 по 13 мая Броуд (Broad) летал на D.H.37 в Берлин и обратно, чтобы вернуть срочные фотографии. 30 мая Батлер отправился в Прагу на международную авиационную выставку, преодолев без остановки 600 миль (966 км) за 5,5 часов полетного времени. 12 августа 1924 года пилотируемый Аланом Батлером D.H.37 стартовал в Мартлшеме и, преодолев 950 миль (1529 км) трассы гонок на кубок короля Георга, приземлился в Ли-он-Соленте (Lee-on-Solent), заняв третье место со средней скоростью 112,65 миль/ч (181,29 км/ч). В следующем году D.H.37 под управлением майора Х. Хемминга и с двумя пассажирами на борту снова стал третьим после завершения двух 804-мильных (1294 км) полетов по маршруту Кройдон √ Ренфру √ Кройдон, на выполнение которых Хеммингом 3-4 июля 1925 года было затрачено 16 часов 42 минуты полетного времени.

Для улучшения характеристик самолета перед гонками на кубок короля Георга, которые должны были проходить в Хендоне 9 июля 1926 года, Батлером была произведена замена двигателя Falcon на более мощный и легкий A.D.C. Nimbus. 6 июля Хьюберт Броуд совершил первый полет на оснащенном этим двигателем самолете, который в одноместном варианте получил обозначение D.H.37A и новое имя "Lois". Из-за поломки впускной трубы Броуд был вынужден приземлиться неподалеку от Челтнема (Cheltenham). Однако затем D.H.37A принял участие в нескольких гонках, состоявшихся 21-22 августа 1926 года во время проходивших в Борнмуте летних авиационных состязаний (Bournemouth Summer Aviation Meeting). Там Броуд занял первое место боскомбском высокоскоростном гандикапе (Boscombe High Speed Handicap).

15 мая 1927 года D.H.37A под управлением Алана Батлера занял второе место в проходивших в Хембле гонках с открытым участием и гиндикапом на приз Морриса (Morris Open Handicap Race), но 4 июня карьере этого самолета пришел внезапный конец. В этот день самолет в двухместной конфигурации ударился о нумератор ипподрома во время гонок с гандикапом, проводившихся в праздник Троицы в пригороде Борнмута Энсбери-Парк (Ensbury Park). Майор Х. Хемминг получил небольшие повреждения, а его пассажир получил травмы, приведшие к смертельному исходу.

Второй D.H.37 (заводской номер 105) в 1924 году был морем доставлен в Австралию для использования управляющим гражданской авиацией. D.H.37 был первым гражданским самолетом доминиона, получившим британский номер гражданской регистрации (G-AUAA). Под управлением капитана Ф. У. Фоллетта (Capt. F. W. Follett) самолет участвовал "вне конкурса" в авиационном дерби Нового Южного Уэльса, проходившего над аэродромом Ричмонд, Сидней, 8 декабря 1924 года, и был признан неофициальным победителем.

Два года спустя G-AUAA был приобретен Guinea Gold Co. Ltd. и на корабле был доставлен в Рабаул, Новая Гвинея, где на самолет был установлен дополнительный топливный бак. Эта модификация позволила Э. Э. Мастару (E. A. Mustar) 31 марта 1927 года перелететь в Лаэ (Lae). Этот 450-мильный (724 км) перелет, проходивший в основном над морем, имел продолжительность 5 часов 19 минут. 18 апреля Мастар смог проложить курс сквозь окутанные облаками горные вершины и сделать первую в истории посадку на наклонный аэродром золотого прииска в Вау (Wau). Затем D.H.37 вылетел в Лаэ с недельной добычей золота, достигнув пункта назначения через 20-30 минут. Этот очень хорошо контрастирует с 7-10 днями пути, затрачивавшимися местными носильщиками.

В 1928 году у самолета сменился номер гражданской регистрации с британского на австралийский VH-UAA. 25 марта 1932 года самолет разбился в Крауди-Хед (Crowdy Head), Новый Южный Уэльс.

(c) alternathistory.org.ua





 ЛТХ:
Модификация   DH-37
Размах крыла, м   11.28
Длина самолета,м   8.53
Высота самолета,м   2.86
Площадь крыла,м2   36.97
Масса, кг  
  пустого самолета   961
  максимальная взлетная   1505
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Falcon III
Мощность, л.с.   1 х 275
Максимальная скорость, км/ч   196
Крейсерская скорость, км/ч   162
Практическая дальность, км   450
Практический потолок, м   6400
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   1 пассажир


 Доп. информация :


  Фотографии:

 DH-37
 DH-37
 DH-37
 DH-37
 DH-37A
 DH-37A
 DH-37A

  Схемы:

 DH-37

  Варианты окраски:

 DH-37A

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Туристические и гоночные самолеты de Havilland D.H.37
Putnam. A.J.Jackson. De Havilland Aircraft Since 1909
De Havilland Aircraft. DH-37
Airwaysmuseum.com. De Havilland DH37 G-AUAA
1000aircraftphotos.com. No. 11652. de Havilland D.H.37 (G-AUAA c/n 105)


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: