Уголок неба ¦ Cessna Comet

Реклама...

    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Comet
       
Разработчик: Cessna
Страна: США
Первый полет: 1917
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Клайд Вернон Цессна (Clyde Vernon Cessna) родился 5 декабря 1878 г. в городке Хоуторн, штат Айова (Hawthorne, Iowa) в семье фермера. Его родители происходили из семей французских и немецких эмигрантов. Когда мальчику было 2 года, семья перебралась в Канзас, на "старый дикий Запад". В местности Раго (Rago), в 25 милях от г. Уичита (Wichita), отец приобрел 40 акров земли и организовал ферму. Как и многие дети того времени, Клайд не смог закончить даже начальной школы - семья росла, и дети помогали по хозяйству. Толковый парень часто проявлял смекалку, изобретательность и предприимчивость - еще подростком он нанялся на работу дилером по продаже сельскохозяйственного инвентаря. В совсем юном возрасте Клайд прославился среди соседей и как умелый механик, усовершенствуя сельскохозяйственные машины.

Приобретенные навыки вскоре пригодились. На рубеже XIX-XX веков Америку захлестнул автомобильный бум. 20-летний Цессна, перебравшись в г. Энид, штат Оклахома (Enid, Oklahoma), устроился работать автомехаником, а позже даже открыл свою фирму по продаже автомобилей. Клайд был успешным бизнесменом, его "Сухопутное автомобильное агентство" продало более сотни машин. Молодой человек стал выгодным женихом и смог найти себе невесту среди сливок местного общества. 6 июля 1905 г. он женился на школьной учительнице Европе Элизабет Дотзо (Europa Elizabeth Dotzour).

В феврале 1910 г. Цессна посетил выставку Moisant International Aviation Air Circus в Оклахома-сити, и это резко изменило его жизнь. Заболев авиационной лихорадкой, Клайд забросил все дела и устроился механиком на нью-йоркскую фирму Queen Aeroplane Company, которая занималась продажей летающих чудо-машин. Здесь он ознакомился с конструкцией самолета и теоретическими основами полета. Через месяц энтузиаст вернулся домой с купленным за 7500 долларов фюзеляжем Bleriot XI и 40-сильным двигателем Elbridge. В мае 1911 г. самолет, названный Silverwing, был полностью готов.

Дальше начались мучения. Все-таки крестьянская смекалка не могла заменить настоящую летную подготовку, и первая попытка подняться в воздух окончилась неудачей: 9 июня самолет перевернулся во время разбега, так и не оторвавшись от земли. Клайд отделался ушибами, а на ремонт самолета пришлось потратить сотню баксов. Вторая попытка оказалась также безрезультатной, а после третьей начинающий авиатор с травмами ненадолго попал в больницу. Но в конце концов, на тринадцатой (!) попытке самолет таки пролетел около сотни метров. В завершение своего "исторического полета" Клайд, разворачивая машину, не рассчитал маневра и "сел" на дерево. Поддерживавшая его во всех начинаниях жена помогла и в тот раз. Она привела к месту аварии трактор, с помощью которого поврежденный самолет отбуксировали к дому. Раздосадованный очередной неудачей Цессна воскликнул: "Я все-таки полечу на этой штуке, а потом сожгу ее, и никогда не буду заниматься аэропланами!" Наконец, через месяц ему удалось совершить нормальный полет. Благополучно приземлившийся пилот был восторженно принят толпой зрителей. На смену былым насмешкам пришли почет и слава. Горожане теперь называли своего героя "птицеловом из Энида".

Между тем положение в отцовском хозяйстве становилось хуже некуда - дело шло к банкротству. В конце декабря Клайд со своей семьей собрал пожитки и перебрался на ферму в Канзас. Зима 1911-12 гг. прошла тяжело. Ко всему, Цессна захворал, но дни напролет продолжал ремонтировать свой самолет в холодном сарае.

С приходом весны 1912 г. ситуация стала улучшаться. Клайд совершил ряд успешных полетов на ярмарках и спортивных праздниках по всему штату и каждый раз получал доход в пару сотен долларов. Прибыль позволила построить до 1915 г. несколько самолетов по образцу "Блерио-XI". Цессна продолжал выступать и теперь путешествовал по всему Среднему Западу США, буксируя самолет в прицепе. В большинстве случаев, по условиям контрактов, ему нужно было взлететь и продержаться в воздухе на глазах публики несколько минут. Шоу "Цессна в его моноплане" собирало немало зрителей. Росла прибыль: среднегодовая зарплата рабочего в США тогда составляла около 600 USD, а Цессна эти деньги зарабатывал за один день авиашоу. Но он уже мечтал о большем - конструировать и производить новые модели самолетов. В 1915 г. он впервые выступил с показательными полетами в Уичите (в своей будущей "столице"), а через год получил от местной автомобильной компании Jones Six предложение использовать часть их производственных площадей в обмен на рекламу. Что интересно, "под крылышком" автомобилистов Джонса позже начнут карьеру и другие знаменитые авиафирмы - Stearman и Mooney.

Новый самолет Цессны получил название 1916-Jones Six. На нижней поверхности его крыла красовалось название автомобильной фирмы, написанное большими буквами, "видными с высоты в тысячу футов". Одним из зрителей рекламных полетов был студент местного колледжа Ллойд Стирман (Lloyd Stearman), ставший вскоре компаньоном Цессны и известным авиаконструктором. К началу 1917 г. Цессна построил самолет "Комета" (Cessna "Comet") с 60-сильным мотором "Анзани", который значительно отличался от его ранних машин. На нем впервые фюзеляж был полностью закрыт полотняной обшивкой, увеличен стабилизатор, а козырек закрывал значительную часть кабины. И хотя для того времени машина уже не выглядела техническим шедевром, на ней при перелете из Блэкуэлла (шт. Оклахома) в Уичиту удалось установить, правда, не без помощи попутного ветра, национальный рекорд скорости - 125 мили в час (201,17 км/ч).






 ЛТХ:
Модификация   Comet
Размах крыла, м   8.23
Длина самолета,м   6.55
Высота самолета,м   2.44
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД Anzani
Мощность, л.с.   1 х 60
Максимальная скорость, км/ч   201
Крейсерская скорость, км/ч   175
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   4


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Silverwing
 Silverwing
 Silverwing
 Клайд Цессна возле Comet
 Comet
 Comet
 Клайд Цессна в кабине Comet

  Фотографии:

 Silverwing
 Comet

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2008-03. Николай Терец. Летающий фермер
Edward H. Phillips. Cessna : A Master's Expression
Aerofiles.com. Cessna
Page Shamburger, Joe Christy. Command the Horizon


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: