главная довоенная авиация легкая авиация  
   Boxkite
       
Разработчик: Bristol
Страна: Великобритания
Первый полет: 1910
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Копания Bristol Aircraft (British and Colonial Aeroplane Co.) была основана в начале 1910 года как летная школа, но к концу года была приобретена лицензия на постройку самолетов у французской компании Zodiac, вместе с одним образцом, который был выставлен на Аэрошоу в Олимпии в марте 1910 года. Однако, самолет оказался неудачным (он смог сделать лишь несколько подлетов, после чего было сломано шасси) и пять начатых аппаратов были разобраны. Взоры совета директоров обратились на гораздо более удачный самолет Henry Farman'а.

В июне 1910 года George Challenger подготовил чертежи на самолет Boxkit, внешне очень напоминающий Farman-IV, однако с изменениями в конструктивных деталях, такими как стальные клипсы и литые алюминиевые гнезда для распорок. В целом конструкция была более качественная, чем у Фармана, поэтому, когда адвокаты Фармана выдвинули претензии о нарушении их патентов, в суде им отказали, аргументировав значительными улучшениями конструкции.

Вскоре были готовы два самолета, один с двигателем Gregoire 50 л.с., другой с E.N.V. такой же мощности. На одном самолете крылья были обшиты полотном с обеих сторон, на другом - только с одной, как это было принято на самолетах Фармана в целях экономии веса. Двигатель Gregoire оказался ненадежным, недодавал мощности и был заменен на ротативный Gnome. C этим мотором самолет совершил свой первый полет 30 июля 1910 года, с первой же попытки поднявшись на 50 метров. Почти сразу же обе машины были отправлены на соревнования в Lanark'е, начинавшиеся с 6 августа, где летали без каких-либо инцидентов, однако не завоевали почти никаких призов.

Началось серийное производство самолетов с двигателями Gnome. Самолеты отправлялись в различные летные школы, участвовали в соревнованиях и военных испытаниях. Два из них были отправлены в Австралию и Индию (в то время британские колонии).

Некоторые самолеты получали верхнее крыло увеличенного размаха, что повышало их грузоподъемность. Такие машины назывались "военного типа". В 1911 году на одну из таких машин был установлен мотор E.N.V. 60 л.с., что сделало этот самолет "полностью британским" и позволило принять участие в борьбе за Manville Prize за максимальное полетное время в 9 дней соревнований. Приз был выигран Howard Pixton'ом.

Самолет стал привлекать внимание и за рубежом. 15 ноября 1910 года российским атташе Ребиковым был подписан контракт, ставший первым в истории правительственным контрактом на британские самолеты. Было заказано 8 самолетов военного типа с увеличенными бензобаками. В апреле 1911 года один аппарат демонстрировался на выставке в Петербурге. Осмотревший машину царь Николай II был впечатлен, и приказал приобрести и эту машину. Британские военные сделали заказ на 4 самолета только в марте 1911 года, причем два из них надо было оснастить двигателями Renault 60 л.с. в экспериментальных целях. Самолеты удовлетворили военных и заказ был увеличен.

Самолет производился до 1914 года, в основном для множества летных школ, где ученики регулярно разбивали их, сами при этом оставаясь более-менее невредимыми, однако механики творили чудеса и раз за разом восстанавливали эти устаревшие, но надежные самолеты. Было произведено 76 самолетов, из них 61 - военного типа с увеличенным верхним крылом. Кроме трех самолетов, проданных в Россию, еще три были отправлены в Южную Африку, по два получили Австралия, Германия и Испания, и по одному - Болгария, Индия, Румыния и Швеция.

Кроме двухместных, было произведено два одноместных самолета специально для соревнований. Один из них имел уменьшенную одностоечную коробку крыльев и небольшую одноместную гондолу. Он участвовал в Circuit de l'Europe 30 мая 1911 года (пилот Tetard), но не дошел до финиша из-за проблем с двигателем. Второй был доработан Gabriel'ем Voisin'ом в феврале 1912 года. У него был снят передний руль высоты и установлено монопланное оперение с одним рулем поворота. Впоследствии его переделали в стандартный учебный самолет.

╘ Сергей Острожинский. Доисторическая авиация



 ЛТХ:
Модификация   Boxkite Standard Biplane
Размах крыла, м   10.51
Длина самолета,м   11.73
Высота самолета,м   3.60
Площадь крыла,м2   42.46
Масса, кг  
  пустого самолета   363
  максимальная взлетная   476
Тип двигателя   1 ПД Gnome
Мощность, л.с.   1 х 50
Максимальная скорость, км/ч   64
Крейсерская скорость, км/ч   52
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Boxkite
 Boxkite
 Boxkite
 Boxkite
 Boxkite
 Boxkite
 Летающая реплика Boxkite

  Схемы:

 Boxkite




 

Список источников:

Сергей Острожинский . Доисторическая Авиация - Bristol Boxkite
British Aircraft Directory.
Bristol Boxkite
Answers.com. Bristol Aeroplane Company
The Pioneers : An Anthology : Sir Stanley White and his Bristol Aeroplanes 1910 - 1918
TransportArchive.org.uk. The Transport Archive- Three Centuries of Transport
Crowood. Ken Delve. World War One in the Air
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: