Уголок неба ¦ Яковлев АИР-12

Реклама...

Решение споров, составление документов - юридическое сопровождение - решение вопросов.
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация  
   АИР-12
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1936
Тип: Легкий гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После успешного участия в гонках легких самолетов в 1935 г. в конструкторской группе А.С.Яковлева решили спроектировать для участия в подобных состязаниях специальный самолет, обладающий большой дальностью полета. Одновременно преследовалась вполне прагматичная цель - рекорд дальности полета в классе легких самолетов.

Машина получила обозначение АИР-12, была оснащена двигателем М-11, рассчитана на двух членов экипажа, отличалась увеличенным размахом крыла, убираемым шасси. Такое шасси с баллонными колесами почти полностью повторяло аналогичное устройство на самолете ХАИ-1. Крыло не вполне обычное для "АИРов", с заметным сужением и значительной стреловидностью по передней кромке и с прямой задней кромкой.

Летчик размещался за крылом в кабине, оборудованной узким сдвижным фонарем. Пассажир находился в передней кабине над крылом. Этот второй член экипажа по определению считался штурманом, однако малые размеры кабины и остекление, не выступающее из фюзеляжа, более правильно определяли его как пассажира. Данных об установке дополнительного остекления снизу фюзеляжа не обнаружено. Одновременно при проведении рекордных полетов в этой кабине предполагалось монтировать дополнительный топливный бак.

АИР-12 построили в 1936-м, в мае он демонстрировался на выставке легких самолетов Тушино, в летний сезон того же года аппарат выполнил ряд дальних тренировочных полетов. 21 сентября 1936 г. летчик Пионтковский совершил на нем беспосадочный перелет Москва - Харьков - Севастополь - Харьков дальностью около 2000 км за 10 ч 45 мин летного времени. Через год машину использовали для достижения одного из первых дальних женских перелетов.

24 октября 1937 г. Валентина Гризодубова совместно с Мариной Расковой осуществила успешный перелет Москва-Актюбинск. За 7 часов 23 минуты беспосадочного полета на легком спортивном АИР-12 они преодолели около полутора тысяч километров (1444 км), что почти в два раза превышало существовавший международный рекорд.





 ЛТХ:
Модификация   АИР-12
Размах крыла, м   11.00
Длина самолета,м   7.17
Высота самолета,м   2.20
Площадь крыла,м2   15.60
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   1240
Тип двигателя   1 ПД М-11
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч   235
Крейсерская скорость, км/ч   212
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 АИР-12
 АИР-12
 АИР-12
 АИР-12
 АИР-12
 АИР-12

  Схемы:

 АИР-12

  Варианты окраски:

 АИР-12

 



 

Список источников:

Крылья 2008-01. М. Маслов, М.Орлов, В.Егоров. Легкие самолеты для дальних перелетов
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Putnam. Bill Gunston, Yefim Gordon. Yakovlev Aircraft since 1924
Midland. Y.Gordon, D.Komissarov, S.Komissarov. OKB Yakovleva
Osprey. Bill Gunston. Russian Aircraft 1875-1995


Уголок неба. 2023



 

  Реклама: