главная довоенная авиация легкая авиация
   А-15
       
Разработчик: ЦАГИ
Страна: СССР
Первый полет: 1937
Тип: Разведывательный автожир
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 1935 г. в отделе особых конструкций ЦАГИ была начата предварительная разработка эскизного проекта нового мощного автожира ЦАГИ А-15.

Это был двухместный бескрылый автожир с непосредственным управлением втулкой ротора, снабжённый мощным двигателем М-25В. Новый автожир предназначался для использования в качестве артиллерийского корректировщика и ближнего разведчика.

Рабочее проектирование продолжалось в течение всего 1936 г. и было окончено в начале 1937 г. Постройка автожира ЦАГИ А-15 была закончена в апреле 1937 г. Автожир был снабжён металлическим двухлопастным винтом Гамильтон-Стандарт диаметром 2,96 м.

Перед кабиной лётчика на специальных узлах на верхней панели фюзеляжа был укреплён кабан ротора, состоявший из основной центральной опоры, переднего подкоса и двух стальных ленточных расчалок в поперечной плоскости.

Ротор автожира имел три свободнонесущих лопасти. Диаметр ротора составлял 18 м. От корня лопасти до радиуса 5,5 м лопасти имели профиль ЦАГИ серии В относительной толщины 17,6 - 15% и от радиуса 5,5 м до конца лопасти - профиль Стэк относительной толщины 12,8 - 11%.

Конструкция лопастей ротора автожира ЦАГИ А-15 была аналогична конструкции лопастей ротора автожира ЦАГИ А-12: стальной трубчатый лонжерон, деревянные нервюры, насаженные с помощью заклёпок на специальные розетки, фанерная и полотняная обшивка.

Хвостовое оперение автожира состояло из стабилизатора, двух управляемых закрылков, двух боковых шайб, нижнего киля и руля поворота.

В соответствии с назначением автожир ЦАГИ А-15 имел соответствующее фото- и радиооборудование, а также защитное вооружение.

После опробования системы механического запуска ротора автожира началась систематическая работа по изучению поведения машины на земле и устранению выявившихся дефектов.

В результате большой работы по проверке и доводке всех параметров ротора, соответствующих конструктивных изменений и подбора жёсткости демпферов на оси вертикальных шарниров лопастей ротора удалось почти полностью устранить раскачивание автожира при раскручивании ротора от системы механического запуска. Подбором разгрузочных пружин в системе управления втулкой ротора вождение ручки лётчика и усилие на ручку удалось также значительно уменьшить.

Катастрофа с автожиром ЦАГИ А-12 не могла не отразиться на темпах испытания автожира ЦАГИ А-15.

Работы были временно законсервированы, пока происходил углублённый анализ всех параметров автожира ЦАГИ А-12 и возможных причин катастрофы.

Испытания автожира ЦАГИ А-15 возобновились в феврале 1938 г. Требовалось небольшое усилие для устранения имевшихся ещё дефектов в системе механического запуска, но это не было сделано. Дальнейшие работы с автожиром были приостановлены и аппарат был окончательно законсервирован, не будучи даже испытан в полёте.

Все аэродинамические изыскания, связанные с выбором основных параметров автожира ЦАГИ А-15, были проведены бригадой аэродинамики ООК ЦАГИ под руководством М. Л. Миля.

Он же выполнил предварительную разработку эскизного проекта автожира. Руководил рабочим проектированием аппарата и наблюдал за его постройкой и лётными испытаниями В. А. Кузнецов. В разработке конструкции отдельных агрегатов автожира принимали участие А. П. Проскуряков, Н. С. Терехов, Г. В. Никонов, Т. М. Дзерве и пр.

Многочисленные аэродинамические расчёты выполнялись под руководством М. Л. Миля сотрудниками бригады: В. К. Квашниным, Е. Куролесовой, Е. Похвальновой. Расчёты на прочность агрегатов автожира производили Б. В. Богатырёв, А. Я. Бахур, Л. В. Балкинд и другие сотрудники бригады прочности КБ.

Руководил постройкой автожира в цехе винтовых аппаратов (ЦВА) А. А. Кобзарев.

В наземных испытаниях принимали участие А. И. Иванов и А. П. Чернавский.

 

 



 ЛТХ:
Модификация   А-15
Диаметр несущего винта, м   18.00
Длина, м   8.60
Высота, м   4.10
Масса, кг  
  пустого самолета   1695
  максимальная взлетная   2560
Тип двигателя   1 ПД М-25В
Мощность, л.с.   1 х 700
Максимальная скорость, км/ч   283
Продолжительность полета, ч  
Скороподъемность, м/мин   402
Практический потолок, м   6750
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 А-15
 А-15
 А-15

  Схемы:

 А-15

  Варианты окраски:

 А-15

 



 

Список источников:

Изаксон А. М. Советское вертолетостроение
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: