главная современная авиация легкая авиация
   Юниор
       
Разработчик: МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1987
Тип: Сверхлегкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1986 г. в ОСКБ-С был спроектирован ультралегкий одноместный самолет "Юниор", предназначенный для обучения пилотов легких самолетов. Проектирование самолета в основном велось на базе курсовых и дипломных проектов. Использовались дипломные проекты А. Иванникова и Н. Желтобрюхова. Главный конструктор самолета К. М. Жидовецкий.

Самолет был построен по бипланной схеме. Шасси рессорного типа с носовым колесом. Фюзеляж-балка выполнен в виде трубы, в хвостовой части которой располагалось подкосное хвостовое оперение.

Кабина пилота открытая, с небольшим обтекателем на приборной доске. За кабиной на вертикальной трубе-стойке был установлен двигатель воздушного охлаждения " толкающим воздушным винтом. Взлетная масса "Юниора" 280 кг, масса конструкции 180 кг. Максимальная расчетная скорость 115 км/ч.

Конструкторы рассчитывали на поставку легкого двухцилиндрового двигателя мощностью 60 л.с. конструкции СКВ МАИ, однако на "Юниоре" был установлен двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, разработанный в СКВ ХАИ специально для ультралегких самолетов. Предположительно, мощность этого двигателя не превышала 45 л.с., т.к. при диаметре винта 1,58 м тяга воздушного винта на месте была всего 120 кг.

С этим двигателем "Юниор" был представлен на СЛА-87 в Тушине, и первый полет здесь совершил В.В. Заболотский. "Юниор" летал хорошо, продемонстрировал соответствие летно-техническим данным, характерным для самолетов его класса.

Двигатель ХАИ запускался трудно и недостаточно устойчиво работал, поэтому на "Юниоре" был установлен другой двигатель - "Буран" мощностью 40 л.с., доработанный Э. Б. Бабенко и М. А. Тетюшевым. Он имел два карбюратора и винт диаметром 1,6 м, привод которого осуществлялся через клиноременный редуктор. Максимальная тяга винта на месте 120 кг.

На этой модификации "Юниора" ("Юниор-2") летчик-испытатель В. Г. Гордиенко в Тушине совершил несколько полетов. Самолет испытывали и другие летчики.

После испытаний "Юниор" было решено использовать в качестве базовой конструкции для нескольких типов сверхлегких ЛА, в которые он легко трансформировался посредством установки различных двигателей и применения нескольких комплектов крыльев. Например, планер первоначального обучения собирался из фюзеляжа без двигателя с использованием только верхнего крыла, усиленного подкосами. Двухместный моноплан "Юниор-2" собирался из комплекта крыльев биплана с увеличенным размахом верхнего крыла, из передней усиленной носовой части фюзеляжа, рассчитанной на два пилотских места (рядом) и двигателя мощностью 64 л.с. Кабина пилотов - закрытая со спаренным управлением.

Размах верхнего крыла для планера и двухместного варианта "Юниора" увеличен до 8,5 м.

Одноместный вариант полутораплана с увеличенным верхним крылом испытан летом 1989 г. в Подольске на аэродроме 2-го Московского аэроклуба. Испытывал полутораплан "Юниор" С. Лебедев. Самолет летал отлично. Большую помощь и поддержку при создании и разработке самолетов "Эльф", "Фотон", "Юниор-1", "Юниор-2" и других летательних аппаратов оказывал декан факультета А. М. Матвеенко.



 ЛТХ:
Модификация   Юниор
Размах крыла, м   5.68
Длина, м   4.44
Высота, м   2.20
Площадь крыла, м2   12.00
Масса, кг  
  пустого   180
  максимальная взлетная   280
Тип двигателя   1 ПД ХАИ-45
Мощность, л.с.   2 х 45
Максимальная скорость, км/ч   115
Минимальная скорость, км/ч   60
Практический потолок, м  
Макс. эксплутационная перегрузка   6
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Юниор
 Юниор

  Схемы:

 Юниор

  Варианты окраски:

 Юниор

 



 

Список источников:

Ю.В. Макаров. Летательные аппараты МАИ
МАИ. Сверхлегкий многоцелевой самолет "Юниор"
ОСКБЭС МАИ -- Экспериментальный самолет "Юниор"


Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: