Реклама...

    


 
главная современная авиация легкая авиация
   Grizzly
       
Разработчик: Rutan
Страна: США
Первый полет: 1982
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Работу над легким многоцелевым самолетом Model 72 Grizzly американский конструктор Берт Рутан (Burt Rutan) начал в 1980 году. Первоначально он проектировался для проверки концепции тандемного крыла для самолета с укороченным взлетом и посадкой. Но затем Рутан решил сделать из него полноценный легкий самолет класса "homebuilt".

Схема утка, да еще полностью из композитных материалов вполне характерна для Рутана, но дальше начинались различия - оба крыла были сдвинуты вперед и имели соединения между собой в которых располагались топливные баки. На всех четырех крыльях имеются закрылки Фаулера (это наиболее сложное и эффективное устройство, они, отклоняясь, перемещаются вниз и назад, увеличивая и площадь крыла, и его кривизну). Закрылки увеличивают площадь крыльев на 45 квадратных футов и позволяют обеспечить великолепные характеристики короткого взлета и посадки этому самолету. Форма крыльев Grizzly была впервые разработана на специальном аэродинамическом компьютере фирмы Рутана. Это было первое, что на нем рассчитали.

В конструкции Grizzly использовался фибергласс и углепластик, все это подкреплялось специальными "сэндвичами" с жесткой основой. Крылья самолета служили экспериментальной площадкой для изучения и сравнения различных решений по материалам и структуре. Например правое крыло было сделано из "сэндвич"-панелей и полым внутри, а левое имело полностью заполненный центр, сделанный по технологии впервые примененной на VariEze. Интересно,что полное крыло не только требовало меньше времени для постройки, но и было также легче и крепче, чем пустотелое крыло. Топливо размещено в месте соединения крыльев,что удаляло его от экипажа и уменьшало пожарную опасность.

Кроме всего прочего Рутан решил устроить в самолете кабину трансформер. У него были очень своеобразные взгляды на подобные самолеты. В нормальном состоянии салон перевозивший 4 человек мог превратиться в спальню для двух с кроватью длиной 195 сантиметров.

Первый полет самолета состоялся 22 января 1982 года. После успешного завершения всей программы испытаний самолет использовался для   буксировки другой опытной модели - Model 77-6 Solitaire. Это бы первый раз в истории авиации США, когда FAA выдали разрешение на буксировку опытной машины другой опытной машиной. В 1997 году после завершения всех испытательных полетов Grizzly был передан в EAA AirVenture Museum.

Самолет испытывали в его внедорожной конфигурации с четырьмя основными колесами низкого давления,для посадки на мягкие и неподготовленные площадки. Позже предполагалось оснастить его новым типом амфибийной поплавковой системы для полетов как с воды, так и твердых площадок. Идея этой системы была в том,чтобы осуществлять посадки на воду и на землю не убирая колеса и не выпуская их и рулить по воде без обычного водного руля. Испытания этой системы сильно зависели от успехов первоначальных испытаний самолета, но к сожалению так и не были реализованы. "В связи с более высоким приоритетом Solitaire и некоторыми другими обязательствами мы не считаем программу оснащения Grizzly амфибийными поплавками сейчас возможной",- говорил Рутан в начале 1982 года.

Grizzly был уникальным самолетом ,нынче это зовется Three-Surface Aircraft (самолет с тремя поверхностями или TSA) с активной системой управления (также известен как close-coupled canard TSA).

Проще говоря,такая конфигурация добавляла схеме утка обычный хвост и соединяла между собой передние горизонтальные плоскости. Такая схема самолета давала определенные преимущества : дополнительную подъемную силу в передней части самолета (снимает возможность сваливания), улучшает вращательные характеристики самолета, позволяет сократить взлетную и посадочную дистанции, позволяет брать больше полезной нагрузки на крыло того же размера.

Возможные недостатки типичной TSA конфигурации это дополнительное трение обшивки (что это значит я не понял если честно, хотя могу догадаться,что нагрузка на фюзеляж прикладывается в 3 местах, что заставляет более строго относиться к надежности его,возможно более высокий вес самолета,и особенно изменение стабильности и аэроэластических характеристик. Рутан принял это все во внимание когда представлял Grizzly в 1982 году, в то время это был первый самолет схемы TSA который проторил путь для более поздних Grumman X-29 и Piaggio Avanti.

То что самолет не пошел в серию вовсе не означало провал этой задумки. Зато он стал демонстрацией одного из трех оригинальных патентов Рутана, "a wide-chord flap suspension system" (US Patent Number 4614320).

Берт Рутан сформулировал результаты программы Grizzly следующим образом: "Это не было хорошей идеей,он никогда не был хорошим буш самолетом.Буш самолет должен быть высокопланом,а не низкопланом и он не должен иметь закрылки в двух или трех футах от земли ,которые будут стричь кусты.Для меня это был эксперимент с целью показать,что можно достичь большой подъемной силы на тандемном крыле и возможность сделать из самолета дом на крыльях. Мне нужно было потратить больше сил и энергии на аляске на выяснение действительно необходимых требований к буш самолету".







 ЛТХ:
Модификация   Grizzly
Размах крыла, м  
Длина самолета,м  
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого   668
  взлетная   1131
Тип двигателя   1 ПД Lycoming IO-360-B1E
Мощность, л.с.   1 х 180
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км   148
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   3 пассажира


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Grizzly
 Grizzly  (c) Eric van Gilder
 Grizzly   (c) Brian Lockett
 Grizzly   (c) Flying Magazine
 Grizzly   (c) Brian Lockett
 Grizzly   (c) Dariusz Jezewski
 Grizzly

 



 

Список источников:

Igor113.com. Ошкош-2011 ч.20: Rutan Grizzly 72 и Solitaire 77
AirVenturemuseum.org. Rutan Grizzly 72
Aerofiles.com. Rutan
Stargazer2006.online.fr. Rutan Model 72 "Grizzly" ("The Griz")


Уголок неба. 2018  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: