Реклама...

Добавить свое объявление
Загрузка...
    


 
главная современная авиация легкая авиация
   BD-10
       
Разработчик: Bede
Страна: США
Первый полет: 1992
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После экспериментов с частным реактивным самолетом BD-5J, американский конструктор  Джим Беде (Jim Bede) замахнулся на новый "kitplane", на этот раз уже сверхзвуковой. Одно мешало инженеру - после банкротства фирмы Bede Aircraft Федеральная торговая комиссия запретила Джиму заниматься авиационным бизнесом в течении десяти лет. С другой стороны эта задержка помогла ему тщательно проработать проект нового самолета.

В конце 80-х Джим Беде основал новую фирму - Bede Jet Corporation, и первым представленным проектом стал легкий двухместный сверхзвуковой частный самолет BD-10.

Самым сложным для конструктора оказался выбор двигателя - после проверок многочисленных вариантов, он остановился на проверенном General Electric J85, используемом на таких самолетах как T-38 Talon и F-5 Freedom Fighter. Предполагалось, что в серийных самолетах могут быть так же установлены по требованию заказчика Williams FJ44 и Pratt & Whitney JT12.

Первый полет прототипа (N2BD) состоялся в июле 1992 года. Уже в ходе первых испытаний стало ясно, что самолет не оправдал ожиданий - он оказался перетяжелен и чтоб как-то это компенсировать пришлось уменьшить загрузку топлива до 263 галлонов, что в свою очередь сказалось на уменьшении практической дальности с 2000 до 1500 миль. К тому же самолет не оправдывал названия сверхзвукового - даже при полной тяге двигателя BD-10J развивал скорость всего в 0.83 маха.

В течении 1994 года самолет участвовал в различных выставках и это дало свои результаты - к концу года на фирму поступили заказы на производство трех комплектов самолета для частных лиц. Однако заказ не был выполнен - по указанию шеф-пилота испытательного центра Skip Holm проект был закрыт.

Параллельно с Bede Jet Corporation проектом BD-10 занялась и фирма Fox Aircraft. Ее глава Ван Уодженен (Van Wagenen) в конце 1993 года купил права на производство самолета, получившего новое обозначение Fox-10 (позднее переименован в Peregrine Falcon). Первый прототип (N9WZ) самолета поднялся в 1994 году. В этом же году фирма выпустила и второй прототип (N62PJ). Оба самолета были потеряны при испытаниях, что привело к полному закрытию проекта фирмы.

В 1996 году Беде продал права на производство самолета еще одной фирме - Monitor Jet of Canada. Их модель получившая наименование MJ-7 комплектовалась двигателем Pratt & Whitney Canada JT15D. Однако большого  интереса у заказчиков самолет не вызвал.

В 1997 году инвесторы в очередной раз объявили Джими Беде банкротом. Единственный BD-10J (N2BD) был продан в качестве погашения долгов все той же канадской фирме Monitor Jet of Canada.

История самолета закончилась печально - единственный проданный экземпляр (N7FF) разбился над Калифорнией в 2003 году.



 ЛТХ:
Модификация   ВD-10J
Размах крыла, м   6.55
Длина самолета,м   6.53
Высота самолета,м   2.46
Площадь крыла,м2   9.10
Масса, кг  
  пустого самолета   725
  максимальная взлетная   2014
Тип двигателя   1 ТРД General Electric CJ-610
Тяга, кН   1 х 13.12
Максимальная скорость, М   0.83
Крейсерская скорость, км/ч   957
Практическая дальность, км   2499
Скороподъемность, м/с   9144
Практический потолок, м   13715
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 BD-10   (c) James Richard Covington
 BD-10 
 BD-10
 Кабина пилота BD-10

  Схемы:

 BD-10
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 BD-10

 



 

Список источников:

Aerofiles.com. Jim Bede
JimBede.com. BD-10
Concept Aircraft: Prototypes, X-Planes and Experimental Aircraft


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: