В 2020 году исполнилось 70 летие первого полета первого
экспериментального вертолета польской разработки √ BŻ-1 Gil. Он был создан на экспериментальном
производстве Главного института авиации (Główny Instytut Lotnictwa) в Варшаве по инициативе Збигнева Бжоска
Zbigniew Brzoska).
Работы начались в 1948 году. Главным конструктором был Бронислав Жураковский (Bronisław
Żurakowski), который спроектировал несущий ротор и систему управления. Структуру фюзеляжа, хвостовой балки, хвостовой винт и шасси спроектировал
инженер Тадеуш Хылиньски (Tadeusz Chyliński), а силовую установку и привод √ инж. Збигнев Бжоска. В проекте было использовано немного немецких
запчастей, оставшихся после войны, в том числе √ двигатель Hirth и колеса стартовой тележки для планера Kranich. Изначально вертолет не имел
официального названия, только регистрационные знаки SP-GIL (от сокращенного названия института). Из-за этих знаков он получил прозвище "Gil", а также
обозначение BŻ-1, по инициалам конструктора.
Изготовление опытного экземпляра было закончено в 1949 году. Первый удачный полет прошел 4 апреля 1950
года. Во время первых полетов машину пилотировал сам конструктор. Внимания заслуживает тот факт, что это были его первые полеты на вертолете, да еще и в
качестве пилота. Исследования затрудняли частые поломки различных механизмов привода. Также большой проблемой были вибрации, которые стали причиной
многих неудач в конструкциях вертолетов во всем мире. В 1951 году, во время проведения очередного ремонта, удалось значительно уменьшить вибрации,
благодаря применению на роторе специального резонансного гасителя. Такое оригинальное решение предложил инж. Збигнев Бжоска, а его реализовал инж.
Бронислав Жураковский.
После аварии в 1953 году испытания были прерваны, вертолет отремонтирован, но к полетам не допускался до
осени 1956 года. Для продолжения полетов конструкция была усилена и изменена. После следующей аварии в 1957 году полеты были прерваны, а вертолет
списан.
С современной точки зрения его конструкция выглядит примитивно, но надо помнить, что это был опытный
образец. Машина была предназначена для получения опыта в неизвестной области. Он был построен малой ценой в разрушенной войной стране, где трудно было
найти деньги для исследований. Но как новаторская концепция он идеально подходил для тестов.
Можно только пожалеть, что в Польше не получила тогда продолжения работа над собственными конструкциями. В
стране развернулось производство вертолетов по советской лицензии. Хотя начало было многообещающим. Тем более, что Польша приступила к работам в этой
области практически одновременно с другими всемирно известными конструкторами и производителями. Они также прошли путь неудач, аварий и разочарований
пока не достигли заслуженного успеха.
Вертолет никогда не получал официального названия, а имел только бортовой знак SP-GIL. В некоторых
публикациях его называют BŻ-1 "Gil", но это скорее литературный прием, чтобы было понятнее о чем идет речь.
В конце октября 1960 года вертолет был исключен из реестра воздушных судов и сначала передан в Музей
техники в Варшаве, а затем в Музей авиации в Кракове. Из-за плохих условий хранения вертолет был серьезно поврежден, кроме того не хватало некоторых
элементов. В 1987 году по инициативе энтузиастов Института авиации, возникла идея реставрации воздушного судна. Она была реализована на Опытном
производстве Института авиации. 29 апреля отреставрированный вертолет был передан в Музей Кракова.
ЛТХ: |
 |
|
Модификация |
BŻ-1 |
Диаметр несущего винта, м |
8.80 |
Диаметр рулевого винта, м |
|
Длина,м |
8.50 |
Высота ,м |
3.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
510 |
максимальная взлетная |
610 |
Тип двигателя |
1 ПД Hirth HM 504 |
Мощность, кВт |
1 х 105 |
Максимальная скорость, км/ч |
140 |
Крейсерская скорость, км/ч |
120 |
Практическая дальность, км |
260 |
Скороподъемность, м/мин |
150 |
Практический потолок, м |
2000 |
Статический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
 |
|
Уголок неба. 2020
(Страница:
Дата модификации:
)
 |