главная планеры
   Ш-17
       
Разработчик: Шереметев
Страна: СССР
Первый полет: 1950
Тип: Учебный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Б. Н. Шереметев - старейший работник авиации, конструктор экспериментальных самолетов и многочисленных удачных опытных и серийных планеров. Еще в 1934 - 1935 гг. в УПМ МАИ был построен планер Шереметева Ш-5 - один из лучших учебных парителей тех лет.

В 1948 г. по договорам с ДОСАВ научно-исследовательским отделом самолетостроительного факультета начато проектирование и строительство в УПМ МАИ ряда планеров Шереметева: Ш-17, Ш-18 и Ш-16.

Проектирование Ш-17 велось в 1948 - 1949 гг., а в 1950 г. построен опытный планер для летных испытаний. Испытания прошли успешно, и было принято решение о постройке нескольких его экземпляров в УПМ института. Двухместный планер Ш-17 предназначался для продолжительных парящих полетов в сложных метеоусловиях, для учебных буксировочных полетов, для выполнения фигур высшего пилотажа.

Планер выполнен по свободнонесущей схеме со средним расположением крыла. Крыло - обратной стреловидности с развитым центропланом. За счет обратной стреловидности крыла место второго пилота переместилось в центр тяжести планера, чем обеспечивалась возможность полета в одноместном варианте (в передней кабине) без изменения центровки и, кроме того, имелась возможность сократить длину носовой части фюзеляжа.

Продувки модели в аэродинамической трубе показали, что на больших углах атаки у крыла с развитым центропланом срыв потока наступает в центральной части крыла. При этом консоли еще сохраняют подъемную силу, а элероны - эффективность управления.

В создании Ш-17 (а также более поздних планеров) принимали участие несколько кафедр самолетостроительного факультета. Были выполнены аэродинамические исследования, испытания на прочность и все требуемые расчеты, которые в виде отчетов вошли в комплект технической документации. Один экземпляр технической документации вместе с чертежами хранился в технической библиотеке института.

К работе над планером привлекались студенты. Под руководством преподавателей они выполняли проектно-конструкторские задания и расчеты. Такая практика сложилась и при работе над всеми последующими планерами, создаваемыми в МАИ.

Планер Ш-17 имел цельнодеревянную конструкцию с применением стальных и дюралюминиевых деталей в системе управления, узлах стыковки крыла, рулей и посадочного устройства. Кабина пилотов имела большой единый фонарь, выступающий за контур обводов фюзеляжа, немного приподнятое второе место пилота (для улучшения обзора).

Крыло снабжено интерцепторами и щелевыми элеронами, обшито по передней кромке фанерой, а в хвостовой части до задней кромки - полотном. Шасси состояло из посадочной лыжи и колеса. Деревянная окантованная стальным листом лыжа имела шнуровую резиновую амортизацию, расположенную внутри фюзеляжа под полом второй кабины. Костыль был заменен предохранительной опорой, т.к. хвост планера не касался земли на взлете и посадке. Зимой вместо колеса и короткой посадочной лыжи устанавливалась специальная удлиненная лыжа.

Планер имел электрооборудование для ночных полетов. Аккумулятор размещался в носовой части фюзеляжа. В носовом обтекателе кабины была установлена посадочная фара, на концах

крыла и в хвостовой части фюзеляжа аэронавигационные огни. Лампочки для освещения имелись в кабине и на приборной доске, приборы снабжались электрообогревом.

Взлетная масса планера с двумя пилотами 468 кг, масса конструкции 288 кг. Нагрузка на несущую площадь в двухместном варианте 28,5 кг/кв.м и 23 кг/кв.м - в одноместном. Максимальное аэродинамическое качество планера - 21.

В 1950 г. планер удачно прошел испытания и был рекомендован в серийное производство.

В течение нескольких лет Ш-17 успешно эксплуатировался в аэроклубах. В 1951 г. на XVII Всесоюзных соревнованиях по планерному спорту Ш-17 продемонстрировал отличные летные качества и был признан одним из лучших планеров.



 ЛТХ:
Модификация   Ш-17
Размах крыла, м   14.00
Длина, м   7.31
Высота, м  
Площадь крыла, м   16.40
Масса, кг  
  пустого   288
  максимальная   470
Максимальная скорость, км/ч  
Макс. аэродинамическое качество   21
Скорость, соответствующая МАК, км/ч  
Экипаж, чел   1-2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ш-17
 Ш-17

 



 

Список источников:

Ю.В. Макаров. Летательные аппараты МАИ
Б.Н.Шереметев. Планеры
А.П.Красильщиков. Планера СССР


Уголок неба. 2010  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

Сбережения в москве еще один лохотрон в копилку сбережения.