главная планеры
   БП-2 (ЦАГИ-2)
       
Разработчик: Беляев
Страна: СССР
Первый полет: 1934
Тип: Экспериментальный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Большой вклад в изучение схемы "бесхвостка" с крылом отрицательной стреловидности был сделан советским ученым В. Н. Беляевым. В 1934 г. под его руководством в ЦАГИ был построен планер БП-2 (ЦАГИ-2). Крыло планера имело значительное сужение (n = 6) и положительную крутку по размаху (аэродинамическую и геометрическую). Это в сочетании с отрицательной стреловидностью должно было обеспечить, по расчетам конструктора, минимальную массу крыла, удачное распределение циркуляции по размаху (близкое к эллиптическому), хорошие противофлаттерные характеристики. Центроплан крыла планера имел S-образный профиль М-6. На задней кромке центроплана был установлен подвесной закрылок, который предназначался для балансировки планера в полете и для продольного управления. Кроме того, планер был снабжен горизонтальным оперением, установленным сзади над центропланом на вертикальных килях (Как показывают материалы продувок , планер БП-2 обладал продольной устойчивостью и без горизонтального оперения.). Для обеспечения необходимой центровки планера фюзеляж был сильно вынесен вперед. Это обеспечивало хороший обзор из кабины, но в то же время вызывало путевую неустойчивость планера (этому способствовала также отрицательная стреловидность крыла). Для компенсации дестабилизирующих моментов крыла и фюзеляжа планер БП-2 был снабжен двумя килями большой площади (19% от площади крыла), к которым крепились рули направления. Эти кили служили также для улучшения поперечного демпфирования планера (как известно, крыло с большим сужением затрудняет решение вопроса поперечного демпфирования летательного аппарата). Поперечное управление обеспечивалось элеронами.

Планер БП-2 был подвергнут обширным испытаниям в воздухе (в частности, на нем был совершен перелет по маршруту Коктебель - Москва) и в аэродинамической трубе. Результаты этих испытаний выявили хорошую устойчивость и управляемость планера. Единственным замеченным недостатком была малая эффективность рулей направления. Однако вопреки ожиданиям аэродинамическое совершенство планера В. Н. Беляева оказалось не очень высоким. Максимальное аэродинамическое качество планера БП-2 равнялось 18, минимальная скорость снижения (расчетная) - 1,15 м/с. Аэродинамику планера, несомненно, ухудшало вертикальное оперение большой площади, наличие горизонтального оперения, подвесной закрылок за центропланом. Помимо этого, к недостаткам "бесхвостки" с крылом отрицательной стреловидности следует отнести склонность к срыву потока в корневой части крыла на больших углах атаки.

На основе планера БП-2 были созданы рекордный планер БП-3 и двухмоторный бомбардировщик ДБ-ЛК.




 ЛТХ:
Модификация   БП-2
Размах крыла, м   8.00
Длина , м  
Высота, м  
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого  
  полетная  
МАК   18
Минимальная скорость снижения, м/с   1.15
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 БП-2
 БП-2

  Схемы:

 БП-2

 



 

Список источников:

Д.А. Соболев. Самолеты особых схем
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Le Fana de l'Aviation. Mikhail Maslov. Le professeur Belyaev et ses etranges a iles


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: