главная планеры
   БИЧ-1
       
Разработчик: Черановский
Страна: СССР
Первый полет: 1923
Тип: Легкий планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Среди советских конструкторов-самолетостроителей Борис Иванович Черановский занимает особое место по необычности схем его планеров и самолетов. Б. И. Черановский - основоположник бесхвосток в нашей стране и осуществленного в натуре летающего крыла толстого профиля во всем мире. За свою конструкторскую деятельность он спроектировал около 30 самолетов и планеров, но известность принесли Черановскому его ⌠Параболы■ - аппараты с параболической формой крыла в плане. Дело тут не в названии и не в форме кривой, по которой очерчено крыло. У него были крылья и трапециевидные. Важно было то, что впервые у нас, да и в мире были уверенно продемонстрированы в многочисленных полетах свойства летающего крыла толстого профиля в его наиболее чистой форме.

В 1921 г. Б. И. Черановский предложил проект самолета типа летающего крыла с удлинением 1,5, очерченного по параболе. Многие аэродинамики ЦАГИ не верили в возможность применения такой формы крыла и возражали против ее введения. Однако продувки крыльев этого типа с удлинениями 1,5, 3 и 6 в общем опровергли высказанные опасения.

Реализация этого летательного аппарата конструкции Черановского состоялась во многом благодаря поддержке московского кружка планеристов "Парящий полет", председателем которого являлся военный летчик К.К. Арцеулов. Этот небольшой планер, получивший обозначение БИЧ-1, представляющий первое "летающее крыло", построили к весне 1923 г.

В позднейших записях сам автор проекта записал, что акт о предварительных испытаниях этой первой "параболы" был утвержден 16 марта 1923 г. По другим сохранившимся документам предварительные испытания состоялись 1 апреля 1923 г. на аэродроме Московской школы авиации (восточная часть Ходынки). Несмотря на плохое состояние летного поля - снег почти растаял и кругом стояли лужи воды - планер привязали к аэросаням и буксировали вдоль аэродрома, наблюдая за состоянием устойчивости и управляемости. Выяснилось, что планер хорошо сохраняет поперечную устойчивость, отмечалась достаточная чуткость рулей. Акт предварительных испытаний утвердили члены кружка планеристов Арцеулов, Надашкевич, Михеев.

1 ноября 1923 г. на южном побережье Крымского полуострова в местечке Коктебель открылись первые советские планерные состязания, на которые было представлено 10 планеров (заявили 20 аппаратов). Планер Черановского на состязаниях шел под No.7, назывался просто "БИЧ", без использования цифрового индекса. Популяризатор авиации Евгений Бурче (известен также как автор советских защитных окрасок и камуфляжей) в журнале "Вестник Воздушного Флота" No. 6/1923 г. в отношении этого планера записал: "Моноплан, состоящий из одного сплошного крыла толстого профиля, имеющего в плане параболу. Конструктивно выполнен в виде фермы. Обычные рули отсутствуют, их заменяют большие, во всю заднюю кромку элероны, имеющие кроме взаимно противоположных движений также и совместные".

При совершении первых попыток взлета летчиком В.Ф. Денисовым при очень слабом ветре планер не отрывался от земли. Черановский продолжал совершенствовать свою конструкцию, в частности оборудовал руль поворота, однако в последние дни состязаний из-за недостатка летного состава планер не был испытан.





 ЛТХ:
Модификация   БИЧ-1
Размах крыла, м   4.90
Длина , м   3.26
Относительное удлинение   2
Высота, м  
Площадь крыла, м2   12.00
Масса, кг  
  пустого   32
  полетная  
Макс. аэродинамическое качество  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Б.И. Черановский в кабине БИЧ-1
 БИЧ-1 на соревнованиях в Коктебейле

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 2016-04. Михаил Маслов. Б.И. Черановский и его "параболы"
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
А.П.Красильщиков. Планера СССР
Yefim Gordon, Bill Gunston. Soviet X-Planes


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: