Уголок неба ¦ Bell P-77

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-77
       
Разработчик: Bell
Страна: США
Первый полет: 1944
Тип: Легкий истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Когда речь заходит о легких истребителях Второй Мировой войны, то первое, что придет на ум - французские истребители фирм Arsenal (VG-30/VG-39) и Caudron (CR.760/CR.770) и итальянские истребители фирмы Ambrosini (SAI 402/SAI 403 Dardo). Кто то к этому списку добавит советские истребители Яковлева, но мало кому в голову придет включить в этот список США. Однако в этой стране, во время войны выпускавшей исключительно цельнометаллические самолеты и, более того, поставлявшей по ленд-лизу дюралюминий, проектировали и испытывали деревянный истребитель.

Начавшаяся вторая мировая война потребовала многократного увеличения объема выпуска всех видов боевой техники, в том числе, конечно же, и самолетов. Соответственно, выросла необходимость в сырье и материалах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в промышленных и военных кругах Соединенных Штатов стали появляться опасения по поводу возможностей полного удовлетворения этих потребностей, особенно в свете все более явной угрозы скорого вступления страны в войну.

Одним из наиболее вероятных претендентов на попадание в список дефицитных ресурсов были легкие алюминиевые сплавы. Вопрос об их возможной замене нестратегическими материалами, и в первую очередь деревом, становился все более злободневным. поэтому внимание военных было обращено на концепцию легкого истребителя, интересовавшую конструкторов уже много лет. И поскольку в Европе маневренные деревянные истребители уже были построены и применены с некоторой степенью успеха, командование армейских ВВС решило получить в свое распоряжение мобилизационную дешевую машину.

В октябре 1941 года командование ВВС армии США поручило главному инженеру авиастроительной компании "Белл" Роберту Вудсу заняться вышеназванной проблемой. И уже через шесть месяцев тот представил проектные предложения по легкому истребителю, построенному почти полностью из дерева, но имеющему тем не менее металлическую обшивку. Проект назывался "Tri-4" (обозначение фирмы, впоследствии переименованное в D-6) - "три четверки", что расшифровывалось как 400 лошадиных сил, 4000 фунтов, 400 миль/ч, — именно такими были основные пожелания заказчика к новому самолету. По проекту машина представляла собой одномоторный моноплан с низкорасположенным крылом ламинарного профиля и трехопорным колесным шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран оснащенный турбокомпрессором 12-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Ranger XV-770-9 мощностью 500 л.с.

Военные предложение Вудса скорректировали и выпустили ТЗ на создание деревянного истребителя с расчетной максимальной скорости в 410 миль/ч на 27000 футов (660 км/ч на высоте 8200 м), с вооружением, состоявшим из 20-мм пушки и двух 12,7-мм пулеметов, и взлетным весом всего 3700 фунтов (1680 кг). Вооружение должно было состоять из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов, установленных в носовой части фюзеляжа, и одной 20-мм пушки, стрелявшей через полый вал воздушного винта.

Таким образом, крошечный Белл XP-77 был попыткой решить две проблемы, вставшие перед американской авиационной промышленности после начала Второй мировой войны:

  • вероятность нехватки легких сплавов, используемых в строительстве планера;

  • появление высокоманевренного японского истребителя A6M2, который при равной скорости с тогдашними массовыми истребителями американских армии (P-40) и флота (F4F), в воздушном бою оставлял последним мало шансов.

16 мая 1942 года ВВС армии США заказали 25 истребителей Tri-4 для проведения всесторонних испытаний и одновременно выдвинули требование обеспечить возможность нести бомбовую нагрузку весом не менее 136,2 кг (300 фунтов), что вынудило разработчиков отказаться от пушки.

Макет самолета 21-22 сентября 1942 года был проинспектирован комиссией из представителей как фирмы-изготовителя, так и инспекционной группы ВВС США. Комиссия констатировала превышение веса самолета сверх установленного и задержки в реализации программы из-за несоблюдения субподрядчиками графика поставок деревянных конструкций. Кроме того, для самой фирмы Bell, загруженной военными заказами как на производство P-39, так и на его модернизацию XP-77 был второочередным проектом, имевшим более низкий приоритет для исследований и разработки по сравнению с более перспективным и денежным XP-63.

Задержки с поставкой двигателей с турбонаддувом привели к сокращению первоначального заказа до шести машин, получивших армейский индекс ХР-77. Контракт на их постройку был подписан 10 октября 1942 года. Чтобы не тормозить программу, было принято временное решение устанавливать безнаддувные моторы Ranger XV-770-6. Но работы все равно шли очень медленно. Помимо загруженности специалистов "Белл" другими, более приоритетными проектами, развитие проекта тормозили проблемы с чрезмерной массой ХР-77. Борьба буквально за каждый килограмм отнимала немало времени и вела к удорожанию самолетов. Это стало причиной сокращения числа строившихся прототипов с шести до двух. Такое решение было принято 3 августа 1943 года.

Однако к этому времени необходимость в самолетах отвечавших вышеупомянутым принципам, отпала. С "Зеро" успешно боролись серийные "Хеллкеты" и "Корсары", а металла хватало не только на производство самолетов для нужд собственных ВВС, но и для экспортных поставок. Контракт с фирмой Белл был аннулирован из-за отсутствия потребности в этих истребителях. Тем не менее, руководство фирмы сумело получить от правительства средства для завершения постройки и испытаний второго опытного экземпляра, переведя работу в разряд исследовательских. Все-таки эта тема - тема легких "деревянных" самолетов-истребителей - была совершенно не разработана в Америке, в отличие, например, от ряда европейских стран, где подобные машины выпускались серийно.

Наконец, 1 апреля 1944 года летчик-испытатель Джек Вулэмс поднял в воздух первый опытный образец ХР-77. Испытательные полеты показали, что установленные на прототипах двигатели Ranger XV-770-7 мощностью 520 л.с. позволяли достичь лишь скорости 530 км/ч против заявленных 660. По всем остальным летным характеристикам ХР-77 также заметно уступал практически всем основным американским истребителям. К тому же жестко закрепленный двигатель на некоторых режимах полета вызывал сильные вибрации конструкции планера (мотор устанавливался непосредственно на планер без виброизоляции), что представляло реальную опасность в эксплуатации.

2 октября 1944 года один из ХР-77 потерпел катастрофу во время испытательного полета на пилотажные качества, сорвавшись в перевернутый штопор при попытке выполнить иммельман (летчику удалось выпрыгнуть с парашютом и спастись). Ровно через два месяца, 2 декабря 1944 года, программа была официально закрыта, тем более что мрачные прогнозы относительно возможного дефицита алюминия не оправдались.

В заключение можно сказать, что данный истребитель не имел перспективы развития и причин этому несколько.

Во-первых это двигатель: несмотря на разработку с 1931 года и производство с 1937 года авиамотор XV-770 удалось довести только к 1941 году (на более ранних стадиях двигатель перегревался на малых скоростях полета). Таким образом, 1941 год - это самый ранний срок появления P-77 при условии одновременной доводки как мотора, так и планера. Однако данный путь - более чем рискованный, о чем может свидетельствовать как история разработки PZL-38 Wilk, так и опыт первых разработок фирмы Bell.

А во-вторых, при более раннем обращении армейских ВВС к концепции легкого истребителя в 1941 году у них уже был самолет обладавший такими характеристиками и вооружением, какие необходимы для борьбы с основными истребителями японских армии и флота (Ki-43 и A6M2 соответственно). Конечно Curtiss-Wright CW-21 Demon был цельнометаллический самолет, но ставка на этот истребитель взамен более тяжелых машин также могла привести к экономии дюраля, т.е. выполнению обеих задач ставившихся перед P-77.

(с) alternathistory.org.ua






 ЛТХ:
Модификация   XP-77
Размах крыла, м   8.38
Длина, м   6.96
Высота, м   2.49
Площадь крыла, м2   9.29
Масса, кг  
  пустого самолета   1296
  нормальная взлетная   1829
Тип двигателя   1 ПД Ranger V-770-7
Мощность, л.с.   1 х 575
Максимальная скорость , км/ч   531
Крейсерская скорость , км/ч   446
Практическая дальность, км   885
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   9200
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка HS.404 и два 12.7-мм пулемета M2
  возможна подвеска 1 148-кг бомбы


 Доп. информация :


  Чертеж "Bell P-77"
  Фотографии:

 XP-77
 XP-77
 XP-77
 XP-77
 XP-77
 XP-77
 XP-77

  Схемы:

 XP-77
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 XP-77

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Baby-cobra или нетипичный американец. Легкий истребитель Bell XP-77
Аэроплан. Сергей Сидоренко. Bell ХР-77
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Bell XP-77
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Bell XP-77
HPM. Daniel Kovar. Bell XP-77
Putnam. A. J. Pelleetier. Bell Aircraft since 1935
1000aircraftphotos.com. No. 2338. Bell 32 XP-77 (43-34916) US Army Air Forces


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: