главная авиация второй мировой истребители
   P-70 Nighthawk
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1940
Тип: Тяжелый ночной истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В США до войны специализированных ночных истребителей не было. Восполнять пробел решили на английский манер - переделав скоростной двухмоторный бомбардировщик. При этом внимательно изучили британский опыт доработки "Бостонов" в "Хэвоки".

Истребительному варианту А-20 присвоили обозначение Р-70; опытный образец его, соответственно, именовался ХР-70. Специально строить его не стали, а подвергли переделке единственный построенный А-20 с турбонаддувом. Турбонагнетатели сняли, моторы заменили на R-2600-11. Бомбодержатели и оборонительное вооружение демонтировали. Самолет получил новую неостекленную носовую часть без штурманской кабины; самого штурмана тоже не предусматривалось. За неимением собственного, истребитель оснастили английским радиолокатором AI Мк IV, таким же, как на "Хэвоках". И расположение антенн было практически аналогичным: передающая стреловидная в самом носу фюзеляжа и приемные по бортам у кабины и на левом крыле. Экипаж, как и у англичан, состоял из пилота и радиооператора; последний размещался в задней кабине. А вот вооружение от английского "Хэвока" существенно отличалось, более напоминая британские же "интрадеры". Под бывшим бомбоотсеком разместили плотно прилегающую гондолу с четырьмя 20-мм пушками; боезапас составлял 60 патронов на ствол. Пушечное вооружение позволяло открывать огонь с больших дистанций и эффективнее бороться с бомбардировщиками, в том числе с имевшими бронезащиту.

На испытаниях ХР-70 показал максимальную скорость 526 км/ч и практический потолок 8600 м. Первое было приемлемо, второе - не очень, но выбора у американского командования тогда не было. Р-70 запустили в серийное производство. У "Дуглас" имелся заказ на самолеты А-20, который был приостановлен, но не отменен. Вот в счет этого контракта фирме предложили собрать 59 серийных Р-70 "Найтхок". Первый из них сдали военным в апреле 1942 г.

В 1943 г. аналогичный вариант, Р-70А-1, был сделан на базе А-20С. Он отличался усовершенствованной РЛС и тем, что в подфюзеляжнои гондоле пушки заменили крупнокалиберными пулеметами. Существовали два подварианта по вооружению - с шестью и восемью пулеметами. Гондола в обоих случаях была одинаковой, с шестью пулеметами, просто два штатных пулемета в носовой части либо оставляли, либо демонтировали, чтобы немного снизить вес. На Р-70А-1 устанавливались моторы R-2600-23. Всего таких машин выпустили 39. Позже некоторые Р-70 доработали по типу Р-70А-1.

Существовало еще несколько модификаций Р-70, которые либо являлись экспериментальными, либо предназначались для использования только в учебных целях и на фронте практически не были. Р-70А-2 - это переделанные A-20G. От типа А-1 они отличались сохранением "родного" вооружения из шести крупнокалиберных пулеметов в носовой части фюзеляжа. Аппаратура РЛС находилась в бомбоотсеке и частично в задней кабине. В США изготовили 65 таких машин, еще семь подобных - в мастерских в Брисбэне, в Австралии. Последние поступили в 419-ю эскадрилью. На них стояли английские РЛС, а оборонительное вооружение демонтировалось. Машины, эксплуатировавшиеся в учебных частях в Америке, зачастую летали и без вооружения, и без радиолокатора. Но несколько Р-70А-2 отправились на тихоокеанский театр в составе 6-й эскадрильи ночных истребителей.

Часть Р-70 поступила в школу, готовившую экипажи для ночных истребителей; она размещалась в Орландо во Флориде. Но большинство импровизированных истребителей досталось 481-й группе боевой подготовки; не удивительно - в нее входило 19 эскадрилий.

Четыре эскадрильи, вооруженные Р-70, в 1943 г. отправили в Северную Африку. Но там они на этих машинах почти не летали - англичане предоставили американцам свои более совершенные "Бофайтеры"; у них и со скоростью, и с потолком все было в порядке. Лишь в 427-й эскадрилье к моменту перебазирования в Италию еще сохранилось немного Р-70, но воевать им там не пришлось - из США поступили новые ночные истребители Р-61.

На Тихом океане действовали три эскадрильи ночников. 6-я эскадрилья под командованием майора С. Уортона получила 25 машин в ноябре 1942 г. на Гавайских островах. Ее парк состоял из Р-70А-1 и нескольких Р-70А-2. 18 февраля 1943 г. шесть наиболее подготовленных экипажей отряда "В" вместе с самолетами отправили на Гуадалканал. Там ночные истребители разместили на аэродроме Хендерсон-филд. Вскоре "Найтхоки" стали совершать вылеты на перехват одиночных японских ночных бомбардировщиков. Но достигнуть успеха долго не удавалось. Пока Р-70 набирал высоту и выходил на нужную позицию, вражеский самолет успевал уйти. А иногда экипаж перехватчика никак не мог найти цель. Лишь 19 апреля капитану Э. Беннету удалось подобраться к противнику достаточно близко, чтобы открыть огонь. Атака прошла удачно: большой двухмоторный бомбардировщик G4M загорелся и упал в море. Это была первая победа американского ночного истребителя.

15 июня на Гуадалканал прибыли еще пять завершивших обучение экипажей и четыре самолета. Но действия эскадрильи по-прежнему оставались малоэффективными. Ситуация изменилась только после получения из США истребителей Р-38 в варианте ночного перехватчика. Они быстро довели боевой счет части до пяти уничтоженных машин противника.

Другая часть 6-й эскадрильи, отряд "А", попала на Новую Гвинею. 19 марта 1943 г. ее шесть самолетов выгрузили в Порт-Морсби на Новой Гвинее. Этот город являлся основной базой снабжения союзных войск на острове и японская авиация бомбила его днем и ночью. Р-70 отряда "А" поодиночке вылетали на патрулирование над окрестностями Порт-Морсби. В ночь на 15 мая экипаж из пилота лейтенанта В. Адамса и радиооператора П. Ди Лаббио обнаружили двухмоторный бомбардировщик Ки.21 и сбили его. Это была вторая и последняя победа, одержанная на Р-70.

В августе 1943 г. отряд "А" переподчинили 418-й эскадрилье ночных истребителей. К этому времени тактика японцев изменилась. В ночных налетах они стали использовать не большие двухмоторные бомбардировщики, а маленькие бипланы. Такую цель было гораздо труднее найти с помощью радиолокатора. Однако 16 сентября в условиях плохой видимости (при густой облачности) экипаж лейтенанта Дж. Бранднера засек отметку на экране и в итоге вышел на небольшой поплавковый самолет. Р-70 сделал несколько заходов на обстрел и, по докладу летчика, нанес противнику серьезные повреждения. Японец ушел вниз, в облака, и исчез из виду. Предполагали, что он упал где-то в джунглях, но ни самого падения, ни обломков никто не видел. Поэтому американским летчикам победу не засчитали, хотя похвалили за удачный перехват.

До конца года самолеты эскадрильи вели патрулирование по ночам в районах Дободуры, Фишхафена и острова Кирвина. Но японские самолеты им больше не попадались, поэтому летчики стреляли по всем целям, обнаруженным на земле.

В период действий на Новой Гвинее 418-я эскадрилья потеряла один Р-70, который в конце декабря 1943 г. из-за израсходования всего запаса горючего совершил вынужденную посадку близ Таунсвилля.

15 ноября на Гуадалканал доставили 419-ю эскадрилью. По разным источникам, она располагала 12-15 самолетами. К этому следует добавить отряд "В" 6-й эскадрильи, который в то время насчитывал три Р-70 и шесть Р-38. Но к этому времени японцы прекратили беспокоящие налеты по ночам. Чтобы техника не простаивала зря, ночные истребители попробовали использовать для штурмовки вражеских позиций в темное время суток. Первый такой вылет 419-я эскадрилья совершила 10 декабря 1943 г.; самолеты обстреляли аэродром Бонис на острове Бугенвиль. Боевых потерь за всю войну эта часть не имела. Единственный Р-70, исключенный из списков, врезался в воду при учебной атаке на японский корабль, затонувший у Буны; экипаж истребителя погиб.

4 января 1944 г. в бухте Милн на Новой Гвинее выгрузилась 421 -я эскадрилья ночных истребителей. В ее составе имелись четыре Р-70. Поскольку японцы в воздухе не появлялись, самолеты использовали как штурмовики. С 16 февраля они атаковали опорные пункты противника, мосты, людей и транспорт на дорогах, небольшие суда у побережья.

По мере продвижения войск союзников базы ночных истребителей менялись. Так, одно из подразделений разместили на острове Сайдор, где американская морская пехота добивала остатки японского гарнизона, другое - на Вакде, где тоже шли бои. 5 июня японская морская авиация отбомбилась по аэродрому на Вакде. В налете участвовали несколько бомбардировщиков G4M. Им удалось уничтожить два "Найтхока" и около 30 других американских самолетов. Один Р-70 в это время находился в воздухе, возвращаясь с патрулирования. Его пилот лейтенант Ф. Мотта попытался осуществить перехват.

Но японцы находились значительно выше. При наборе высоты на полном газу Мотта перегрел двигатели и ему пришлось совершить вынужденную посадку в Холландии.

В общем, хорошего ночного истребителя из А-20 не получилось. Даже специально доработанные машины более успешно действовали в качестве штурмовиков.

Существовало еще несколько модификаций "Найтхока", являвшихся экспериментальными или предназначавшимися для учебных целей. Так, Р-70В-1 существовал в единственном экземпляре. Носовую часть у него занимал спрятанный под обтекателем радиолокатор SCR 720, работавший в сантиметровом диапазоне. Носовая часть у этой машины была заметно короче, чем у обычного бомбардировщика A-20G-10, из которого он был доработан и имела другие очертания. Вооружение, шесть 12,7-мм пулеметов, перенесли в наплывы по бокам у кабины пилота - по три с каждого борта.

Р-70В-2 предназначались для подготовки радиооператоров и тренировки в перехвате с применением РЛС. Радиолокаторы могли ставиться двух типов: SCR 720 и SCR 729. Оба размещались под обтекателем в коротком, более "тупом", носу. Вооружение - шесть или восемь 12,7-мм пулеметов в под-фюзеляжной гондоле, монтировалось не всегда. Всего появилось 105 Р-70В-2. Некоторые из них были переделаны не из A-20G, а из A-20J, описанного далее, и сохраняли турель "Мартин".

Разные варианты Р-70 эксплуатировались в летных школах и учебных частях до самого конца войны. На них проходили подготовку экипажи для ночных перехватчиков Р-61. Учебные самолеты иногда именовались ТР-70А и ТР-70В.



 Модификации :
 XP-70  опытный образец на базе А-20.
 P-70  первый серийный ночной истребитель.
 P-70A-1  тяжелый истребитель переоборудованный из А-20С.
 P-70A-2  тяжелый истребитель переоборудованный из А-20G.
 P-70B-1

 ночной истребитель-штурмовик переоборудованный из А-20G-10-DO.

 P-70B-2

 тренировочный самолет на базе А-20G и J. Использовался для подготовки пилотов Р-61.




 ЛТХ:
Модификация   P-70
Размах крыла, м   18.60
Длина, м   14.53
Высота, м   5.49
Масса, кг  
  пустого самолета   6442
  нормальная взлетная   8088
Тип двигателя   2 ПД Pratt Whitney R-2600-11
Мощность, л.с.   2 х 1600
Максимальная скорость , км/ч   544
Практическая дальность, км  
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   8610
Экипаж, чел   2
Вооружение:   четыре 20-мм пушки
  возможна подвеска 4х 454-кг бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 XP-70
 Первый P-70
 Первый P-70  с РЛС AI Mk.IV
 Первый P-70  с РЛС AI Mk.IV
 P-70A-2
 P-70A-2
 P-70A-2
 P-70B-1
 P-70B-1
 TP-70B

  Схемы:

 P-70A

  Варианты окраски:

 P-70A   6th Night Fighter Squadron  (c)  Jerry Boucher

 



 

Список источников:

Владимир Котельников. Краснозвездные "американцы" Сталина. А-20 "Бостон"
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Douglas P-70
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Douglas P-70
Rene J. Francillon. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920, Vol 1
Edward J. Farley. US Army - Air Force Fighter Planes
Squadron/Signal. Jim Mesko. A-20 Havoc in Action
Monografie Lotnicze. S. Fleischer, M. Rys. Douglas A-20 Havoc/Boston


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: