Уголок неба ¦ Lockheed P-38M Lightning

Реклама...

Дождеприемник чертеж чугунныи дождеприемник.
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-38M Lightning
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1945
Тип: Ночной истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В годы войны ВВС армии США «пробовали на роль» ночного истребителя-перехватчика около десятка типов самолетов. Первыми были английские Бристоль «Бьюфайтер» и де Хэвиленд «Москито», полученные по обратному ленд-лизу от Королевских ВВС. Затем на базе известного бомбардировщика-штурмовика А-20 был создан истребитель Дуглас Р-70 «Хэвок» (Havoc). Серийные «Хевоки» нашли лишь ограниченное применение на Тихоокеанском театре войны, поскольку эти машины не в полной мере удовлетворяли требованиям USAAF. Создание специализированного ночного перехватчика Нортроп Р-61 «Блэк Уидоу» (Black Widov) сильно затянулось.

Переделки «Лайтнингов» в ночные истребители вначале имели стихийный характер. Наиболее удачную из них осуществили в 6-й ночной истребительной эскадрилье (6 NFS), базировавшейся в Новой Гвинее. На двух P-38G позади пилота смонтировали тесную кабину для оператора РЛС. Снятые с Р-70 радиолокаторы SCR-540 установили внутри контейнеров, оборудованных из подвесных баков. Индикаторы и органы управления РЛС разместили в задней, кабине. Оператор в ходе сближения с целью должен был выдавать летчику команды по самолетному переговорному устройству.

Другой вариант переделки был реализован фирмой «Вестерн Электрик». На этот раз переоборудовались самолеты модификации P-38J. Радиолокатор AN/APS-4, созданный для авиации военно-морского флота, разместили в обтекателе под крылом истребителя. Одна из таких машин применялась в 547 NFS и даже одержала победу в ночном воздушном бою, поделив ее с другим истребителем той же эскадрильи - Р-61 «Блэк Уидоу».

Однако переоборудованные машины имели целый ряд недостатков, связанных в первую очередь с невысокой надежностью радиолокационного оборудования и теснотой рабочего места оператора. Проблема борьбы с самолетами противника ночью оставалась нерешенной, поэтому в середине 1944 г. USAAF заказали непосредственно фирме-изготовителю постройку серии ночных истребителей «Лайтнинг». Опытные машины создавались на базе модификации P-38J. В качестве средства обнаружения избрали хорошо зарекомендовавший себя локатор AN/APS-4. На стволах пушки и пулеметов смонтировали пламегасители. Прототип ночного истребителя с двухместной кабиной и подвешенным на подкрыльевом пилоне радиолокатором был передан для испытаний в научно-исследовательский центр ВВС в Райт Филд.

Несколько однотипных машин направили в 481-ю тренировочно-боевую группу ночных истребителей для проведения войсковых испытаний. В ходе полетов с боевой стрельбой выяснилось, что контейнер с радиолокатором повреждается выбрасываемыми гильзами крупнокалиберных пулеметов. Поэтому на серийных машинах, получивших обозначение Р-38М, контейнер с радиолокатором перенесли на специальный пилон под носовой частью центральной гондолы. За счет выступающей части контейнера длина Р-38М возросла до 11,81 м. Антенну УКВ-радиостанции на серийных машинах перенесли под левую балку за нишу основной стойки шасси. Переоборудование уже законченных постройкой P-38L в ночные истребители выполнял далласский центр модификаций фирмы «Локхид». Первый серийный Р-38М поднялся в воздух 15 января 1945 г.

Подготовку экипажей для ночных «Лайтнингов» организовали в начале 1945 г. на авиабазе Хаммер Филд, штат Калифорния. Этот учебный центр использовался также и для обучения экипажей Р-61 «Блэк Уидоу». В июне-июле закончили обучение пилоты и операторы 418 NFS - первой из ночных эскадрилий, вооруженных Р-38М. Но война уже подходила к концу. Японская авиация испытывала все возрастающие трудности с топливом, поэтому перехватывать по ночам стало некого.

Уже после капитуляции Японии четверка полностью окрашенных в черный цвет Р-38М приземлилась на авиабазе Ацуги, став частью американских оккупационных ВВС в Стране Восходящего Солнца. Спустя несколько месяцев эти самолеты перебросили на Окинаву, а в начале 1947 г. сняли с вооружения. Им так ни разу и не довелось встретиться в бою с воздушным противником.






 ЛТХ:
Модификация   Р-38M
Размах крыла, м   15.85
Длина, м   11.81
Высота, м   3.91
Площадь крыла, м2   30.47
Масса, кг  
  пустого самолета   6320
  нормальная взлетная   8150
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   2 ПД Allison V-1710-111/113
Мощность, л.с.   2 х 1600
Максимальная скорость , км/ч   645
Крейсерская скорость , км/ч   505
Практическая дальность, км  
Cкороподъемность, м/мин   701
Практический потолок, м   12600
Экипаж   2
Вооружение:   одна 20-мм пушка и четыре 12.7-мм пулемета
  10х127-мм НУРС


 Доп. информация :


 Чертеж "Lockheed P-38 Lightning (1)"
 Чертеж "Lockheed P-38 Lightning (2)"
 Фотографии:

 Прототип P-38M
 P-38M
 P-38M
 P-38M

  Варианты окраски:

 P-38M  421 NFS USAF

 



 

Список источников:

Арсенал-пресс. Александр Медведь. Локхид Р-38 "Лайтинг"
АвиаМастер. Владимир Котельников, Вячеслав Кондратьев. Дорогая "Молния"
Aircraft Profile 106. Le Roy Weber. Lockheed P-38 Lightning (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Squadron/Signal. Aircraft Number 109. Larry Davis. P-38 Lightning In Action
Squadron/Signal. Bert Kinzey. P-38 Lightning in detail & scale
TBiU. Pawel Klosinski. Samolot mysliwski P-38 Lightning
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Lockheed P-38 Lightning
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Lockheed P-38 Lightning
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery.
Lockheed P-38 Lightning
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighter
Jane's Fighting Aircraft of World War II


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: