Уголок неба ¦ Messerschmitt P-1101

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-1101
       
Разработчик: Messerschmitt
Страна: Германия
Первый полет:
Тип: Истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Если Ме 262 открыл новую эру в воздушной войне, другой проект "Мессершмитта", появившийся уже в последние дни существования "третьего рейха" и законченный уже после (!) его краха, сыграл не меньшую роль в создании самолетов с изменяемой геометрией крыла, приобретших такую важность в конце 60-х годов. Этот самолет строился на заводе "Мессершмитта" в Обераммергау под названием "проект 1101", начатый как истребитель, законченный уже в качестве опытного и ставший первым самолетом в мире способным менять стреловидность крыла в полете.

Проект Р1110 выглядел наиболее традиционно и имел классическую компоновку с двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Основные стойки шасси убирались в крыло, что повлекло за собой утолщение его корневой части. Чтобы сохранить неизменной относительную толщину профиля пришлось сделать наплыв у фюзеляжа с большей стреловидностью. Механизация крыла включала элероны, закрылки и предкрылки. Оперение состояло из стреловидных киля и стабилизатора.

Самым слабым местом проекта являлась организация подвода воздуха к двигателю. Из-за недостатка знаний по проектированию воздухозаборников и стремления к минимизации миделевого сечения фюзеляжа, для подачи воздуха в бортах фюзеляжа просто вырезали два прямоугольных отверстия. Каких либо ковшей, выступающих за контур фюзеляжа, не предусматривалось. Сложно сказать, как эта система работала бы в полете.

Конструкция фюзеляжа предполагалась цельнометаллической, а крыла и оперения - деревянной. Запас топлива составлял 1500 л, размах крыла - 8,25 м, длина самолета - 10,36 м. Вооружение три пушки Мк 108, в носовой части. Вес пустого самолета - 2812 кг, взлетный - 4290 кг. Максимальная скорость у земли - 900 км/ч, на высоте 7000 м - 1000 км/ч. дальность 1500 км и потолок 14000 м. Создается впечатление, что фирма просто переписала расчетные летные данные из условий конкурса.

Несмотря на то, что истребитель построен не был, его облик оказал большое влияние на послевоенную конструкторскую мысль. Черты Р.1110 явно просматриваются у самолётов: "Сааб" J-32, Дассо "Этандар", Грумман F-11 "Тайгер", и Хаукер "Хантер". Разница в том, что все эти машины уже имели нормальные воздухозаборники.

Проект Р. 1111 разрабатывался под явным влиянием ракетного перехватчика Me 163 - та же схема бес-хвостки с широким крылом малого удлиннения и одним килем.

Угол стреловидности крыла был увеличен до 45° с одновременным увеличением толщины профиля. Это было необходимо для размещения основных стоек шасси в убранном положении.

Попутно решили проблему размещения воздухозаборников двигателя, прорезав их в передней кромке центроплана. При этом получались довольно длинные изогнутые воздуховоды, но при правильном проектировании серьезных потерь можно было избежать.

Чтобы как то компенсировать аэродинамическое сопротивление большого и толстого крыла, фонарь кабины максимально утопили в фюзеляж, сделав его заподлицо с гаргротом. Конечно, обзор назад в результате ухудшился, но для перехватчика это посчитали некритичным. Крыло имело элевоны, закрылки и предкрылки. Вооружение состояло из четырех пушек Мк 108, размещенных в носовой части фюзеляжа и в центроплане.

Конструкция самолета смешанная с деревянным крылом. Запас топлива - 1500 л. Размах крыла -9,16 м, длина самолета - 8,92 м. Вес пустого - 2740 кг, взлетный - 3490 кг. Максимальная скорость у земли -900 км/ч, на высоте 7000 м - 995 км/ч, потолок 14000 м. Дальность полета до 1500 км.

Дальше всего продвинулись работы над проектом Р. 1101. Возлагая на этот проект большие надежды, фирма "Мессершмитт" приступила к постройке прототипа, не дожидаясь решения конкурсной комиссии. Фактически работа велась на свой страх и риск. Для сокращения сроков, на первом опытном экземпляре решили использовать консоли крыла от Me 262, а основные стойки шасси - от Bf 109.

Много вопросов возникло относительно совместной работы ТРД и длинного воздуховода с носовым воздухозаборником. Так как все аэродинамические трубы Германии в то время были завалены срочными заказами, фирма провела собственные исследования, и сразу в летном эксперименте. В середине ноября 1944 г. на двигатели одного из серийных Me 262 установили трубы, имитирующие длинные воздуховоды нового самолета.

Полеты показали, что потери не превышают 3%, что сочли вполне приемлемым. На фотографии видно, что исследуемый воздуховод имел основную цилиндрическую часть, а затем, коническое сужение перед входом в двигатель. Это говорит о том, что до конца изучить вопрос немецкие инженеры не успели, поскольку более поздние исследования доказали, что для минимизации потерь воздушный канал от заборника к двигателю должен постепенно расширяться.

Другим важным вопросом было определение оптимальной стреловидности крыла для. Этим занимался инженер Пуфферт, проводя исследования на продувочных моделях. Он рекомендовал угол в 45°, который и был принят.

Предварительные конструкторские проработки были закончены в ноябре 1944 года. Параллельно велось изготовление оснастки и сбор материалов для постройки прототипа - к тому времени в Германии уже довольно остро ощущался дефицит ресурсов. Прототип Р.1101 V1 решили строить на небольшом секретном заводе в городке Обераммергау на юге Германии.

Самолет представлял собой цельнометаллический среднеплан реданной схемы. В носовом срезе фюзеляжа размещался круглый воздухозаборник, затем - прямой воздуховод к двигателю, сверху над ним - кабина пилота, а под ним - ниша передней стойки шасси. По бокам от воздуховода располагались две пушки Мк 108 с боекомплектом. Места для размещения требуемых условиями конкурса четырех пушек на самолете не нашлось. Правда, прорабатывались варианты установки на самолет радиолокатора и (или) до четырех управляемых ракет Х-4 на подкрыльевых пилонах.

Кабина закрывалась трехсекционным фонарем, открывающимся вправо, как и на других истребителях Мессершмитта. За кабиной стояли керосиновые баки объемом 1000 литров, радиооборудование и ниши основных стоек шасси. В третьем отсеке размещался реактивный двигатель, сопло которого выводилось под хвостовую балку.

Двигательный отсек и нижняя часть хвостовой балки имели стальную обшивку, для защиты от раскаленных газов. Так как работы над двигателем HeS 011 затягивались, на первый экземпляр самолета решили поставить менее мощный "Юнкерс-Юмо 004В" с тягой 8,7 кН (890 кгс).

Отъемные консоли крыла, заимствованные у Me 262, имели по два металлических лонжерона и по 15 деревянных нервюр. Обшивка выполнялась из бакелитовой авиационной фанеры. Дюралевые передкрылки закрылки и элероны также перешли от Me 262, хотя их частично доработали, применительно к измененной стреловидности крыла.

В дальнейшем для серийной машины предполагалось разработать новое крыло, оптимизированное для данного самолета. Оно должно было иметь меньшее сужение, чуть большую площадь и меньший вес. На Р.1101 V1 предусмотрели специальные узлы крепления крыла, позволявшие на земле переставлять его и устанавливать его в трех фиксированных положениях - с углом стреловидности 35, 45 или 49°. Причем с ростом стреловидности, корень крыла перемещался вперед, для сохранения неизменного положения аэродинамического фокуса. Это было сделано для дальнейших поисков оптимального облика истребителя.

После войны возникла легенда, будто проектировался механизм изменения угла стреловидности в полете, но это не так, крыло переставлялось только вручную и на земле. На серийных машинах от переставного крыла, конечно же, отказались бы, выбрав при испытаниях оптимальный угол.

Оперение самолета состояло из стреловидных стабилизатора и киля, деревянной конструкции. Прорабатывались также оперения в виде букв Т и V. Но поскольку никаких преимуществ они не показали, от них отказались.

К моменту захвата Обераммергау союзниками прототип Р.1101 V1 был готов примерно на 80%. Далее его судьба приняла детективную окраску. Перед сдачей города вся документация по машине была снята на фотопленку и спрятана в четырех тайниках, а сам самолет, который также не успели эвакуировать, с макетом двигателя в фюзеляже спрятали в ангаре в горах.

Американцы, войдя в Обераммергау 29 апреля 1945 года, были удивлены наличием авиационного производства в столь захолустном городке. Естественно, их заинтересовало, а что же делали немцы на брошенном авиазаводе. "Янки" организовали поиск, допросили не успевших скрыться работников и вскоре им удалось обнаружить спрятанный Р.1101.

Поначалу не зная, что с ним делать, американские солдаты просто выкатили самолет из ангара и оставили на открытом воздухе.

Через несколько дней для изучения трофеев прибыли американские авиаспециалисты, которым местные жители выдали сохранившиеся тайники. Но часть документации все же была утрачена, а часть "прихватили" французы, успевшие побывать в Обераммергау чуть раньше американцев.

Обнаруженная машина сильно заинтересовала инженера Роберта Вудса из фирмы "Белл". Особый интерес у него вызвала возможность изменения стреловидности крыла.

Вудс совместно с бывшим авиаконструктором "Мессершмитта" Вольдемаром Фогтом предложил на месте достроить и испытать самолет. Но им было отказано, во первых, из-за отсутствия части документации, а во вторых, - из опасения саботажа со стороны местного персонала.

Недоделанную машину решили перевезти в США. Самолет и его отдельные фрагменты сфотографировали, собрали необходимые приспособления и оснастку, записали показания работников завода и все это богатство на пароходе уплыло за океан, на авиабазу "Райт Филд". Вольдемару Фогту пришлось отправиться туда же.

При выгрузке машину сильно повредили, что затормозило дальнейшие работы. Несколько лет полусобранный и полуразбитый прототип пылился в ангаре. О нем, наконец, вспомнили только в 1948 году, решив все же восстановить и испытать уникальную машину.

Из-за отсутствия "родной" силовой установки, на Р.1101 установили американский турбореактивный двигатель "Эллисон" J-35, который имел больший вес и габариты, чем HeS 011, но зато обладал значительно более высокой тягой.

Вместо немецких пушек, сперва хотели поставить шесть крупнокалиберных пулеметов "Кольт-Браунинг" - стандартное вооружение американских истребителей того периода, но в конце концов дело ограничилось временной установкой на фюзеляж деревянных макетов оружия с целью проработки компоновочных решений. Вскоре эти макеты сняли.

Самолет начал летать под обозначением Х-5, внеся большой вклад в исследования аэродинамики стреловидного крыла и в отработку механизмов изменения его стреловидности. Полеты проводились до начала пятидесятых годов, после чего машина пошла на слом.




 ЛТХ:
Модификация   P-1101
Размах крыла, м   8.25
Длина, м   9.15
Высота, м   2.80
Площадь крыла, м2   15.80
Масса, кг  
  пустого самолета   2600
  нормальная взлетная   4060
Тип двигателя   1 ТРД Heinkel -Hirt HeS 011
Тяга, кгс   1 х 1310
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   885
  на земле   975
Крейсерская скорость , км/ч   768
Практическая дальность, км   1515
Максимальная скороподъемность, м/мин   1320
Практический потолок, м   13800
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки МК 108 со 100 снарядами на ствол.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 P.1101
 P.1101
 P.1101
 P.1101
 P.1101

 Схемы:

 P.1101
 P.1101
 Компоновочная схема        from Renny Lopez

 Варианты окраски:

 P.1101

 



 

Список источников:

АвиаМастер. ККонстантин Кузнецов. Конкурс на краю пропасти
Dan Johnson. Luft'46
Aerofax. Walter Schick, Ingolf Meyer. Luftwaffe Secret Projects. Fighters 1939 -1945
David Myrha. Messerschmitt P.1101- X Planes of the Third Reich Series


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: