главная авиация второй мировой истребители
   МиГ-3У
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1943
Тип: Истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Постановлением ГКО ╧2946 от 26 февраля и приказом НКАП ╧121 от 27 февраля 1943 г. коллективу ОКБ-155 была поручена постройка для авиации ПВО шести улучшенных истребителей МиГ-3 с взлетной массой 3100 кг, максимальной скоростью полета 670 км/ч, практическим потолком 12500 м и временем набора высоты 10000 м равным 13 мин.

Для достижения заданных характеристик был выполнен коренной пересмотр конструкции самолета МиГ-3 с точки зрения уменьшения веса и улучшения его летных данных. Проведенные мероприятия позволили улучшить аэродинамику и технологичность конструкции, а также снизить на 150 кг массу самолета, который получил название И-230 или МиГ-ЗУ.

Основные отличия конструкции улучшенного истребителя МиГ-ЗУ (И-230) по сравнению с серийным самолетом МиГ-3 (И-200) заключались в следующем: 

  • улучшили и облегчили конструкцию фюзеляжа, который стал представлять собой цельнодеревянный мо-нокок со съемным дюралевым килем, то есть отсутствовали центральная сварная ферма и боковые дюралевые панели;

  • стенка главного лонжерона центроплана в месте прохода через туннель водорадиатора была заменена фермой;

  • главный лонжерон консолей крыла выполнили не из дельта-древесины, а из металла - хромансилевые пояса таврового сечения и дюралевые стенки;

  • несколько сдвинули назад, расширили и улучшили кабину летчика, в связи с чем была изменена конструкция фонаря;

  • для предотвращения отсоса посадочных щитков в полете были установлены замки убранного положения;

  • в связи с переделкой кинематики уборки костыля, стабилизатор подняли на 200 мм и выполнили с новыми узлами крепления;

  • на основных стойках шасси были установлены колеса размером 600x180;

  • доработали щитки и замки подвески шасси.

Вооружение истребителя состояло из двух синхронных 20-мм пушек ШВАК с боезапасом по 150 патронов. Прицел ПБП-1А. Стрельбу из пушек можно было вести как раздельно, так и залпом. Радиооборудование включало передатчик РСИ-3 (с форсированной мощностью) и приемник РСИ-4. Также была предусмотрена установка радиополукомпаса. Кислородное оборудование состояло из прибора КПА-Збис и 4-х литрового кислородного баллона. Доступ к рации и кислородному баллону осуществлялся через люк, расположенный с правого борта фюзеляжа.

На истребителе устанавливался двигатель АМ-35А с редукцией 0,732, однако он имел перетяжеление на 40 кг по сравнению со старым серийным АМ-35А, так как собирался на базе агрегатов мотора АМ-38Ф. Самолет оснащался винтом АВ-5Л-126А диаметром 3,2 м. Запас топлива размещался в одном мягком баке емкостью 440 л, который находился в фюзеляже перед кабиной пилота в специальном контейнере. В счет перегрузки в центроплане могли устанавливаться еще два серийных топливных бака общей емкостью 210 л. Водорадиатор ОП-310 размещался под полом кабины пилота. Вход в туннель водорадиатора находился в носках центроплана, а выход - в его нижней части. Заборники всасывающих патрубков двигателя АМ-35А были выведены в туннель водорадиатора. Под фюзеляжем также был установлен один маслорадиатор "533", туннель которого располагался под туннелем водорадиатора. Кроме того, на истребителе И-230 устанавливалась, но на испытаниях не подключалась, система разжижения масла бензином.

Первый экземпляр МиГ-ЗУ (Д-01) впервые поднял в воздух 31 мая 1943 г. летчик-испытатель В.Н.Савкин. В течение июня-августа было построено еще пять истребителей - Д-02, Д-03, Д-04, Д-05 и Д-06. В отличие от других машин на самолете Д-04 было установлено крыло с размахом 11,14 м и площадью 18,22 м2. К концу июля 1943 г. на МиГ-ЗУ (Д-01) была выполнена программа испытаний, самолет совершил 28 полетов с налетом 13 час. 26 мин. Во время заводских испытаний основные проблемы вызвала доводка температурных режимов ВМГ, в особенности маслосистемы.

23 июля машину перегнали в НИИ ВВС на государственные испытания, которые проходили в период с 28 июля по 6 августа 1943 г. Ответственными за их проведение были назначены ведущий инженер капитан А.С.Розанов и летчик-испытатель подполковник В.И.Хомяков.

За время госиспытаний на самолете И-230 было выполнено 23 полета, в том числе 10 высотных, с общим налетом 15 час. 26 мин. Была получена максимальная скорость 656 км/ч на высоте 7000 м и практический потолок 11900 м. Полеты на потолок выполнялись на номинальном режиме с площадками для охлаждения мотора. Маневренность истребителя оценивалась на высоте 8000 м: левый вираж составлял 37 с, правый - 35 с; боевой разворот как левый, так и правый - 22 с, при этом самолет набирал 400-450 м.

По мнению военных испытателей и летчиков облета, пилотажные характеристики истребителя И-230 были на хорошем уровне, за исключением посадки, которая осталась сложной. Кабина пилота слала удобней и по своей компоновке была близка к стандартной.

Основным недостатком самолета было выбивание масла через уплотнение вала редуктора, особенно при полетах выше границы высотности. Это явление наблюдалось во всех полетах, при этом машина возвращалась на аэродром с фюзеляжем, залитым маслом от носа до хвоста. По заключению военных истребитель МиГ-ЗУ мог быть рекомендован для использования в частях ВВС только после устранения всех основных дефектов.

После возвращения машины Д-01 из НИИ ВВС и устранения выявленных недостатков все истребители МиГ-ЗУ были облетаны летчиком 12 Гв.ИАП 6 ИАК ПВО лейтенантом П.А.Журавлевым и осмотрены техсоставом полка. По результатам ознакомления с новой матчастью полком в августе 1943 г. были приняты только самолеты Д-01, Д-03, Д-04 и Д-06, а Д-02 и Д-05 остались на заводе ╧155 для замены моторов. Однако новые моторы АМ-35А поступили лишь к 10 октября 1943 г. Во время вынужденного ожидания на машине Д-02 также произвели установку удлиненных консолей. После установки мотора и облета истребитель МиГ-ЗУ (Д-02) был принят техсоставом 11 ИАП, а самолету Д-05 не повезло, при пробе нового мотора потек маслорадиатор и его пришлось отправить на завод ╧34 для ремонта. В дальнейшем из-за выявленных дефектов самолетов серии "Д" от его приемки авиация ПВО отказалась.




 ЛТХ:
Модификация   МиГ-3У
Размах крыла, м   10.20
Длина, м   8.62
Высота, м   3.275
Площадь крыла, м2   17.44
Масса, кг  
  пустого самолета   2627
  взлетная   3260
  топлива   324
Тип двигателя   1 ПД АМ-35А
Мощность, л.с.   1 х 1350
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   505
  на высоте   656
Практическая дальность, км   579
Максимальная скороподъемность, м/мин   978
Практический потолок, м   11900
Экипаж   1
Вооружение:   две синхронных 20-мм пушки ШВАК с боезапасом по 150 патронов.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый экземпляр МиГ-3У
 МиГ-3У проходивший испытания в НИИ ВВС
 МиГ-3У проходивший испытания в НИИ ВВС
 МиГ-3У проходивший испытания в НИИ ВВС
 Второй экземпляр МиГ-3У
 Второй экземпляр МиГ-3У
 Второй экземпляр МиГ-3У
 Кабина МиГ-3У

  Схемы:

 МиГ-3У

  Варианты окраски:

 МиГ-3У

  



 

Список источников:

Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Авиация и Космонавтика. Евгений Арсеньев. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Mig3.SovietWarplanes.com. Massimo Tessitori. VVS research page


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: