Уголок неба ¦ Mitsubishi Ki-46-III Kai

Реклама...

Кухни, столы и стулья https://gm-tver.ru от известных брендов в Твери.
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Ki-46-III Kai
       
Разработчик: Mitsubishi
Страна: Япония
Первый полет: 1944
Тип: Тяжелый истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В многочисленных описаниях скоростного разведчика японской армии Мицубиси Ki-46 "Дина" упоминание о его истребительных версиях обычно сводится к десятку строк и безапелляционному выводу о неудачном проекте. Однако же история создания и применения истребителя на базе "Дины", растянувшаяся более чем на два года явно заслуживает более детального взгляда.

Еще в 1942 году японцы столкнулись с проблемой борьбы с весьма живучими, хорошо вооруженными американскими бомбардировщиками, а к 1943 году уже в общих чертах представляли себе высотные и скоростные данные новейшего бомбардировщика В-29. Разработки современных перехватчиков для армейской и флотской авиации явно не обещали появиться ранее 1944 года, таким образом, срочно требовалась какая-то импровизация на базе уже существующих машин. Выбор армейской авиации был не богат. С одной стороны на вооружении состоял довольно мощный двухмоторный истребитель Кавасаки Ki-45 "Торю". Он был способен нести мощное вооружение, но обладал недостаточной высотностью, да и скоростные характеристики его не сильно отличались от потенциальной жертвы. Другим самолетов в авиапарке армейской авиации был новейший двухмоторный разведчик Тип 100 или Ki-46. На рубеже 1942-43 гг. это был самый скоростной самолет в составе как армейской, так и флотской авиации. Соблазн использовать его в качестве перехватчика лежал на поверхности. Руководство штаба армейской авиации Koku Hombu, как впрочем, часто бывает у "высоких начальников", достаточно поверхностно оценивало масштаб задачи. Казалось бы, какие проблемы переделать разведчик в истребитель! Поставил дополнительное вооружение, прицел и всего делов-то…

Не мудрствуя, за базу была взяты серийная модель танковой пушки Тип 98 калибра 37 мм – модификации пехотной полевой пушки Тип 94. Авторство идеи вооружения разведчика Ki-46-II "Dinah" танковым орудием принадлежит подполковнику (тюса) Arifumi Kumon, начальнику штаба тактического отдела армии (Sanpo Honbu Sakusen-ka), майору (сёса) Takashi Hatao из технического департамента штаба армейской авиации (Koku Hombu) и майору (сёса) Motohiko Fukuhara из департамента вооружений. Модернизацию разведчиков проводили специалисты фирмы "Tachikawa Technical Research" (Gijutsu Kenkyusho). Параллельно такую же модернизацию провели с истребителями Ki-45 на Армейском авиационном арсенале в городе Tachikawa (Rikugun Koku Kosho). Первый прототип пушечного Ki-46 был завершен в январе 1943 года. Испытания были признаны удовлетворительными и вслед за прототипом было построено еще 16 подобных машин. Семнадцать модифицированных перехватчиков хватало для вооружения одного чутая (эскадрильи) из 12 машин плюс 5 резервных самолетов.

1 февраля 1943 года "Дины"-перехватчики были погружены на палубу эскортного авианосца "Тайё" и отправлены на Трук, куда прибыли 7 числа того же месяца. До середины февраля группа находилась на Труке, где отрабатывалась тактика применения новых перехватчиков.

Размещение 37-мм пушки Тип 98 на Ki-46 не совсем ясно. По косвенным описаниям можно сделать вывод, что орудие располагалось в носовой части самолета, а казенник пушки был выведен под приборную панель "Дины", располагаясь под ногами пилота. В связи с этим ручное заряжение пушки в сравнительно тесной кабине представляло большую проблему, заставляя летчика отвлекаться от пилотирования самолетом. О скорострельности как таковой речи идти, таким образом, не приходилось. Один выстрел можно было произвести один раз в три минуты.

Сама по себе танковая пушка, используя достаточно мощный патрон 37х133R, стреляла 644-граммовым фугасным боеприпасом с начальной скоростью 580 м/с, обладала приличной баллистикой, прицельной дальностью до 1500 метров и кинетической энергией до 108 кДж, теоретически была способна вывести из строя бомбардировщик В-17 с одного выстрела. Вопрос был лишь в вероятности попадания с одного выстрела. А вот тут как раз намечались проблемы. По отчетам летчиков, тяжелое орудие и усиленная носовая часть модифицированных разведчиков сильно сместили центровку самолета, сделав его чрезвычайно неустойчивым. В результате, лишь шесть из 17 модифицированных перехватчиков "Дина" были в конце февраля переданы в состав 10 сентая, укомплектованного стандартными разведчиками Ki-46. Отдельные подразделения сентая были разбросаны по огромной территории от Рабаула на Новой Гвинее до Сиама. Следы шести перехватчиков теряются сразу и о боевом применении их ничего не известно. Оставшиеся на Труке 11 пушечных "Дин" некоторое время использовались в качестве учебных, но вскоре были уничтожены на аэродроме в ходе американского налета.

Не смотря на явный провал первого применения разведчика Ki-46 в качестве истребителя, высокая скорость машины не давала покоя армейскому командованию. В феврале 1943 года, когда воздушные бои за Рабаул вступили в решающую стадию, а японская промышленность уже просто не успевала восполнять потери, в 5-й истребительный сентай армейской авиации, укомплектованный тяжелыми перехватчиками Ki-45 "Торю" прибыло пополнение из двухмоторных скоростных разведчиков Ki-46-II "Дина", отличной машины в своем классе, да вот, незадача, что все вооружение которого составлял единственный турельный пулемет винтовочного калибра. Рассматривать его как эффективное средство борьбы с каким бы то ни было воздушным противником было бы просто смешно. От безысходности и решено было приспособить скоростные и высотные разведчики в качестве своего рода "воздушных бомбардировщиков", установив на фактически безоружных машинах пилоны для кассетных 17-кг "воздушных бомб" "Та-Дан", каждая из которых была начинена тридцатью 300-граммовыми кумулятивными бомбами. Две подвески на центроплане "Дины" смонтировали довольно быстро и скоро такие эрзац-перехватчики пошли в бой. И именно пилоты Ki-46, не зашоренные традициями маневренного воздушного боя классических истребителей, отрабатывали тактику применения "воздушных бомб". Успехи их на Новой Гвинее нельзя назвать впечатляющими, но немногочисленные "Дины" 5-го сентая все же записали на свой счет 6 уничтоженных "Либерейторов" и два "Митчелла". Правда, оценить правдивость победных реляций японских летчиков не представляется возможным.

Следующая попытка создания перехватчика на базе "Дины" относится к поздней осени 1944 года, когда территория Японской метрополии начала подвергаться методичным бомбардировкам американскими В-29. На базе 17 Докурицу Хикочутай – независимой эскадрильи, укомплектованной разведчиками Ki-46 моделей II и III, дислоцированной в Чофу была проведена модернизация нескольких машин. Работу аэродромных механиков возглавил сёи (лейтенант) Камияма. В ноябре 1944 года на шести разведчиках модели Ki-46-II и одном Ki-46-III были установлены наклонные орудия калибра 37 мм. Это были короткоствольные пушки Но-203, они размещались в задней кабине разведчика под углом 75 градусов вперед-вверх. 24 ноября эти модернизированные перехватчики, получившие обозначение Ki-46-II Koh и Ki-46-III Koh соответственно, впервые пошли в бой в ходе отражения первого налета В-29 на Токио. Группу перехватчиков "Дина" из 17 докурицу хикочутай вел командир чутая тюса (майор) Китагава. Успехи японских перехватчиков в этот день были очень скромными. Американская армада из 111 Сверхкрепостей потеряла в тот день лишь два бомбардировщика. Один из них пал жертвой перехватчика "Дина" тюи (ст. лейтенанта) Мотокуни Исе. Впустую выпустив весь боекомплект 37-мм пушки, Исе таранил своего оппонента над островом Хачиджо в 300 км от Токио. Жертвой Исе стал В-29 No. 42-24622 из 497 группы 1-го лейтенанта Сэма Вагнера. Суперкрепость уже была повреждена истребителями Ki-44 47-го сентая и отстала от основной группы. Таран Мотокуни Исе развалил американский бомбардировщик в воздухе. Никто из экипажа не спасся. Погиб и японский летчик.

Авиапарк 17 докурицу хикочутай вообще состоял из довольно большого количества вариантов перехватчиков "Дина" как полевой переделки из стандартных разведчиков, так и заводского выпуска. О заводских моделях чуть позже, а вот полевые представляли собой использование того вооружения, которое оказывалось доступным. Некоторые Ki-46 вооружались наклонной одной или парой 20-мм пушек Но-5, расположенными в задней кабине.

Параллельно с полевыми переделками разведчиков Ki-46 более капитальная модернизация этого типа самолета в перехватчик была начата на 1-м Армейском арсенале в Тачикава под руководством М. Томита. Задание на разработку истребительной версии на базе модели Ki-46-III было получено в мае 1944 года. Работы по модернизации были закончены в течении трех недель и включали в себя изменение фонаря передней кабины и носовой части, где были установлены две 20-мм пушки Но-5, боекомплект составлял 200 патронов на ствол. Причем, из-за недостатка места в носу самолета левая пушка была выдвинута несколько вперед относительно правой. Разведывательное оборудование было удалено, индивидуальные выхлопные патрубки были заменены общим коллектором, дававшим меньший факел в ночное время. Кроме того, был установлен дополнительный топливный насос, позволявший несколько поднять скороподъемность, не давая двигателям "захлебываться" при резком наборе высоты. Истребительная версия получила официальное обозначение Ki-46-III Kai-Otsu или традиционно длинное японское обозначение "Hyakushiki San-Gata Shireibu Teisatsuki Kaizoh Bohkuh Sentohki", что можно перевести как "Базовый разведчик Тип 100 модель 3, модифицированный в перехватчик ПВО". На 1-м Армейском арсенале в Тачикава было модернизировано 55 разведчиков "Dinah”, еще 20 штук прямо на конвейере было переделано на конвейере завода Mitsubishi. В июле 1944 года часть выпущенных перехватчиков Ki-46-III Kai-Otsu прошли повторную модернизацию. На месте фюзеляжного бензобака была установлена новейшая 37-мм пушка Но-204, расположенная под углом 70 градусов вперед-вверх. Мачта антенны при этом демонтировалась и 2-метровый ствол орудия, торчавший снаружи использовался как мачта. Боекомплект орудия варьировался. Ленточное питание пушки ограничивало боекомплект лишь желанием экипажа. Встречались упоминание о 15, 35, 45 и 60 патронов пушки. Этот вариант, получивший обозначение Ki-46-III Kai-Otsu-Hei был тиражирован всего в 15 экземплярах. Как ни странно, но при столь незначительном количестве только этот вариант истребительной версии упоминается в авиационной литературе как единственный из существовавших перехватчиков "Дина".

С сентября 1944 года стандартной комплектацией истребительных версий Ki-46 стали подфюзеляжные пилоны для подвески кассетных "воздушных" бомб "Та-Дан". Этими бомбами комплектовались не только оснащенные пушками "Дины", но и стандартные разведчики, не имевшие штатного наступательного вооружения, но от безысходности, привлекаемые к функциям ПВО.

Новые перехватчики, имевшие довольно узкую специализацию, были предназначены главным образом для защиты метрополии от налетов стратегической авиации американцев. Однако, первые же выпущенные "Дины"-перехватчики были брошены в бой отнюдь не по своему прямому назначению. Когда вторжение союзников на Филиппины стало делом времени, японское командование, стремясь во что бы то ни стало усилить авиационную группировку на архипелаге, стягивало туда все, что было под рукой, вне зависимости от назначения того или иного самолета. На Филиппины перебрасывали авиачасти из тыловой Квантунской армии, остатки разбитых частей с Новой Гвинеи. Впервые туда попали истребители Ki-44-IIc с 40-мм пушками. Попало туда большое количество ночных морских перехватчиков "Гекко", самолеты, которые, в общем-то, особой пользы в обороне островов принести не могли в принципе. Не были исключением и пушечные армейские перехватчики "Дина". В августе 1944 года на авиабазе Кагамигахара из истребителей Ki-46 был спешно сформирован 106 сентай. Первоначально считавшийся разведывательным. В августе 106 сентай состоял лишь из одной эскадрильи –чутая. К осени добавились еще два чутая, после чего 106 сентай вошел в состав 100-го Хикодан (бригады) в составе "Киодо" Кокуган (воздушной армии), получил собственное обозначение "Сеи" бутай No. 18924 (ударный отряд) и был направлен на Филиппины. Перелетев своим ходом по маршруту Окинава – Формоза – Филиппины, 106 сентай прибыл на аэродром Николс филд. 8 декабря 1944 года на аэродром перелетели первые два чутая, 18 декабря до Филиппин добрался и третий чутай. 106 сентай прибыл в разгар кровопролитных боев за остров Лейте, поступив в распоряжение 14 армии. В тот же период полк получил новое собственное обозначение "И" бутай No. 18924. Но толком проявить себя 106 сентай так и не успел. Большая часть сентая погибла на земле под американскими бомбами. Было несколько попыток отдельных экипажей участвовать в рейдах "Специальных атак" с неясными результатами. В одной из таких попыток погиб командир сентая тюса (подполковник) Масао Суко. В январе 1945 года, когда сопротивление японской авиации на Филиппинах было, в основном, сломлено, остатки 106 сентая были эвакуированы на Формозу. Технический персонал механиков, а также "безлошадные" экипажи 106 сентая остались на Филиппинах, продолжая борьбу в составе наземных частей пехоты.

В первых числах марта 1945 года 106 сентай (или то, что от него осталось) был переброшен на авиабазу Ячимата в префектуре Чиба для восстановления и отдыха. Отдохнуть, впрочем, удалось не долго. Уже 25 марта 106 сентай был переброшен на Окинаву, где участвовал в первой фазе битвы за остров. Однако, глобальное воздушное наступление на метрополию армад В-29 и острая нехватка перехватчиков, заставили командование армейской авиации принять разумное решение не использовать перехватчики в самоубийственных атаках на американский флот. 20 апреля "Дины" 106 сентая покинули Окинаву, перелетев на Формозу. Впрочем, до Японии добраться не удалось. Все самолеты сентая были уничтожены на Формозе ударами палубной авиации союзников.

Одной из немногочисленных частей, укомплектованных перехватчиками Ki-46-III Kai и использовавшихся по своему прямому назначению был 28 сентай, прикрывавший район префектуры Чиба. Основной парк матчасти 28 сентая составляли невооруженные разведчики Ki-46-II и Ki-46-III, и лишь небольшое количество Ki-46-III-Kai-b с парой 20-мм пушек в носовой части. Основным вооружением матчасти сентая являлись контейнеры воздушных бомб "Та-Дан".

7 апреля 1945 года в ходе налета на Токио "Дины" 28 сентая в полном составе попытались атаковать формацию В-29. Итогом стала потеря пяти японских перехватчиков, сбитых "Мустангами", однако был сбит и один американский бомбардировщик - No.42-24674 из 499 бомбардировочной группы. Пилотируемый 1-м лейтенантом Чарльзом Хиббартом В-29, сумел выдержать взрыв одного бомбового контейнера, сброшенного "Диной" из 28 сентая прямо по курсу. Но через 10 минут был атакован другим Ki-46. "Та-Дан" раскрылся прямо по курсу самолета выше на 20 метров. Взрывы бомб произошли прямо на корпусе и крыльях В-29. В результате американский бомбардировщик разорвало на части. Четверым членам экипажа удалось покинуть самолет с парашютами. Но живыми до земли долетели лишь двое – мастер сержанты Артур Гора и Фердинанд Спакал.

Немногочисленные перехватчики Ki-46-III Kai-Otsu-Hei с 37-мм пушкой Но-204 "на спине" применялись в 16 и 17 докурицу хикочутаях (независимых эскадрильях), да и то вперемешку с обычными "Динами" и более легкими Ki-46-III Kai-Otsu, вооруженными лишь парой 20-мм орудий.

Тяжелое 37-мм орудие со станком и боекомплектом весило более 200 кг. Выступая без малого на 2 метра за габариты машины, пушка изрядно "съедала" летные данные "Дины". Скороподъемность самолета и без того неважная, с пушкой стала совсем никудышной для перехватчика. Занять удобную позицию для атаки высотного В-29 было весьма не просто. Поэтому атака с применением кассетных бомб "Та-Дан" была значительно более распространенной среди экипажей "Дин"-перехватчиков, чем традиционный пушечный залп. Да и летчики этих самолетов, как правило, были бывшими пилотами разведчиков, не обученные истребительной тактике.

22 декабря 1944 года во время отражения налета американских бомбардировщиков на Нагою сотё (старшина) Кабояши, пилотировавший свою "Дину" Ki-46-III Kai-b из 17-го докурицу чутай (отдельной эскадрильи) заметил группу В-29, идущую с запада через залив Суруга. После ряда маневров пилот вышел в лоб одной из "Крепостей", заняв позицию выше вражеского самолета. Сблизившись, Кабояши сбросил два 35-кг контейнера "Та-Дан", и резко отвернул в сторону-вниз. Тюи (ст. лейтенант) Мицукуми Такахаши, занимавший место в задней кабине "Дины" отметил, что взрыв сброшенного груза был произведен выше вражеского бомбардировщика. В результате у В-29 выпало шасси вероятно из-за повреждения гидравлической или электрической системы. Вражеский бомбардировщик, оставляя за собой шлейф белого дыма, развернулся в южном направлении и со снижением скрылся в облачности.

Подводя итог истории применения скоростного разведчика Тип 100 в несвойственной ему роли истребителя-перехватчика, можно сказать, что истребительные версии Ki-46-III Kai являлись не более чем импровизацией, призванной заткнуть брешь в японской армейской авиации. Великолепный в роли разведчика, как и любая импровизация, "Дина"-истребитель получился весьма посредственным, с невысокой скороподъемностью, малой живучестью и слабым вооружением. Версия Ki-46-III Kai-Otsu-Hei с 37-мм пушкой оказалась слишком инертной и тяжелой, а более многочисленные Ki-46-III Kai-Otsu, вооруженные лишь двумя 20-мм пушками оказались слишком маломощными для того, чтобы нанести фатальные повреждения такому монстру, как В-29. Поэтому, наиболее часто применяемые в качестве основного вооружения "воздушные бомбы" часто оказывались единственным эффективным средством борьбы с Крепостями. Да только вот для сброса таких бомб вовсе не требовался специализированный перехватчик.

(c) Евгений Аранов





 ЛТХ:
Модификация   Ki-46-III Kai
Размах крыла, м   14.70
Длина, м   11.00
Высота, м   3.88
Площадь крыла, м2   32.03
Масса, кг  
  пустого самолета   3831
  нормальная взлетная   6228
Тип двигателя   2 ПД Mitsubishi Ha-112-II
Мощность, л.с.   2 х 1500
Максимальная скорость , км/ч   629
Крейсерская скорость , км/ч   425
Практическая дальность, км   2000
Максимальная скороподъемность, м/мин   450
Практический потолок, м   10500
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 20-мм пушки Ho-5 и/или одна 37-мм пушка Ho-204


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ki-46-III Kai-Otsu-Hei
 Ki-46-III Kai-Otsu-Hei
 Ki-46-III Kai-Otsu-Hei
 Ki-46-III Kai-Otsu
 Ki-46-III Kai-Otsu
 Ki-46-III Kai-Otsu
 Ki-46-III Kai-Otsu
 Ki-46-III Kai-Otsu
 37-мм пушка Ho-204 на Ki-46-III Kai-Otsu-Hei
 Кабина пилота Ki-46-III Kai-Otsu

  Схемы:

 Ki-46-III Kai-Otsu

  Варианты окраски:

 Ki-46-III Kai-Otsu
 Ki-46-III Kai-Otsu
 Ki-46-III Kai-Otsu-Hei
 Ki-46-III Kai-Otsu-Hei




 

Список источников:

Евгений Аранов. "Дина" - истребитель
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Авиация и Космонавтика. А.Фирсов. Другое лицо разведчика
Japanese Military Aircraft Illustrated
FAOTW. Type 100 Command Reconnaissance Plane
Lotnictwo Woiskowe. Krzysztof Zalewski. Mitsubishi Ki-46 Shitei Dinah


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: