Уголок неба ¦ Junkers Ju.88C

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Ju.88C
       
Разработчик: Junkers
Страна: Германия
Первый полет: 1940
Тип: Тяжелый ночной истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


К созданию тяжелого истребителя на базе Ju 88 фирма "Юнкерс" приступила летом 1939 г. Второй прототип Ju 88А-0 (он же V7) немного переделали, установив наступательное стрелковое вооружение. С самолета сняли прицел для бомбометания, в носовой части со смещением к правому борту установили три пулемета MG 17 с боезапасом 2800 патронов и пушку MG/FF с 120 снарядами. Для предотвращения разрушения "фасеточного" остекления часть прозрачных панелей заменили алюминиевыми листами. Экипаж сократили до трех человек - пилота, радиста и бортстрелка. Последний должен был перезаряжать пушку, имевшую магазинное питание, и вести огонь из верхнего оборонительного пулемета MG 15, а радист - из люковой установки с таким же пулеметом. Самолет испытали, но впоследствии переоборудовали в транспортную машину.

Еще до переоборудования V7 фирма "Юнкерс" предлагала техническому департаменту министерства авиации несколько вариантов тяжелого истребителя на основе конструкции Ju 88В с моторами Jumo 213. В носовой части предполагали разместить две пушки MG 151/20 с боекомплектом из 800 снарядов и спаренный пулемет MG 1Z с 4000 патронами. Особого интереса этот вариант не вызвал. Реальным прототипом тяжелого истребителя на базе конструкции "восемьдесят восьмого" стала машина Ju 88V15, переоборудованная в начале 1940 г. из опытного самолета, ранее переданного фирме BMW для доводки силовой установки с моторами BMW 801С. Затем к программе присоединился прототип V19, который прежде служил платформой для отладки различных вариантов вооружения. Какое-то время обе машины имели наименования Z15 и Z19 (от слова zerstorer -"разрушитель") соответственно.

В связи с неготовностью двигателя BMW 801С к серийному производству небольшая партия тяжелых истребителей Ju 88С-1 была получена путем переделки непосредственно в сборочных цехах бомбардировщиков Ju 88А-1. Сохранив моторы Jumo 211В и три подвижных оборонительных установки с пулеметами MG 15, машина получила наступательное вооружение, включавшее пушку MG 151/20 и три пулемета MG 17 в носовой части фюзеляжа, которая теперь не имела остекления. Интересно, что на С-1 сохранились оба бомбоотсека. Воздушные тормоза и автомат пикирования демонтировали, а пилотское кресло изготовили с использованием брони большей толщины. Бронирование спереди на машинах этой партии отсутствовало. Максимальная скорость С-1 на высоте 5400 м составляла 480 км/ч. 10 марта 1941 г. зафиксирована первая боевая потеря Ju88C-l, принадлежавшего отряду 1/NJG2: самолет обер-лейтенанта Германа был подбит над Англией и совершил вынужденную посадку.

В отличие от С-1 машины серии Ju 88С-2 выпускались на базе планеров Ju 88А-5 с крылом увеличенного размаха. Перед кабиной экипажа установили бронеперегородку толщиной 11 мм. Задний бомбоотсек был сохранен, в нем можно было подвесить десять 50-килог-раммовых бомб и дополнительный бензобак. С двумя двигателями Jumo 211В-1 самолет развивал скорость 470 км/ч на высоте 5500 м. Дальность полета с дополнительным баком в фюзеляже составляла 2900 км, максимальная взлетная масса ограничивалась 11 000 кг. Наступательное вооружение включало три пулемета MG 17 и пушку MG/FF или MG 151/20. Первые серийные Ju 88С-2 поступили на вооружение специально организованного отряда "разрушителей" в эскадре KG30, который вел борьбу с судоходством. Позднее экипажи из этого отряда были переведены в эскадру ночных тяжелых истребителей NJG1, развернутую в соответствии с приказом Геринга летом 1940 г. С этого момента Ju 88С-2 приступили к борьбе с вражескими ночными бомбардировщиками, в том числе и с применением тактики "интрудеров": немецкие тяжелые истребители приходили к аэродромам противника и сбивали самолеты на этапе взлета и посадки. В сентябре 1940 г. группу, вооруженную Ju 88С-2, передали из NJG1 в состав новой эскадры NJG2. На протяжении следующего года экипажи "юнкерсов"- "разрушителей" из I/NJG2 доложили об уничтожении 143 самолетов противника. До конца года люфтваффе получили 62 Ju 88С-1 и С-2.

Долгое время I/NJG2 оставалась единственной группой, вооруженной Ju 88С. Вследствие боевых и эксплуатационных потерь в конце 1940 г. группа располагала всего 24 самолетами (из них семь были боеспособными).

Истребитель Ju 88С-3, отличавшийся от предшественника силовой установкой из двух двигателей воздушного охлаждения BMW 801, был построен всего в одном экземпляре. Следующей серийной машиной, выпущенной также в ограниченном количестве (60 экземпляров) стал Ju 88С-4. Этот вариант "разрушителя" помимо обычных для С-2 вооружения и винтомоторной группы нес один фотоаппарат Rb 20/30 или Rb 50/30. В передней части подфюзеляжной гондолы некоторых машин устанавливались две пушки MG/FFM в дополнение к трем пулеметам MG 17 и пушке MG/FF в носовом коке. Оборонительное вооружение самолета было также усилено. В задней части кабины, которую расширили для удобства работы стрелков, в бронированных шаровых установках располагались два пулемета MG 81J с боезапасом по 900 патронов на ствол. В нижней задней части подфюзеляжной гондолы монтировался пулемет MG 17. Кроме того, самолет имел подцентропланные бомбодержатели ЕТС, на которые можно было подвесить два контейнера (каждый с шестью пулеметами MG 17, отклоненными вниз на 15°, и боезапасом), предназначавшиеся для штурмовых действий. С форсированными моторами Jumo 21 IF при взлетной массе 11 500 кг самолет развивал максимальную скорость 550 км/ч. Первая машина этого типа (зав. № 0604, бортовой R4+GM), принадлежавшая 4/NJG2, была потеряна 14 марта 1941 г. над Англией.

Министерство авиации с неохотой выделяло двигатели BMW 801 для двухмоторных машин, однако для 10 экземпляров Ju 88С-5 было сделано исключение. Силовая установка была главным отличием С-5 от С-4. Самолеты изготовлялись путем переделки планеров Ju 88А-4, при этом подфюзеляжная гондола с люковым пулеметом демонтировалась. В носовом коке С-5 нес три пулемета MG 17 и пушку MG 151/20, под небольшим обтекателем в районе заднего бомбоотсека была скрыта еще одна пара MG 17. Любопытно, что стволы пулеметов и пушки были отклонены вниз на угол примерно 5° относительно продольной оси фюзеляжа. По крайней мере на одном С-5 вместо пулеметов в подфюзеляжном обтекателе устанавливались две пушки MG 151/20. Кроме того, в хвостовой части машины имелась фотоустановка с одним аппаратом "робот". Максимальная скорость Ju 88С-5 на высоте 6000 м составляла 570 км/ч. На протяжении 1941 г. было изготовлено всего 66 самолетов модификации Ju 88С. К 26 июля 1941 г. группа I/NJG2 располагала 57 машинами (включая несколько Do 17Z-10), из которых боеспособными являлись только 29.

В августе 1941 г. министерство авиации заключило с фирмой "Юнкерс" контракт на изготовление 252 тяжелых истребителей Ju 88С-6. Первая опытная машина этого типа проходила испытания в Рехлине в ноябре 1940 г. - феврале 1941 г., а серийное производство началось в 1942 г. В феврале 1942 г. бы сделан заказ на 370 машин, в мае к ним добавился контракт еще на 116 Ju 88С-6. Впоследствии заказы на постройку тяжелых истребителей стали поступать еще чаще в связи с угрозой, которую создавали рейху стратегические бомбардировки союзников, однако доля выпущенных в 1942 г. "восемьдесят восьмых" в варианте истребителя оказалась относительно небольшой и составила 257 машин. Ju 88С-6 серийно строился вплоть до 1944 г., но его "техническое лицо" непрерывно менялось.

На первых порах Ju 88С-6 отличался от С-4 наличием двигателей Jumo 211J и несколько усиленным бронированием (в частности, были установлены лобовые бронестекла). В нижней части мото гондол появился обтекатель для воздушного тоннеля, идущего от приводного центробежного нагнетателя к радиатору. Самолеты получили винты VS-11 с ши-рокохордными деревянными лопастями, несколько усиленные стойки шасси с колесами увеличенного диаметра. Взамен прежней линзовой люковой установки появилась турель Bola 39 или Bola 39Z. На истребителях поздних серий, которые стали применяться ночью, подфюзеляжная гондола отсутствовала. Подобно машинам модификаций С-2 и С-4, самолет Ju 88С-6 мог нести до 10 бомб SC 50 в заднем бомбоотсеке. На руле направления поздних машин появился "рог" аэродинамического компенсатора, а под левой консолью - антенны радиовысотомера FuG 101.

На протяжении всего 1942 г., несмотря на постоянное усиление налетов английских бомбардировщиков, Ju 88С-6 не использовался в системе ночной ПВО Германии. К концу 1942 г. в пяти эскадрах ночных истребителей имелись пятнадцать боеспособных групп, но практически все Ju 88С-6 поставлялись на Средиземноморский театр войны, а остальные группы были вооружены исключительно истребителями Bf 110.

Первой из ночных истребительных эскадр стала получать Ju 88С-6 базировавшаяся в Африке (одна группа) и Южной Европе (две группы) NJG2. Несмотря на наименование, ее самолеты использовались преимущественно днем в качестве дальних истребителей и штурмовиков. Затем С-6 начали поступать в бомбардировочные эскадры, где были развернуты специализированные отряды штурмовиков, главными целями которых являлись железнодорожные эшелоны и автоколонны. С образованием в ноябре 1942 г. в составе KG40 полнокровной (пятой) группы "морских охотников", действовавшей на морских коммуникациях союзников Атлантике, обозначилась еще одна сфера применения С-6. В июне 1943 г. группа V/KG40 располагала 49 тяжелыми истребителями Ju 88С-6. Спустя три месяца ее передали в эскадру ZG1 и переименовали в I/ZG1. Боевой состав части заметно увеличился: к 31 декабря 1943 г. она располагала 69 Ju 88С-6, из которых 41 был боеспособным. Однако уже в следующем месяце группа была выведена в Германию для перевооружения на FW 190 и снова переименована в II/JG4.

Следует отметить, что в начале 1943 г. Ju 88С-6 заметно уступал по летным данным большинству самолетов союзников по антигитлеровской коалиции (его максимальная скорость не превышала 500 км/ч). В связи с этим генерал Каммхубер, командующий ночной истребительной авиацией рейха, возражал против поступления этой машины на вооружение ночных истребительных эскадр и предлагал сосредоточить усилия на выпуске более скоростного Ju 88G-1 с моторами BMW 801. Однако генерал-фельдмаршал Мильх не согласился с ним: он отлично знал, что такое решение приведет к резкому снижению производства дневных одномоторных истребителей фирмы "Фокке-Вульф". Мильх настойчиво продвигал планы переоснащения "восемьдесят восьмого" новым двигателем жидкостного охлаждения Jumo 213, с которым Ju 88С-6 обещал прибавить в скорости 100 км/ч.

Пока этот двигатель не был готов к массовому производству, поэтому решено было продолжить изготовление Ju 88С-6 с темпом примерно 60 машин в месяц.

Первый вариант ночного истребителя "Юнкерc" с радиолокатором известен под наименованием Ju 88С-6Ь, однако такое обозначение не использовалось официально (в отчетах строевых частей стали указывать самолеты без бортовой РЛС как Ju 88С-6а, а с локатором - как С-6Ь, впоследствии возникло и обозначение С-бс). Вначале на самолет устанавливали устройство FuG 202 "Лихтенштейн" ВС, а позднее - несколько усовершенствованный локатор FuG 212 "Лихтенштейн" С-1 (частота излучения 490 МГц, максимальная дальность обнаружения самолета 4 км, минимальная -200 м). Со второй половины 1943 г. на Ju 88С-6Ь стали монтировать локатор FuG 220 "Лихтенштейн" SN-2 (частота излучения 91 МГц, максимальная дальность обнаружения самолета 5 км), а еще позднее - в процессе ремонтов -пассивную поисковую систему FuG 227 "Фленсбург". Ночные истребители оснащались удлиненными пламегасителями на выхлопных патрубках двигателей.

Наступательное вооружение не изменилось и состояло из трех пулеметов MG 17 и, как правило, из трех пушек MG/FFM. Позднее, в связи с падением скорости машины из-за сопротивления антенн радиолокаторов, подфюзеляжную гондолу с пушками стали снимать. В состав оборудования включались радиовысотомер FuG 101, радиолокационный ответчик FuG 25, используемый для взаимодействия с системой наведения "Химмельбетт" и зенитной артиллерией, а также приемник FuG 10. Система "Химмельбетт", развертывание которой началось в 1941 г., представляла собой цепочку зон наблюдения с радиолокаторами "Фрейя" и "Вюрцбург". Локаторы обнаруживали вражеские бомбардировщики, брали их на сопровождение и наводили самолеты-перехватчики. Зона ответственности "Химмельбетт" проходила от Дании через север Германии, Нидерланды, Бельгию и Францию до Швейцарии. Вместе с подразделениями и частями зенитной артиллерии и прожекторными полями она образовывала так называемую "линию Каммхубера".

В июле 1943 г. англичане применили полоски металлической фольги в качестве пассивных помех радиолокаторам наведения. У британцев они получили название "Виндоу", а в люфтваффе -"Дюппель" по имени города у датской границы, где их впервые обнаружили. Полоски фольги имели размеры, соответствующие половине длины волны локаторов "Лихтенштейн" и "Вюрцбург", эффективно отражали излучение этих РЛС и полностью нарушили работу "Химмельбетт".

Пока проводились работы по обеспечению работы локаторов в условиях применения "Дюппелей" ночная истребительная авиация была вынуждена отказаться от перехвата бомбардировщиков на "линии Каммхубера" и применить новый тактический прием "Дикий кабан". Теперь истребители действовали в основном над районом цели, где светящиеся авиабомбы и лучи прожекторов создавали почти дневное освещение. Визуальный контакт с целью обеспечивался с высокой вероятностью, но если раньше истребители были привязаны к определенной зоне действия "Химмельбетт", то теперь им приходилось прикрывать гораздо более обширные районы. В результате тактика "Дикого кабана" потребовала от самолетов-истребителей в первую очередь большой продолжительности полета, а в этом отношении Ju 88C-6 имел значительное преимущество по сравнению с Bf 110. Впрочем, уже во второй половине 1943 г. началось серийное производство локатора FuG 220 "Лихтенштейн" SN-2, который был гораздо менее подвержен помехам от "Виндоу", и немецкие ночные истребители постепенно вернулись к прежней манере действий.

К концу августа 1943 г. Ju 88С не являлся наиболее массовым ночным истребителем Германии. В этот период только группа IV/NJG3 была полностью переоснащена Ju 88С-6Ь, но некоторое число ночных "восемьдесят восьмых" имели отряды из состава IV/NJG1, I/NJG2 и I и II/NJG3, а также отдельные группы NJG100 и NJG200, действовавшие на советско-германском фронте (I/NJG100 работала на центральном и южном секторах фронта в составе 4-го и 6-го воздушных флотов, a I/NJG200 -на северном участке в составе 1-го воздушного флота). Объем выпуска ночных истребителей "Юнкерс" в 1943 г. вырос по сравнению с предыдущим годом почти втрое: было изготовлено 706 самолетов. К концу года в составе системы ПВО рейха имелись уже восемь групп, полностью укомплектованных "восемьдесят восьмыми", в том числе все три группы NJG2 (64 Ju 88С-6Ь), группы I, II и IV/NJG3 и по одной группе в NJG1 и NJG6.

Самолеты модификации Ju 88С-6с отличались наличием дополнительной пушечной батареи в так называемой установке "шраге мьюзик" ("джазовая музыка") в центральной секции фюзеляжа. Как правило, две пушки MG 151/20 с боекомплектом 500 снарядов на ствол, а иногда только одна пушка устанавливались так, чтобы вести огонь вверх под углом 70-80° к горизонту. При этом трассирующие боеприпасы не использовались, дабы не лишиться эффекта внезапности. Если после радиолокационного контакта с целью пилот выбирал способ атаки с применением "шраге мьюзик", то радиооператор старался вывести машину к объекту атаки с принижением 300 м, чтобы избежать обнаружения хвостовым локатором бомбардировщика "Моника". Далее локатор выключался. После занятия позиции для стрельбы истребитель уравнивал скорость со скоростью цели. Маневрируя, пилот наводил стволы установки при помощи прицела "Реви" C/12D, смонтированного на верхнем переплете фонаря кабины, и открывал огонь.

Опыты с установками "шраге мьюзик" производились в различных авиачастях. Известен вариант Ju 88С-6 с двумя вертикально установленными 30-мм пушками МК 108, опробованный в IV/NJG5. В ноябре 1943 г. на бомбардировщик Ju 88А-4 установили четыре пушки MG 151/20, а в декабре испытывался экспериментальный Ju 88С-6 с шестью такими же орудиями. Две головные серийные машины, вооруженные только двумя пушками в установке "шраге мьюзик", были направлены в I/NJG100 и I/NJG4.

Последний вариант истребителя этой серии - Ju 88С-7 - не получил широкого распространения и потому о его облике трудно говорить определенно. По одним данным, эта машина отличалась от С-5 подфюзеляжным контейнером, в котором пушка MG/FFM была смонтирована для стрельбы вперед, а два пулемета MG-17 - для стрельбы назад, в качестве "пугачей”. По другим данным, С-7 был оснащен двигателями BMW 801 с системой форсирования GM 1 (такая машина, якобы, имелась на вооружении I/ObdL). Но имеются и документы, свидетельствующие о том, что некоторые С-7 имели силовую установку с моторами Jumo 211J.

21 января 1944 г. во время налета на Магдебург англичане потеряли 55 самолетов из участвовавших 648 машин, или 8,5 %. Через неделю во время налета на Берлин были сбиты 43 самолета из 683, что составило 6,3 %. 19 февраля во время налета на Лейпциг из 823 самолетов были потеряны 78 машин, то есть 9,4 %. 24 марта из 810 бомбардировщиков, бомбивших Берлин, было сбито 72 (8,9 %). И наконец, 30 марта из 795 "Галифаксов" и "Ланкастеров", бомбивших Нюрнберг, было сбито 94 (11,8 %). Для британского Бомбардировочного командования столь высокий уровень потерь стал, конечно же, неприемлемым. Стратегическое наступление на Третий рейх оказалось делом очень дорогостоящим, и англичанам пришлось на время переключиться на борьбу с перевозками во Франции и Бельгии. Немецкие ночные истребители одержали свою самую значительную победу, оказавшуюся последней.

К моменту приостановления налетов на Германию ночной истребитель Ju 88С-6 превратился в важнейший элемент системы германской ПВО. В 1944 г. сборочные линии Ju 88 практически полностью переключились на выпуск истребительного варианта. Однако постоянное расширение состава оборудования и ухудшение аэродинамических качеств в связи с появлением многочисленных антенн отрицательно сказались на летных данных истребителя, и, что еще более важно, на его управляемости. Увеличились скорость сваливания, посадочная и взлетная скорость, а продольная устойчивость ухудшилась. В результате резко возросли эксплуатационные потери.





 ЛТХ:
Модификация   Ju-88c-6
Размах крыла, м   20.00
Длина, м   14.35
Высота, м   5.05
Площадь крыла, м2   54.00
Масса, кг  
  пустого самолета   9070
  нормальная взлетная   12360
Тип двигателя   2 ПД Junkers Jumo-211J-1( J-2)
Мощность, л.с.   2 х 1350
Максимальная скорость , км/ч   490
Крейсерская скорость , км/ч   445
Практическая дальность, км   1970
Боевая дальность, км   1030
Максимальная скороподъемность, м/мин   540
Практический потолок, м   9900
Экипаж, чел   3
Вооружение:

  три 20мм пушки MGFF/М с 360 снарядами и три 7.9-мм пулемета МG-17 с 2800 патронами вперед, две пушки МG-151/20 под углом к горизонту с 400 снарядами и один 13-мм пулемет МG-131 с 750 патронами назад


 Доп. информация :


 Чертеж "Junkers Ju.88"
 Чертеж "Junkers Ju.88C/R"
 Фотографии:

 Ju.88V-7 ставший прототипом модификации C
 Прототип Ju.88Z-19
 Ju.88C-1
 Ju.88С-2
 Ju.88C-2
 Ju.88C-2
 Ju.88C-5
 Ju.88C-6
 Ju.88C-6
 Ju.88C-6 с РЛС FuG 212
 Ju.88C-6b с установкой "Schrager Misik" (2x MG 151/20)
 Ju.88C-6
 Ju.88C-6, на носу самолета нарисовано ложное остекление, чтобы противник принимал его за обычный бомбардировщик
 Ju.88C-6, на носу самолета нарисовано ложное остекление, чтобы противник принимал его за обычный бомбардировщик
 Ju.88C-6
 Ju.88C-6
 Ju.88C-6
 Ju.88C-7 c моторами BMW 801 I с турбокомпрессорами
 Подфюзеляжная установка WT 81Z на Ju.88C-5
 Кабина пилота Ju.88C-4

  Схемы:

 Ju.88C-6
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Ju.88C-4   I./NJG2
 Ju.88C-6  IV./NJG5
 Ju.88C-6  4./ZG76
 Ju.88C-6  3./NJG4

 



 

Список источников:

Эксмо. Александр Медведь. "Юнкерс-88". От пикирующего бомбардировщика и ночного истребителя до  самолета - "самоубийцы"
Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Крылья Родины. Николай Васильев. Накануне войны
Крылья Родины. Евгений Барбаумов. Стрелково-пушечное вооружение самолета Ju-88
Barbarossa's Hangar
AeroData. Philip J.R. Moyes. Junnkers 88A Series
Crowood. Ron Mackay. Junkers Ju 88
FAotW. Junkers Ju88
Squadron/Signal. Brian Filley. Junkers Ju 88 in action
Kagero. Krzysztof Janowicz. Junkers Ju 88
Monigrafie Lotnicze. Janusz Ledwoch. Junkers Ju 88
Motorbuch. Heinz J. Nowarra. Die Ju 88 und ihre Folgemuster
Klassiker der Luftfahrt. Tausendsassa : Junkers Ju 88
Flugzeug. Junkers Ju 88 C und R
Aviation magazine. La Chasse de Nuit Allemande


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: