главная авиация второй мировой истребители
   И-225
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1944
Тип: Высотный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


И-225 (5А) - скоростной высотный истребитель с двигателем АМ-42ФБ и турбокомпрессором ТК-300Б разработки ОКБ-300. В начале 1944 г. ОКБ-155 в инициативном порядке провело модификацию истребителя И-220 ╧02 под опытный мотор АМ-42Б с турбокомпрессором ТК-300Б. На самолете, получившем название И-225 и шифр "5А", также установили воздухо-воздушный радиатор для охлаждения воздуха, поступающего в карбюратор двигателя, и трехлопастный винт АВ-5ЛВ-22А диаметром 3,6 м.

Истребитель И-225 был выпущен из производства 9 мая 1944 г. и передан на ЛЭС завода ╧155. Первый полет на самолете выполнили 21 июля 1944 г. Для проведения заводских испытаний в соответствии с приказом НКАП ╧447 от 24 июля 1944 г. утвердили ведущего инженера А.Г.Брунова и летчика-испытателя А.П.Якимова. На испытаниях И-225 достиг на номинальном режиме скорости 580 км/ч у земли и 721 км/ч на высоте 8850 м. Высоту 5000 м самолет набирал за 4,5 мин., а 8000 м - за 7,9 мин. На максимальных и боевых режимах скорость и скороподъемность не определялись. Однако в самом конце заводских испытаний самолет И-225 потерпел аварию. 9 августа 1944 г. во время определения границы высотности на номинальном и максимальном режимах работы двигателя на высоте 7000-7500 м начался пожар из-за обрыва главного шатуна второго цилиндра мотора АМ-42Б ╧02. На высоте 2000-1500 м летчик А.П.Якимов покинул горящую машину, получив при этом ожоги.

Второй экземпляр истребителя И-225 был закончен в производстве 20 февраля 1945 г. Первый вылет выполнили 14 марта 1945 г. Первоначально на самолет планировали установить мотор АМ-43, однако из-за его отсутствия на него поставили АМ-42ФБ ╧01. Кроме того, самолет оснастили турбокомпрессором АМТК-1А, воздухо-воздушным радиатором, трехлопастным воздушным винтом АВ-5Л-22В диаметром 3,6 м, а также гермокабиной. Вооружение состояло из четырех синхронных 20-мм пушек СШ-20 с боекомплектом по 100 патронов. Опытные пушки СШ-20 в дальнейшем планировали заменить на серийные Б-20.

Для проведения заводских летных испытаний второго экземпляра И-225 в соответствии с приказом НКАП ╧157 от 17 апреля 1945 г. утвердили ведущего инженера А.Г.Брунова и летчика-испытателя А.П.Деева. Однако 26 апреля в 16-м полете самолет потерпел аварию при перелете с места вынужденной посадки около деревни Лузгарино в районе Шатуры. При разбеге преждевременно стала убираться правая стойка шасси, летчик сразу убрал газ, но самолет все же выскочил на пашню, развернулся на 180╟, и от удара об землю у него отломилась хвостовая часть фюзеляжа. Несмотря на серьезные повреждения, самолет было решено восстановить. В июне 1945 г., после замены разрушенного фюзеляжа новым, И-225 ╧02 покинул сборочный цех. На заводских испытаниях второго экземпляра И-225 была достигнута максимальная скорость 560 км/ ч у земли и 726 км/ч на высоте 10000 м, которую самолет набирал за 8,8 мин. Время подъема на высоту 5000 м составило 4 мин.

После замены мотора, выработавшего свой ресурс, и ряда контрольных полетов по проверке его границы высотности самолет 30 октября 1945 г. отправили в ГК НИИ ВВС на государственные испытания. Однако в ГК НИИ ВВС к летным испытаниям И-225 ╧02 приступить не смогли, так как в контрольном полете был обнаружен помпаж установленного на машине турбокомпрессора. В начале января 1946 г. турбокомпрессор сняли для замены диффузора и всасывающего патрубка от воздухо-воздушного радиатора к карбюраторам. На патрубке, как и на И-224, установили управляемую заслонку для перепуска воздуха в атмосферу при появлении в полете помпажа ТК.

27 января 1946 г. во время полета была обнаружена тряска мотора АМ-42ФБ ╧04 на номинальном режиме до высоты 6000 м, после чего завод ╧300 принял решение заменить его на мотор АМ-44 с непосредственным впрыском. Полеты были прерваны, и самолет 13 февраля перегнали на завод ╧155 для замены мотора, который поступил с завода ╧300 только 6 апреля 1946 г. В мае закончили монтаж мотора АМ-44 и провели отстрел пушечного вооружения в тире.

Первый вылет истребителя И-225 с новой силовой установкой состоялся 31 мая 1946 г. По требованию завода ╧300 на самолете, до сдачи его в ГК НИИ ВВС для продолжения госиспытаний, в июне были проведены испытания мотора АМ-44 с турбокомпрессором АМТК-1А. Однако во время этих испытаний был выявлен ряд существенных дефектов мотора, вследствие чего предъявить самолет И-225 для продолжения госиспытаний не удалось. Постановлением Совета Министров ╧493-192 от 11 марта 1947 г. работы по самолету были прекращены.




 ЛТХ:
Модификация   И-225
Размах крыла, м   11.00
Длина, м   9.50
Высота, м   3.70
Площадь крыла, м2   20.40
Масса, кг  
  пустого самолета   3010
  взлетная   3900
  топлива   325 (в крыльевых баках в перегрузку еще 127 кг)
Тип двигателя   1 ПД АМ-42ФБ+ТК-300Б
Мощность, л.с.   1 х 1900
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   560
  на высоте   726
Практическая дальность, км   1300
Скороподъемность, м/мин   1250
Практический потолок, м   12600
Экипаж   1
Вооружение:   четыре синхронные 20-мм пушки СШ-20 с боекомплектом по 100 патронов


 Доп. информация :


  Фотографии:

 И-225
 И-225
 И-225

  Варианты окраски:

 И-225

 



 

Список источников:

Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Авиация и Космонавтика. Евгений Арсеньев. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: