Уголок неба ¦ Focke-Wulf Fw.190A-8(9)

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Fw.190A-8(9)
       
Разработчик: Focke-Wulf
Страна: Германия
Первый полет: 1944
Тип: Истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В феврале 1944 г. англо-американцы вновь прибегли к массированным налетам на авиационные и моторостроительные заводы в Германии, причем на этот раз боевые порядки бомбардировщиков весьма эффективно прикрывались истребителями сопровождения. Для немецких пилотов борьба с авиацией союзников серьезно усложнилась.

Но и летчики-истребители сопровождения вскоре с неприятным изумлением обнаружили, что FW 190 изменился, прежде всего в отношении наращивания эффективности вооружения и повышения живучести конструкции.

В феврале 1944 г. немцы планировали запустить в серию более совершенную модификацию А-8. Намечалось, что из 528 "Фок-ке-Вульфов" 244 будут принадлежать к этой модели. Однако реально удалось собрать всего 269 FW 190 (и среди них ни одного А-8) и отремонтировать еще 64 "сто девяностых". Только в следующем месяце была восстановлена ритмичная работа германских предприятий, которые построили 320 истребителей и 296 штурмовиков К. Танка (авиазаводы "Фи-зилер" в Касселе и "Фокке-Вульф" в Коттбусе сдали в марте 83 FW 190А-8). К выпуску самолетов указанной модификации также привлекли заводы "Фокке-Вульф" в Азлау, "Везерфлюг" в Темпельхофе, "Арадо" в Тутове, "Аго" в Ошерслебене и "Норддойче Дорнье" в Висмаре. Как потом выяснилось, данная модель оказалась наиболее массовой из всех "сто девяностых", объем ее выпуска составил 6655 единиц.

В числе основных специфических особенностей модификации А-8 можно назвать следующие. Бомбодержатель ЕТС 501 сдвинули вперед на 20 см, под левым крылом разместили антенну FuG 16ZY, а в самом крыле - фото-кинопулемет Robot. С января 1945 г. была усилена броня позади пилота. Некоторые самолеты оборудовались винтами с широкими деревянными лопастями, производившимися заводами "Юнкере" и "Шварц". Как и у модификации А-7 за кабиной пилота имелись узлы крепления, унифицированные для установки 115-литрового дополнительного бака для бензина или для закиси азота, а также соответствующие трубопроводы. Толщина переднего бронекольца возросла с 5 до 6,5 мм, а кольца, защищавшего маслобак - с 3 до 5,5 мм.

Полная схема бронирования FW 190A-8 выло выполнено следующим образом: 

  • лобовое стекло 57мм 
  • боковые передние скосы фонаря 30мм
  • бронекольцо вокруг воздухозаборника 5мм
  • бронеколько вокруг предыдущего кольца 3мм
  • нижняя часть капота 6мм
  • плита перед снарядным ящиком крыльевой MK108 20мм вертикально
  • плита над снарядным ящиком крыльевой MK108 5мм горизонтально
  • накладки по бортам кабины 5мм
  • плитка под отсеком MG131 5мм горизонтально
  • плитка от предыдущей плитки до лобового бронестекла 5мм
  • бронеспинка 5мм
  • бронеплитка защищающая плечи сзади 8мм
  • бронезаголовник 12мм

В ходе серийного производства были разработаны и выпускались следующие войсковые доработочные комплекты для А-8:

  • R1, R2, R3 и R6, не отличавшиеся от ранее описанных для вариантов А-6 и А-7;
  • A-8/R7 с усиленной передней прозрачной броней (60-мм лобовое стекло и 30-мм бронестекло в передних боковых скосах);
  • A-8/R8, аналогичный предыдущему, но с утолщенной броней перед кабиной пилота и бронеплитками перед патронными ящиками крыльевых пушек МК 108, смонтированными по типу R2. Кроме того, наружная дополнительная броня размещалась по бортам кабины, а на подвижный колпак фонаря установили бортовые листы прозрачной брони толщиной 30 мм. Позднее, в сентябре 1944 г., в связи с дефицитностью авиационной брони боковые листы упразднили, а с января 1945 г. перестали ставить и боковые бронестекла, зато усилили бронирование пилота сзади. Увеличившаяся взлетная масса машины заставила искать способы облегчения других элементов конструкции. Так, большинство A-8/R8 выпускалось без фюзеляжных пулеметов MG 131. Весной 1944 г. небольшое подразделение под названием "штурмовой отряд 1" с успехом применило бронированный FW 190 в боевых условиях. Результатом этого опыта стал заказ на серийное производство модификации FW 190A-8/R8 "Таран" (Sturmbock). Такие машины поступили на вооружение "штурм-групп";
  • A-8/R11 - ночной и всепогодный истребитель с радиолокатором FuG 218 "Нептун", выпущенный в небольших количествах;
  • A-8/U1 - учебно-тренировочный двухместный истребитель. Всего заводы построили 58 машин этого типа, "вкрапленных" в серии обычных FW 190A-8. Для них было принято также обозначение S-8.

В Советском Союзе в НИИ ВВС КА испытания проходили два самолета, отнесенные нашими специалистами к модификации А-8. Первый из них, как следует из заводского номера (682011), построила в сентябре 1944 г. фирма "Физилер" в Касселе. Машина несла полевой доработочный комплект R2 и была вооружена 30-мм пушками МК 108 в наружной части крыла. Поданным Научно-испытательного полигона авиационного вооружения, масса секундного залпа этого истребителя достигала невиданной для серийной машины величины - 9,74 кг. Под фюзеляжем имелся держатель ЕТС 501, поэтому специалисты НИИ ВВС решили, что перед ними штурмовик. А вот другая машина (заводской номер 580967) и в самом деле относилась к типу штурмовиков и представляла собой вполне обычный FW 190F-8 с уменьшенным составом пушечно-пулеметного вооружения (в НИИ ВВС ее окрестили "облегченной", хотя вес залпа оставался внушительным - 3,44 кг/с), зато имела устройство чрезвычайного форсирования мощности двигателя на малой высоте.

В июле-августе 1944 г. в исследовательском институте графа Цепеллина проводились эксперименты с дополнительными топливными баками, смонтированными на верхней поверхности крыльев. Для опытов использовались два FW 190, один из них модификации А-8. Результаты исследований оказались многообещающими. Так, скорость А-8 в обычной конфигурации с 300-литровым подвесным баком под фюзеляжем уменьшалась примерно на 35 км/ч, а после его сбрасывания из-за сопротивления держателя - на 13 км/ч. Надкрыльевые баки емкостью по 300 л обеспечивали существенно меньшую потерю скорости: примерно на 1,5 км/ч с двумя баками и всего на 1 км/ч с одним баком над правой консолью. Причина отказа от развертывания производства таких баков неясна; возможно, это было связано с неотлаженностью их сброса после выработки горючего (можно было повредить оперение).

На А-8 производились опыты с новыми видами вооружения. В частности, прошло испытания устройство SG117 "Рорблок" с 14 однозарядными стволами 30-мм пушек МК108, позволявшее (теоретически) сбивать одним залпом четырехмоторный бомбардировщик. Установку смонтировали на шести самолетах, но результаты их применения в бою оказались неудовлетворительными. Другим "чудо-оружием" стало 50-мм безоткатное орудие SG 500 "Ягдфауст", испытанное на одном из FW 190А-8 в августе 1944 г. и позднее нашедшее применение на Ме 163.

Между тем американцы не сидели сложа руки, и усовершенствованные истребители сопровождения "Рипаблик" Р-47 "Тандерболт" и "Норт Америкен" Р-51 "Мустанг" обладали достаточной дальностью, чтобы прикрывать бомбардировщики на протяжении всего полета над Германией. Появление этих истребителей с отличными летными данными, да к тому же в больших количествах, привело к новому кризису системы ПВО Рейха.

В поисках выхода из сложившегося положения командование Люфтваффе решило сформировать особые авиачасти, вооруженные специально приспособленной техникой. Так, авиагруппа IV(Sturm)/JG3 была перевооружена "Таранами" - истребителями FW 190А-8 с усиленным бронированием и укомплектована, в основном, летчиками-добровольцами. Остальной летный состав набирался из немецких "штрафников", то есть из пилотов, совершивших какие-либо проступки. Вскоре авиагруппа приступила к отработке тактики одновременной массированной атаки строя вражеских бомбардировщиков с минимальных дистанций. Масса дополнительной брони на самолетах FW 190A-8/R8 составляла 180 кг, что, естественно, привело к ухудшению летных данных машины и сделало ее относительно легкой добычей для вражеских истребителей сопровождения. Поэтому предусматривались совместные действия "штурмовой группы" с прикрывающими ее двумя истребительными группами на самолетах Bf 109G, которые должны были принимать на себя удар американских истребителей сопровождения.

Той же осенью 1944 г. на вооружение Люфтваффе поступила очередная модификация FW 190А-9. Машина отличалась усиленным бронированием, новой мотоустановкой с двигателем BMW 801Е или F взлетной мощностью 2000 л.с. и увеличенной на 70-80 л.с. номинальной мощностью относительно BMW 801D-2 (визуальный признак - 14-лопастной вентилятор вместо 12-лопастного на входе) и винтом с очень широкими лопастями. Приемник воздушного давления переместили на законцовку правого крыла.

Изменилась конструкция подвижной части фонаря - она стала более выпуклой в верхней части, "дутой". Нормальная взлетная масса истребителя достигла 4403 кг. Стандартный комплект вооружения остался таким же, как у А-8.

Имелось несколько R-вариантов машины:

  • A-9/R8 - тяжелый истребитель с двумя пушками MG 151 и двумя пушками МК 108. Пулеметы MG 131 демонтированы. Перед снарядными ящиками устанавливались дополнительные бронеплиты;
  • A-9/R11 - всепогодный истребитель с мотором BMW 801TS. Вместо обычного приводного нагнетателя этот двигатель имел турбокомпрессор, обеспечивающий сохранение нормального наддува на высотах 9000-10000 м. На самолет устанавливались автопилот PKS 12 и радиостанция FuG 125. Отдельные машины оборудовались радиолокатором FuG 216. Было выпущено не менее 50 истребителей этой модификации.

Все заводы построили 910 FW 190A-9; о распределении машин по сериям и заводам дает представление таблица.

Последним вариантом, завершившим развитие A-модификации, стала машина А-10 с моторами BMW 801TS, TU и ТН, о которой известно очень мало. Двигатели указанных типов имели различные турбокомпрессоры, но трудности с получением соответствующих жаропрочных сталей на заключительном этапе войны не позволили германским моторостроителями создать надежные агрегаты. В серийную постройку FW I90A-10 не передавался. Длина мотоустановки с турбокомпрессором немного увеличилась, пришлось удлинять мотораму. В результате длина всего самолета возросла до 8,97 м, а взлетная масса достигла 5017 кг.



 Модификации :
 FW.190A-8

 с усиленным бронированием. Отличался увеличенным запасом топлива, системой GM-1, фотокинопулемётом в крыле, сдвинутым на 200 мм вперёд бомбодержателем, радиостанцией FuG-16ZV с антенной под левым крылом. Некоторые самолёты оснащались деревянными широкими винтами. Выпускался с февраля 1944 года. К производству присоединились заводы "Фокке-Вульф" в Коттбусе, Зорау и Познани. Изготовлено около 8200 самолётов (самая массовая модификация).

 FW.190A-8/R1  с 2 пушками MG-151/20 под крылом.
 FW.190A-8/R2  с 2 крыльевыми пушками MK.108.
 FW.190A-8/R3  с 2 пушками MK.103 под крылом.
 FW.190A-8/R6  с 2 реактивными снарядами Wfr.Gr.21
 FW.190A-8/R7

 с бронестеклом в козырьке кабины. Подфюзеляжный пилон передвинут вперёд на 200 мм.

 FW.190A-8/R8 "Штурмбок"

 с накладной бронёй по бокам кабины и спереди снарядных ящиков, бронестёклами по бокам фонаря. Усилена передняя бронеперегородка. Под крылом установлены 2 пушки MK.108. На большинстве самолётов отсутствовали фюзеляжные пулемёты.

 FW.190A-8/R11

 ночной перехватчик. Отличался локатором FuG-217 "Нептун". Выпущена небольшая серия.

 FW.190A-8/R11  с локатором FuG-216 "Лихтенштейн".
 FW.190A-8/U1 (S-5, S-8) -  учебный. Отличался двухместной кабиной. Изготовлено 58 самолётов.
 FW.190A-9

 тяжёлый истребитель. Отличался уменьшенным бронированием. Выпускался с октября 1944 года.

 FW.190A-9/R8  с 2 пушками MG-151/20 и 2 пушками MK.108.
 FW.190A-9/R11

 всепогодный. Отличался двигателем BMW.801TS, радиостанцией FuG-125 и наличием автопилота PKS-12. Некоторые самолёты оснащались локатором FuG-216.

 FW.190A-10  опытный истребитель. Разработан в 1945 году.



 ЛТХ:
Модификация   Fw.190a-8
Размах крыла, м   10.50
Длина, м   8.95
Высота, м   3.95
Площадь крыла, м2   17.70
Масса, кг  
  пустого самолета   3475
  нормальная взлетная   4385
  максимальная взлетная   4900
Тип двигателя   1 ПД ВМW-801D-2
Мощность, л.с.  
  максимальная на форсаже   1 х 2100
  взлетная   1 х 1730
  в полете   1 х 1440
Максимальная скорость , км/ч  
   уземли   568
  на высоте   643
  на форсаже c MW50   652
Крейсерская скорость , км/ч   477
Практическая дальность, км  
  нормальная   800
-с двумя 300 л баками   1500
Максимальная скороподъемность, м/мин   720
Практический потолок, м  
  нормальный   10300
   c MW50   11400
Экипаж,чел   1
Вооружение:  два 13-мм пулемета МG-131 на фюзеляже,
 две 20-мм пушки МG-151/20 в корне крыла и две таких же в консолях;
 на UЗ подфюзеляжный держатель ЕТС-501 на одну бомбу SС-250 или переходник ЕR-4 на четыре бомбы SС-50 и четыре подкрыльевых держателя ЕТС-50 для 50кг бомб


 Доп. информация :


  Чертеж "Focke-Wulf Fw.190A-8"
  Чертеж "Focke-Wulf Fw.190a"
  Чертеж "Focke-Wulf Fw.190"
  Книга "РЛЭ Focke-Wulf Fw-190A-8"
  Фотографии:

 Fw.190A-8
 Fw.190A-8
 Fw.190A-8
 Fw.190A-8
 Fw.190A-8 проходивший испытания в RAF
 Fw.190A-8
 Fw.190A-8/R1
 Fw.190A-8/R2
 Fw.190A-8/R2
 Fw.190A-8 на испытаниях USAF
 Fw.190A-8/R7
 Mistel Fw.190A-8/R6 на Ju.88A-6/U
 Бомбодержатель ETC 501 под фюзеляжем Fw.190A-8
 Fw.190V-35 прототип Fw.190A-9
 Fw.190A-9
 Fw.190A-9

  Схемы:

 Fw.190A-8
 Схема вооружения Fw.190A-8
 Компоновочная схема Fw.190A-8

  Варианты окраски:

 Fw.190A-8 II./JG 300   (c) TLM
 Fw.190A-8 I./JG 300
 Fw.190A-8/R-2 на испытаниях в США
 Fw.190A-9  II./JG 11
 Fw.190A-9  3./JG 5

 



 

Список источников:

Эксмо. Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. "Фокке-Вульф" FW 190
Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Авиация и Космонавтика. Иван Кудишин. Истребитель Фокке-Вульф FW-190
Крылья Родины. Юрий Борисов. Fw.190 и его модификации
Крылья Родины. Самый опасный враг
"Война в воздухе" № 80,81. Focke-Wulf Fw 190 A/F/G
Fw.190A Aircraft Profile 3. Martin C. Windrow. Focke-Wulf Fw 190A (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Edward Shacklady. Butcher Bird. The Focke-Wulf Fw 190
Squadron/Signal. Brian Filley. FW 190A, F, and G in action
Kagego. Krzysztof Janowicz. Focke Wulf FW 190
Osprey. Malcolm V. Lowe. Focke-Wulf Fw 190
Waffen Arsenal. Focke-Wulf Fw 190
Luftfahrtverlag. Luftwaffe Im Focus
AeroMagazin. Mihai G. Aldea, Carlos Lievens. Focke-Wulf Fw 190
Monografie Lotnicze. Adam Skupiewski. Fw 190 A/F/G
Aero Detail 06. Focke-Wulf Fw190A/F


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: