Уголок неба ¦ Focke-Wulf Fw.190A-2(3)

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Fw.190A-2(3)
       
Разработчик: Focke-Wulf
Страна: Германия
Первый полет: 1941
Тип: Истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


С августа 1941 г., из сборочного цеха завода фирмы "Арадо" в Варне-мюнде стали выходить строившиеся по лицензии истребители FW 190А-2. В октябре к выпуску самолетов этой модификации приступили также завод "Фокке-Вульф" в Мариенбурге, а также предприятие фирмы "Аго" в Ошерслебене. Головной серийный FW 190А-2 (заводской номер 120201), он же прототип V14. впервые был оснащен двумя 20-мм пушками MG 15! в корневой части крыла взамен пулеметов MG 17. На верхней поверхности крыла в районе казенной части пушек появилась характерная выштамповка-обтекатель. Также, как и последние FW190A-1, часть самолетов серии А-2 дополнительно вооружалась двумя пушками MG/FF калибра 20 мм во внешней части крыла.

Бронированное лобовое стекло толщиной 57 мм было установлено под углом 63°. За ним монтировался прицел Revi-C/12d. Система управления оружием позволяла вести огонь из любой пары пушек или только из пулеметов. Переключая соответствующие тумблеры в кабине, пилот мог подключать к боевой кнопке и "смешанные" варианты: только пушки, пару пушек и пару пулеметов, все оружие одновременно. Бронирование состояло из 14-мм заголовника, 8-мм бронесидения и бронеспинки, а также небольших плиток такой же толщины, прикрывавших пилота от огня противника сзади-сбоку.

Самолеты модификации А-2 оснащались усовершенствованными двигателями BMW 801 С-2, основные "выходные" характеристики которых, однако, не отличались от данных моторов серии С-I. Часть "Фокке-Вульфов" относилась к типу A-2/U1, получившему помимо обычной радиостанции FuG VII и самолетного ответчика FuG 25 еще и радиокомпас PKS. Летом 1942 г. небольшое число самолетов серии А-2 модифицировали путем увеличения толщины брони; эти машины получили наименование A-2/U3. На истребителях серии А-2 конструкторы "Фокке-Вульф" применили механический индикатор-солдатик выпущенного положения стоек шасси, но на более поздних модификациях от него отказались.

Пустой самолет FW 190A-2 основной модификации весил 3170 кг; при установке дополнительных пушек "Эрликон" MG/FF во внешней части крыла масса пустой машины увеличивалась до 3250 кг. Нормальная полетная масса в зависимости от варианта вооружения варьировалась от 3850 до 3980 кг. Максимальная скорость истребителя на высоте 5500 м составляла 625 км/ч, а при использовании чрезвычайного одноминутного режима - 660 км/ч на высоте 6400 м. Практическая дальность при скорости полета 445 км/ч не превышала 900 км. Истребители FW I90A-2 поступали в первую очередь на вооружение всех трех авиагрупп эскадр JG2 и JG26, затем II, III и IV групп эскадры JG1 также дислоцированных на Западе.

Весной 1942 г. фирма BMW наладила серийное производство мотора BMW 801D-2 взлетной мощностью 1800 л.с. На номинальном режиме у земли мотор развивал мощность 1570 л.с, а на высоте 5200 м - 1420 л.с. Мотор серии D-2 отличался от двигателей серии С-2 увеличенной степенью сжатия смеси в цилиндрах (с 6,5 до 7,22), иным передаточным отношением от коленвала к валу приводного центробежного нагнетателя, а также некоторыми другими усовершенствованиями. Первое время оба варианта двигателя выпускались параллельно (опять напрашиваются аналогии с советскими двигателями М-82Ф и М-82ФН, которые также определенное время строились одновременно; ими оснащали Ла-5Ф и Ла-5ФН, соответственно). Это привело к существенным затруднениям в "распознавании" модификаций истребителя "Фокке-Вульф".

Дело в том, что двигателями BMW 801 D-2 стали оснащать истребители модификации А-3. Поскольку таких моторов какое-то время не хватало, на одном конвейере одновременно продолжали производить и самолеты серии А-2 с двигателями BMW 801 С-2. Возникла определенная путаница с заводскими номерами: его последние три цифры стали связывать с номером очередного изготовленного планера, а предшествовавшее им четырехзначное число (точнее, третью цифру в нем) - с модификацией. Ситуацию иллюстрирует таблица выпуска истребителей FW 190А-2 и А-3.

Читателя не должно вводить в заблуждение то обстоятельство, что полный список номеров во второй колонке для первых трех заводов вдвое превышает указанное число построенных истребителей. Поскольку самолеты серий А-2 и А-3 на определенном этапе изготовления были "перемешаны", то следом за самолетом серии А-2 с номером, к примеру, 120400 мог идти самолет серии А-3 с номером 130401, при этом самолетов с номерами 120401 и 130400 не существовало! По некоторым данным, серия А-3 насчитывала 580 машин, в этом случае общее число изготовленных "сто девяностых" типа А-2 не превышает 329 единиц (в литературе встречается информация об иных объемах выпуска самолетов серий А-2 и А-3: 426 и 425, соответственно, но они противоречат обшей сумме в 909 машин, которую указывает германский историк П. Родайке).

Прототипами для варианта А-3 стали три самолета, переоборудованных из FW 190А-0 (заводские номера 014, 025 и 028). Внешне самолеты серии А-3 отличались от А-2 формой обтекателей всасывающих патрубков нагнетателя (выпуклости на боковых поверхностях капота). Если прежде выпуклость была симметрична относительно продольной оси самолета, то на А-3 ее верхняя образующая стала прямой, а "хвостик" обтекателя приподнялся вверх. "Жабры" постоянного сечения на выходе из мотоотсека были заменены управляемыми створками. Вооружение А-3 состояло из четырех пушек и двух пулеметов, аналогично довооруженным FW 190А-2.

В октябре 1942 г. - марте 1943 г. в рамках программы "Гамбург" была построена экспортная серия из 72 истребителей FW 190Аа-3 для Турции. На "турецких" машинах вместо крыльевых пушек MG 151 снова установили пулеметы MG 17 (по типу A-1/U1). Интересно, что в тот же период времени англичане продали Турции некоторое количество своих "Спитфайров". В небе этой страны можно было наблюдать удивительную для воюющей Европы картину: FW 190 и "Спитфайр" мирно летали бок о бок.

Несколько самолетов серии А-3 были использованы как опытные:

  • A-3/U2 в качестве носителя реактивных снарядов "Рейнметалл-Борзиг" RZ 65;

  • один из A-3/U3 для испытания тропических фильтров, установленных на выведенные наружу всасывающие патрубки нагнетателя;

  • A-3/U7 в качестве высотного облегченного истребителя, построенного в трех экземплярах и отличавшегося отсутствием крыльевых пушек MG/.T и фюзеляжных пулеметов, а также применением наружных всасывающих патрубков нагнетателя.

Три варианта с заводскими доработочными комплектами выпускались серийно. Это A-3/U1 - вариант дальнего истребителя-бомбардирошика (Grosser Jabo), построенный десятками экземпляров, A-3/U3 - истребитель-бомбардировщик с различными вариантами держателей для подвески бомб (II машин; применялся, в частности, и с 8xSC50), а также A-3/U4 - самолет-разведчик с аэрофотоаппаратами Rb 50/30 и Rb 75/30, выпущенный в количестве 12 экземпляров. половину из которых в феврале 1942 г. передали в отряд 9(H)/LG 2.

Масштабы производства FW 190А в 1942 г. заметно выросли. Так, если в 1941 г. было построено всего 228 FW 190 (Люфтваффе принята 191 машина), то в 1942 г. - уже 1918 самолетов этого семейства, в том числе 1850 истребителей и 68 истребителей-бомбардировщиков (приняты 1645 и 50 машин, соответственно).

Следует подчеркнуть, что наращивание числа боевых подразделений Люфтваффе, вооруженных FW 190А, вызвало серьезную обеспокоенность англичан. Складывалась ситуация, когда Истребительное командование было весьма заинтересовано в отыскании слабых мест оппонента, а для этого надо было получить в распоряжение хотя бы один "сто девяностый". Выдвигались весьма оригинальные идеи. Один из пилотов, к примеру, предлагал воспользоваться трофейным Bf 109Е, нарядить в форму офицера Люфтваффе английского летчика, владеющего немецким языком, а затем устроить имитацию воздушного боя с "вынужденной посадкой" на аэродроме "Фокке-Вульфов". Далее планировалось, что "разгоряченный боем" псевдонемец каким-то образом окажется в кабине FW 190 и угонит его из-под носа охраны...

Более реалистичный, но тоже авантюрный сценарий предлагали офицеры коммандос. Основываясь на успешном опыте похищения блоков германской радиолокационной станции в ночь на 28 февраля 1942 г., они разработали план операции, предусматривающей кратковременный, на несколько десятков минут, захват вражеского аэродрома британскими парашютистами. В числе диверсантов должен был быть квалифицированный пилот, а остальное, как говорится, дело техники. Этот план всерьез обсуждался и даже получил кодовое название "Эйртиф" (Airthief)- Объектом нападения выбрали аэродром Абвиль. Но по воле случая все эти намерения остались неосуществленными. Дичь сама вышла на охотника.

В ходе боя со "Спитфайрами" над юго-западной Англией 23 июня 1942 г. адъютант группы III/JG 2 обер-лейтенант А. Фабер потерял ориентировку и принял Бристольский канал за Ла-Манш. Считая, что он находится над территорией оккупированной Франции, Фабер совершил посадку на первом подвернувшемся аэродроме. Этим аэродромом оказался Пембри в Южном Уэльсе. Так в руки англичан попал совершенно исправный FW 190А-3 (заводской номер 130313). Самолет немедленно переправили в центр боевого применения в Дансфорде, где его использовали для проведения сравнительных испытаний с несколькими типами истребителей союзников. Д

Единственным из имевшихся летом 1942 г. на вооружении союзников типом истребителя, способным более-менее достойно противостоять FW 190А-3, был "Спитфайр" IX. Однако следует подчеркнуть. что в конце июля 1942 г. Истребительное командование располагало всего двумя эскадрильями истребителей "Спитфайр" IX (64-й на аэродроме Хорнчерч и 611-й на аэродроме Редхилл), в то время как Люфтваффе получили от промышленности уже более 1000 самолетов семейства FW 190, из которых свыше 400 находились в частях первой линии.

К концу лета 1942 г. Третий рейх достиг пика своего могущества, впервые за всю историю получив контроль (вместе со своими союзниками) почти над всей территорией Европы. Этот период совпал с зенитом боевой карьеры истребителя FW 190. Вооруженные данной машиной подразделения немецких истребительных эскадр сравнительно легко брали верх над любым соперником, встреченным в небе. В дальнейшем положение "сто девяностого" стало ухудшаться, что потребовало от его конструкторов быстрых и эффективных решений.

 



 Модификации :
 FW.190A-2

 с двигателем BMW.801C-2. Отличался 2 пушками MG-151/20 вместо крыльевых синхронных пулемётов. В сентябре 1941 - июле 942 года изготовлено 426 самолётов.

 Fw.190 A-3/U1

 экспериментальный вариант, построенный в единственном экземпляре. (W.Nr.130270, заводской код PG + GY) Моторама была выдвинута вперёд на 15 см. Самолет явился прототипом новой модификации A-5.

 Fw.190 A-3/U2

 тестовый вариант, построенный в единственном экземпляре (W.Nr.130386). На этом самолете испытывались пусковые установки 73 мм ракет RZ 65.

 Fw.190 A-3/U3

 вариант истребителя-разведчика с установленной в фюзеляже камерой Rb 50/30, также построенный в единственном экземпляре. Консольные пушки MG FF были сняты. 

 Fw.190 A-3/U4

 истребитель-разведчик, на котором могли устанавливаться две камеры Rb 12.5/7x9 смонтированные в фюзеляже и камера gun EK 16 для фиксирования попаданий, либо миниатюрная камера Robot II, вмонтированная у основания щитка закрывавшего колеса шасси в корне левого крыла. Вооружение этого варианта также было ослаблено демонтажем консольных MG FF. Однако подфюзеляжные пилоны ETC 501 остались. К ним были добавлены полосы-стабилизаторы и самолет мог нести 300 л подфюзеляжный ПТБ. Построено 12 экземпляров. 

 Fw.190 A-3/U7

 попытка постройки на базе Fw.190 высотного истребителя с уменьшенным весом. Из  вооружения оставлены только синхронные MG.151/20 E пушки. Построено три экземпляра (W.Nr.  130528, 130530 и 130531). На них также были видоизменены воздухозаборники нагнетателя. 




 ЛТХ:
Модификация   Fw.190a-3
Размах крыла, м   10.50
Длина, м   8.80
Высота, м   3.95
Площадь крыла, м2   17.70
Масса, кг  
  пустого самолета   2900
  нормальная взлетная   3980
Тип двигателя   1 ПД ВМW-801Dg
Мощность, л.с.  
  взлетная   1 х 1800
  в полете   1 х 1500
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   500
  на высоте   610
  на форсаже   668
Крейсерская скорость , км/ч   445
Максимальная скороподъемность, м/мин   864
Практический потолок, м   10600
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 20-мм пушки МG-151 в корне крыла с 200 снарядами на ствол и две 20-мм пушки MG-FF c 55 снарядами на ствол,
 два 7.9мм пулемета MG-17 с 1000 патронами на ствол в
 носовой части фюзеляжа


 Доп. информация :


 Чертеж "Focke-Wulf Fw.190a"
 Чертеж "Focke-Wulf Fw.190"
  Фотографии:

 Fw.190A-2
 Fw.190A-2
 Fw.190A-2
 Fw.190A-2
 Fw.190A-2
 Fw.190A-3
 Fw.190A-3 в Фарнборо
 Fw.190A-3
 Fw.190A-3
 Fw.190A-3
 Fw.190A-3/U7
 Fw.190A-3/U7
 Fw.190A-3 с бомбами SC50 на адаптере ER-4
 Fw.190A-3 ВВС Турции
 Fw.190A-3 на лыжном шасси
 Fw.190A-3
 Кабина пилота Fw.190A-3

  Схемы:

 Fw.190A-3(2)
 Компоновочная схема Fw.190A-3

  Варианты окраски:

 Fw.190A-2   II./JG 26
 Fw.190A-2  7./JG 2
 Fw.190A-2  5./JG 3
 Fw.190A-3 14./JG 5    (c) Arkadiusz Wrobel
 Fw.190A-3  9./JG 2    (c) Bruno Pautigny

 



 

Список источников:

Эксмо. Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. "Фокке-Вульф" FW 190
Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Авиация и Космонавтика. Иван Кудишин. Истребитель Фокке-Вульф FW-190
Крылья Родины. Юрий Борисов. Fw.190 и его модификации
Крылья Родины. Самый опасный враг
"Война в воздухе" № 80,81. Focke-Wulf Fw 190 A/F/G
Fw.190A Aircraft Profile 3. Martin C. Windrow. Focke-Wulf Fw 190A (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Edward Shacklady. Butcher Bird. The Focke-Wulf Fw 190
Squadron/Signal. Brian Filley. FW 190A, F, and G in action
Kagego. Krzysztof Janowicz. Focke Wulf FW 190
Osprey. Malcolm V. Lowe. Focke-Wulf Fw 190
Waffen Arsenal. Focke-Wulf Fw 190
Luftfahrtverlag. Luftwaffe Im Focus
AeroMagazin. Mihai G. Aldea, Carlos Lievens. Focke-Wulf Fw 190
Monografie Lotnicze. Adam Skupiewski. Fw 190 A/F/G
Aero Detail 06. Focke-Wulf Fw190A/F


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: