Уголок неба ¦ Fokker D.XVII

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Fokker D.XVII
       
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1932
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Разработка истребителя Fokker D.XVII велась в интересах авиации Голландской Ост-Индии, которая в 1931 году заказала новый истребитель для защиты своих колониальных владений. Проектирование самолёта заняло всего несколько месяцев и уже 27 декабря опытный образец D.XVII совершил первый полет. Это был стандартный для того времени расчалочный биплан с неубираемым шасси и открытой кабиной пилота. Фюзеляж самолета имел каркас из стальных труб и полотняную обшивку, крыло было изготовлено из фанеры и обтянуто полотном/ На нем устанавливался рядный двигатель Curtiss V-1570 "Conqueror" с двухлопастным деревянным винтом постоянного шага. По основным характеристикам он был аналогичен таким самолётам, как И-3 и Bristol "Bulldog", немного превосходя их в скорости.

В 1932 году прототип D.XVII передали на войсковые испытания, но к этому времени колониальная авиация предпочла закупить в США истребители Curtiss P-6 "Hawk" и от поставок голландских самолётов таким образом отказались. Возможно, последний истребитель-биплан Энтони Фоккера так и остался бы в единственном экземпляре, не случись экономический кризис, начавшийся ещё в 1929 году. Голландской авиации также требовался новый самолёт, но из-за нехватки денег ей пришлось отказаться от выдачи конкурсного задания. Фоккер предложил свой D.XVII и хотя он не полностью удовлетворял требованиям заказчика, LVA (Luchtvaartafdeling - армейские ВВС) в декабре 1932 г. все же заказали 10 самолётов. Одним из условий принятия на вооружение D.XVII была установка мощного и надежного в эксплуатации двигателя, из-за чего их меняли три раза: сначала установили французский Hispano-Suisa 12Xbrs (690 л.с.), затем Lorraine-Dietrich "Petrel" (790 л.с.), но в итоге остановились на британском Rolls-Royce "Kestrel", с ними и была выпущена основная масса серийных машин.

Истребители поступили двумя партиями в конце 1933 - начале 1934 гг. Соответственно им были присвоены номера 201-208 и 209-210. Колониальная авиация "опомнилась" только в 1936 г., дополнительно заказав ещё один экземпляр с номером 211. Все построенные истребители поступили в распоряжение Jacht Vliegtuig Afdeeling (армейской истребительно эскадрильи) и на протяжении пяти лет использовались преимущественно для обучения лётного состава. Голландские пилоты отмечали простоту пилотирования D.XVII, хотя по сравнению с современными монопланами D.XXI он начал сильно отставать в скорости.

На 10 мая 1940 года в строю все ещё оставалось семь истребителей (номера 202-205, 207, 209, 210), базировавшиеся на авиабазе Де Влиит на острове Тексель. Из-за нехватки пилотов в первый день войны D.XVII простояли без дела, но 11 мая командование голландских ВВС решило использовать их по прямому назначению. В этот день был получен приказ о перебазировании на аэродром Бюькслоот (Buiksloot), откуда истребители должны были вылетать на сопровождение лёгких бомбардировщиков Fokker C.V и C.X. Этот перелет закончился для D.XVII более чем плачевно. Маршрут, по которому следовало лететь истребителям, проходил над военно-морской базой Ден Хелдер. Моряки, посчитав что своей авиации в этом секторе быть просто не должно, обстреляли группу "фоккеров", подбив два самолёта. Сержанту Герман Герардус Шамхарт (Herman Gerardus Schamhart) пришлось идти на вынужденную посадку, в результате которой самолёт с номером 202 был полностью разбит. Второй истребитель (номер 203), который пилотировал второй лейтенант Роозенберг (Roosenberg), сумел дотянуть до места старта, так и оставшись там вместе с истребителем под номером 207, который был поврежден в ходе налета немецкой авиации. Вечером 12 мая D.XVII сделали единственный боевой вылет, сопровождая один Fokker C.X и четыре C.V, вылетевших бомбить немецкие войска у г.Греббеберг. Столкновений с авиацией противника так и не произошло, но все три оставшиеся истребителя получили сильные повреждения от огня с земли. В результате два самолёта (н.209 и 210) приземлились на аэродроме Состерберг (Soesterberg), где были уничтожены утром следующего дня. Последний D.XVII (н.205) благополучно вернулся в Бьюкслоот и оставался там в течении суток, пока наземная команда не вывела его из строя, что бы он не достался немцам.



 ЛТХ:
Модификация   Fokker D.XVII
Размах крыла, м   9.60
Длина, м   7.20
Высота, м   3.00
Площадь крыла, м2   20.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1100
  нормальная взлетная   1480
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Kestrel IIS
Мощность, л.с.   1 х 595
Максимальная скорость , км/ч   350
Крейсерская скорость , км/ч   290
Практическая дальность, км   850
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   8750
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.92-мм пулемета


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Сборка Fokker D.XVII
 Прототип D.XVII
 Прототип D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 Fokker D.XVII
 ПД Rolls-Royce Kestrel IIS на Fokker D.XVII
 Кабина Fokker D.XVII

 Схемы:

 Fokker D.XVII
 Компоновочная схема
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 Fokker D.XVII

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Истребитель Fokker D.XVII
Jane's. Thijs Postma. Fokker : Aircraft Builders to the World
Harleyford. Henri Hegener. Fokker - The Man and the Aircraft
Peter Alting. Fokkers in Uniform
Fokker-history.com. De Fokker D.XVII
Dutch-Aviation.nl. Fokker Aircraft
Le Fana de l'Aviation 1974-05. Harm J. Hazewinkel. Fokker D.XVII
Wingspan No.67. Dokker D.XVII - last of the Fokker biplane fighters
L'Aeronautique 1932-04. Le monoplace de chasse Fokker D.XVII
Nimh.nl. Fokker D.17
L+K 1981-20. Vaclav Nemecek. Fokker D-XVII


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: