главная авиация второй мировой истребители
   Do.217N
       
Разработчик: Dornier
Страна: Германия
Первый полет: 1942
Тип: Ночной истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


31 июля 1942 года совершил свой первый полет прототип следующей модификации ночного истребителя - Do 217N V-1. К концу 1942 года самолет стал производиться серийно и начал поступать в боевые части. Первоначальная модификация Do 217N-1 отличалась от J-2 только двигателями DB 603А и восстановлением действующего бомбоотсека. Необходимость вернуть самолету способность носить бомбы была продиктована тем, что его намеревались использовать на восточном фронте как ночной истребитель дальнего действия. Заметным улучшениям подверглось радиоборудование Do 217N. Самолет оснащался радаром FuG 202 "Lichtenstein" В/С или FuG 212 "Lichtenstein" С-1, радиостанцией FuG 25, которая обеспечивала связь со станциями наземного наведения, радиоальтиметром FuG 101 и радиостанцией FuG 10HF R/T. С апреля 1942 года, когда англичане стали устраивать помехи радиопереговорам между ночными истребителями и станциями наземного наведения, на истребителе появилась радиостанция FuG 16VHF, работающая вне пределов спектра английского глушения.

Иногда для усиления мощи бортового залпа на некоторых самолетах Do 217N четыре пушки MG FF заменялись таким же количеством MG 151. Эти 20 мм пушки имели ленточное питание, обладали более высокой скорострельностью и лучшей баллистикой.

На некоторых Do 217N-1 верхнюю турель и нижний оборонительный пулемет снимали, а уступ для нижнего стрелка устраняли с помощью длинного деревянного обтекателя. Такая доработка снижала вес истребителя и улучшала его аэродинамику. Самолет с подобными улучшениями получил обозначение Do 217N-1/U-1.

Do 217N-1 оборудовался также двумя наклонными зенитными 20-мм пушками MG 151, которые получили название "Шреге мюзик" (Буквально - "косая музыка, так в Германии того времени называли "неправильный" джаз). "Изобретателем" этой установки считается обер-лейтенант Шёнерт. В июле 1942 года, при получении Рыцарского креста, Шёнерт в очередной раз обратился к генерал-майору Каммхуберу с предложением установить на Do 217 наклонные пушки. Шёнерт уверял, что такое приспособление позволило бы ночным истребителям без особого риска нападать на английские бомбардировщики снизу, то есть со стороны их наименее защищенного "брюха". Предложение, наконец, заинтересовало Каммхубера, и он дал разрешение оборудовать соответствующим образом несколько ночных истребителей. Один из Do 217J был отправлен в Тарневиц в центр испытаний вооружений. В ходе экспериментов выяснилось, что пушки лучше всего устанавливать в средней части фюзеляжа под углом 65-70 градусов. Весной 1943 года три Do 217J с наклонно установленными пушками поступили для полевых испытаний в 3./NJG 3. Наведение пушек происходило при помощи зеркального прицела, расположенного на "потолке" фонаря кабины, перед летчиком. Обычно летчик целился в крыло вражеского бомбардировщика, туда, где располагались бензобаки. Попасть в фюзеляж было небезопасно, так как это могло вызвать взрыв бомб, от которого мог пострадать и сам нападающий истребитель. К тому времени, когда самолеты, оборудованные "Шрэге мюзик", поступили в 3./NJG 3, Шенерт стал уже капитаном и был назначен командиром II/NJG 5, сформированной в декабре 1942 года. Эта авиагруппа располагалась в Пархиме (Parchime) и имела на вооружении Bf 110. И вскоре наклонные пушки были установлены на "мессершмиттах" II/NJG 5. Первая победа, одержанная с помощью "Шрэге мюзик", выпала на долю самого Шенерта. При отражении налета на Берлин в мае 1943 года ему удалось сбить английский бомбардировщик. Первый успех был закреплен победами других летчиков. В течение августа-сентября 1943 года с помощью "Шрэге мюзик" было сбито 18 бомбардировщиков противника. Англичане не сразу смогли понять причину гибели своих самолетов. Ведь экипажи вернувшихся английских бомбардировщиков докладывали, что не видели атакующего истребителя. Это порождало фантастические слухи и оказывало деморализующее действие на английских летчиков.

В июне 1943 года "Шрэге мюзик" была официально признана и стала выпускаться как стандартный набор вооружения (Rustsatze) под обозначением R 22. Он состоял из четырех 20-мм пушек MG 151, и его устанавливали на следующей модификации истребителя - Do 217N-2. Вес истребителя с установкой R22 повышался на 500 кг, скорость самолета на высоте 6000 м уменьшалась на 9 км/ч. Но эффективность "шрэге мюзик" оправдывала эти потери.

Do 217N-2 был запущен в серийное производство весной 1943 года. Эта модификация истребителя отличалась улучшенной аэродинамикой. На самолете появились большие обтекатели, которые сглаживали обводы фюзеляжа, прикрывая верхнюю и нижнюю стрелковые установки в задней части кабины бывшего бомбардировщика. Подобное улучшение практиковалось и раньше на отдельных Do 217 N-1 /U-1. Теперь это приспособление стало стандартным.

Do 217N-2 выпускался до конца 1943 года. К этому времени самолеты были оборудованы как прежними радарами FuG 202 или FuG 212, так и новым FuG 220 "Lichtenstein" SN-2. Появление нового радиолокатора было вызвано тем, что англичане стали разбрасывать в воздухе "дипольные отражатели", или попросту - металлические полоски, которые ослепляли немецкие радары. Против этого нехитрого средства первые две разновидности радаров были бессильны, тогда как FuG 220 SN-2 действовал в ином диапазоне частот и успешно боролся с этими помехами. Правда, у него был иной недостаток: он обладал слишком большой минимальной дальностью обнаружения, которая составляла 350 метров. На дистанции ближе этого радар терял цель. Но в ночной темноте летчик редко мог увидеть вражеский самолет на таком расстоянии. Получалось, что радар уже не "видел", а летчик еще не видел противника. Поэтому прежние радары FuG 202 и FuG 212, которые обнаруживали цель в пределах 180 метров, могли сохраняться на Do 217 N-2. На некоторых Do 217N-2 устанавливали радиопеленгатор FuG 227 Flensburg, настроенный на частоту английского радиолокатора "Моника", стоявшего на бомбардировщиках RAF. Кроме того, для обнаружения соединений английских бомбардировщиков на Do 217 устанавливался радиопеленгатор FuG 350 Naxos. Он был настроен на частоту английского радара H2S, который устанавливался на самолете-наводчике, идущем впереди бомбардировщиков.

Следует отметить, что, хотя в первой половине 1943 года ночные истребители Do 217 J и N состояли на вооружении нескольких ночных истребительных полков (NJG), но ни одна группа никогда не была создана полностью из этих самолетов. Обычно Do 217 J и N использовались совместно с Bf 110. По одной эскадрилье Do 217 находилось в составе II, III и IV групп NJG 1, а также во II и III/NJG 2. В конце 1943 года небольшое количест-в(^истребителей Do 217 состояли на вооружении NJG 3 и NJG 6, которые действовали под руководством высшего командного центра (Oberbefehls-haber Mitte). И, наконец, сразу две эскадрильи из Do 217 находилось во II группе NJG 4, который, как правило, размещался в секторе обороны Франкфурта, но иногда его перебрасывали в Эйнховен (Eindhoven). На вооружении IV/NJG 5 кроме Bf 110 и Ju 88 также имелись истребители Do 217. В начале 1943 года подразделения этой авиагруппы были переброшены на аэродром Инстенбург в Восточной Пруссии. Там они должны были оказать противодействие усилившимся ночным налетам советской дальнебомбардировочной авиации. Вскоре две эскадрильи (штаффеля) IV/NJG 5 перебросили еще дальше на восток, в Россию, и они приняли участие в ночных воздушных боях непосредственно на советско-германском фронте.

В начале 1944 года самолеты Do 217 J и N стали постепенно убирать из ночных истребительных частей, и к середине года их там уже не осталось.

Всего в 1942 - 1943 годах было произведено 364 ночных истребителя Do 217 различных модификаций.





 ЛТХ:
Модификация   Do.217n-1
Размах крыла, м   19.00
Длина, м   18.90
Высота, м   5.00
Площадь крыла, м2   55.10
Масса, кг  
  пустого самолета   10290
  взлетная   13200
Тип двигателя   2 ПД Daimler-Benz DB 603А
Мощность, л.с.   2 х 1750 (1850)
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   427
  на высоте   512
Крейсерская скорость , км/ч   467
Практическая дальность, км   1750
Максимальная скороподъемность, м/мин   445
Практический потолок, м   8900
Экипаж, чел   4
Вооружение:  четыре 20-мм пушки и четыре 7.9-мм пулемета МG-17 в носовой части фюзеляжа и четыре пушки МG-151/20 под углом к горизонту


 Доп. информация :


  Чертеж "Dornier Do.217 (1)"
  Чертеж "Dornier Do.217 (2)"
  Чертеж "Dornier Do.217"
  Книга "РЛЭ Dornier Do.217N-1 (на немецком)"
  Фотографии:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Схемы:

 Do.217N-1 
  Do.217N-2
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Do.217N-2/R22   4./NJG6
 Do.217N-1  4./NJG6
 Do.217N-2/R22
 Do.217N-2/R22   6./NJG200

 



 

Список источников:

Экспринт. Сергей Кузнецов. Многоцелевой бомбардировщик Дорнье Do 217
Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Warpaint 24. Jerry Scutts. Dornier Do 217
Wydawnictwo Militaria 86. Janusz Ledwoch. Dornier 217 J/N
Kagero. D. Majsak, Z. Krzysiak. Dornier Do 217
Flugzeug Classic Special 6. Deutsche Nachtjager 1939-1945
Aviation magazine. Ciel de Guerre 6. La Chasse de Nuit Allemande
Manfred Griehl. Dornier Do 217-317-417
Aviatic. Dornier : Die Chronik des altesten deutschen Flugzeugwerks
Bernard & Graefe. Heinz J. Nowarra. Die Deutsche Luftruestung 1933-1945 Vol.1 AEG-Dornier


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: