Уголок неба ¦ Avia Av-135 (B-135)

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Av-135 (B-135)
       
Разработчик: Avia
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1939
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Летом 1939 года Франтишек Новотны продолжил совершенствование своего истребителя B-35. Его третий прототип - В-35.3, впервые поднялся в воздух 26 июня 1939 г. Перед тем, как приступить к испытательной программе, этот самолет успел побывать в качестве экспоната на авиационной выставке в Брюсселе с обозначением Авиа Av-135.1. У этой машины из-за появившихся ниш для уборки шасси конструкция крыла немного поменялась. Основные стойки шасси с щитками крепились в корневых частях плоскостей и убирались в направлении от фюзеляжа, как на Bf 109. Площадь крыла осталась неизменной, но передняя кромка теперь была не эллиптической, а прямой с небольшой стреловидностью. Двигатель HS12Ycrs вращал двухлопастный металлический винт Летов Н. D.43, а к20-мм пушке HS 404 добавились два пулемета Модель 30 калибра7,92 мм, размещенных перед фонарем кабины сверху. Хотели установить бомбодержатели для небольших 20-кг бомб, но так этого и не сделали.

Выпуск мощного мотора Авиа 12Y-1000 на фирме развернуть не смогли, и для планируемой серии истребителей оставался все тот же HS12Ycrs мощностью 860 л. с. Доработкам вновь подверглось крыло: увеличили размах закрылков, а размах элеронов наоборот уменьшили. Вскоре начались работы над двумя предсерийными самолетами Av 135.2 и 135.3, которые отличались 20-мм немецкой пушкой MGFF, установленной вместо HS 404.

В июне 1940 г. завод в Чаковице вновь посетили болгарские летчики Попганчев и Атанасов. Теперь они совершили ряд вылетов на новом Av 135.1 со свастикой на хвосте и немецким регистрационным номером D-IBPP. Болгары остались довольны маневренностью и управляемостью истребителя, и в Софию ушел весьма хвалебный отзыв. Королевские ВВС Болгарии уже эксплуатировали бипланы В 534 Франтишека Новотны, и руководство Министерства обороны решило заменить их на очередной истребитель этого конструктора. Подписанный с фирмой «Авиа» контракт включил покупку двенадцати Av 135, запчастей к ним и 62 моторов HS12Ycrs. Такое количество двигателей было необходимо потому, что болгары собирались выпустить дополнительно 50 истребителей по лицензии (под обозначением DARII) на своем заводе в Ловече. Однако наладить сборку столь современного самолета слабая болгарская промышленность не смогла. К тому же после поставки первых 35 моторов все мощности фирмы «Авиа» понадобились под заказы Люфтваффе, и Министерство авиации Германии аннулировало контракт, прекратив все работы по Av 135. Поэтому 12 самолетов, которые были окончательно укомплектованы на заводе в Ловече к лету 1942 г., остались единственными серийными истребителями Av 135.

Все 12 машин поступили в летную школу истребителей в Дольна Митрополия, где пилоты переучивались на них с бипланов В534. В настоящих боевых действиях Av135 проверить не удалось. Единственным боевым эпизодом в карьере этого самолета, остался скоротечный бой с американскими «Либерейторами» 30 марта 1944 г.

Утром 30 марта 1944 г. четверка болгарских истребителей Avia Av 135 из летной школы, базирующейся на аэродроме Дольна Митрополия, выполняла обычный учебный полет. Группа находилась на высоте около 8000 м к юго-востоку от Софии, когда ее ведущий капитан Кростин Атанасов заметил в небе силуэты незнакомых бомбардировщиков. При сближении выяснилось, что это были «Либерейторы» В-24 американских ВВС, возвращающиеся после бомбардировки нефтеперерабатывающих заводов в Плоешти на свои итальянские базы через воздушное пространство Болгарии.

Болгария в то время была союзником Германии, и 6-й истребительный полк, в который входила четверка Av 135, оперативно подчинялась командованию Люфтваффе на Балканах. Естественно, что Атанасов тут же открыл боевые действия. «Либерейторы» шли на 300 м выше, и болгарские истребители, набрав скорость в пологом пикировании, атаковали американцев снизу, пройдя сквозь соединения бомбардировщиков. Оказавшись теперь сверху, группа Av 135 повторила атаку, спикировав на «Либерейторы». Третьего захода выполнить уже не удалось - высота вновь была потеряна, а пустые бомбардировщики довольно быстро удалялись. Сначала болгарским пилотам показалось, что они никого не сбили, но неожиданно один из «Либерейторов» сорвался в спираль, а в воздухе раскрылись пять парашютов. Как оказалось в дальнейшем, это была единственная воздушная победа, одержанная на истребителе Авиа Av 135. А Болгария осталась единственной страной, имевшей на вооружении этот самолет чехословацкого производства.

Последний истребитель Франтишека Новотны получился, в общем, неплохим самолетом, хотя мотор мощностью 860 л. с. был для него слабоват. И кто знает, какая судьба ожидала бы Av135, если бы Новотны имел в своем распоряжении более мощный двигатель, а Чехословакия осталась бы в то время независимой страной. Но чехословацкие ВВС так и не получили на вооружение перспективный моноплан.







 ЛТХ:
Модификация   Av-135
Размах крыла, м   10.85
Длина, м   8.58
Высота, м   2.59
Площадь крыла, м2   17.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1906
  нормальная взлетная   2422
Тип двигателя   1 ПД Avia (Hispano-Suiza) HS 12 Ydra
Мощность, л.с.   1 х 850
Максимальная скорость , км/ч   534
Крейсерская скорость , км/ч   462
Практическая дальность, км   550
Максимальная скороподъемность, м/мин   804
Практический потолок, м   9500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка MG FF и два 7.92-мм пулемета wz. 30


 Доп. информация :


  Чертеж "Aero Av.135"
  Фотографии:

 B-35.3
 B-35.3
 B-35.3
 B-35.3
 B-35.3
 B-135.1
 B-135.2 использовавшийся Люфтваффе
 B-135.2 использовавшийся Люфтваффе
 B-135.2 использовавшийся Люфтваффе
 B-135.2 использовавшийся Люфтваффе
 B-135.2 использовавшийся Люфтваффе
 Av-135
 Av-135
 Av-135
 Av-135
 Av-135
 Приборная панель Av-135

 Схемы:

 Av-135
 компоновочная схема
 компоновочная схема

 Варианты окраски:

  B-135.2 использовавшийся Люфтваффе
 B-135.2 использовавшийся Люфтваффе
 Av-135 ВВС Болгарии

 



 

Список источников:

Самолеты Мира 1996-03. Последний истребитель Франтишека Новотны
Monografie Lotnicze. Josef Krybus. Avia B-35 & B-135
MBI. Miroslav Bily, Denes Bernad, Pavel Kucera. Avia B-35 B-135
Avions 21,22. M. Andreev. L'Avia B.135
Le Fana de l'Aviation 1985-09. Marian Takac, Pierre Cortet. Les Avia B-35/135 de Frantisek Novotny
Jet & Prop 2005-06. Stefan Semerdjiev. Avia B-135 - Das Jagdflugzeug, das nur einen Luftkampf gefurt hat
HPM 1994-04. J. Rajlich, J. Sehnal. Avia Av-135
Vaclav Nemecek. Ceskoslovenska Letadla
Dimensione Cielo 23-II. Caccia
L+K 1967-26. Vaclav Nemecek. Avia B.135
L+K 1975-09. Josef Krybus. Avia B-35 & B-135
L+K 1985-03. Vaclav Nemecek. Avia B-135


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: