Уголок неба ¦ Arado Ar.68

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Ar.68
       
Разработчик: Arado
Страна: Германия
Первый полет: 1935
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


С прекращением работ по Аr.67 группа Ретхеля сосредоточилась на проектировании Аr.68, который был больше и тяжелее. Конструкторы весьма неохотно отнеслись к возможности установки на истребитель двигателя ВМW-VI, и еще на ранней стадии проектирования планировали использовать либо "Роллс-Ройс Кестрел", либо "Кертисс-Конкверор". Но Комиссариат отклонил возможность установки на истребитель иностранного двигателя, так как "Юнкерс-Моторенбау" успешно завершила работы над новым 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Jumo-210, который, как ожидалось, к 1935 году будет доступен в достаточном количестве, чтобы ставить его на серийные машины.

Комиссариат прохладно относился к созданию нового истребителя "Арадо", т.к. "Хейнкель" уже приступил к серийному выпуску He.51, который рассматривался основным истребителем секретных люфтваффе на замену Аr.65. Завод в Варнемюнде был уже загружен заказами на учебные самолеты, и к тому же получил контракт на выпуск 75 истребителей He.51. Было очевидно, что новый двигатель "Юнкерса" для выпуска Аr.68 не поступит в нужном количестве. Тем не менее "Арадо", задавшись целью обеспечить преемника He.51, приступила к работе над новым самолетом в начале 1933 года. В результате Аr.68а (D-IKIN) поступил на летные испытания летом следующего года с двигателем ВМW-VId.

С самого начала Аr.68а оправдал самые оптимистичные ожидания в отношении управляемости и маневренности. Скорость и скороподъемность относительно Аr.65e улучшились ненамного, так как использовался тот же двигатель. Единственным крупным недостатком, отмеченным испытателями, было попадание выхлопных газов в кабину. есколько ухудшился по сравнению с Аr.65e обзор вперед из-за удлинения носовой части и уменьшения высоты фюзеляжа, продиктованных требованиями аэродинамики. Первый недостаток был устранен с установкой двигателя Jumo-210, перевернутая V которого решила в определенной мере и вторую проблему.

Новый двигатель был установлен на второй и третий опытные самолеты - Аr.68b (D-IVUS) и Аr.68с (D-IBAS), которые поступили на испытания весной и летом 1935 года. Jumo-210А развивал на взлете только 610л.с, но был снабжен турбонагнетателем и мог поддерживать взлетную мощность до высоты 3400м. а Аr.68b было выявлено повышенное аэродинамическое сопротивление радиатора, который на Аr.68c был перепроектирован. Аr.68с так же впервые получил и вооружение из двух пулеметов МG-17.

Сотрудники "Арадо" были совершенно уверены, что их истребитель превосходит He.51 во всех аспектах. Нехватка производственных мощностей была решена вводом в строй в 1934 году нового завода в Бранденбурге, поскольку запуск Аr.68 в серию считался неизбежным. Однако на этот раз медлительность проявил не РЛМ, сменивший Комиссариат, а собственно люфтваффе. 1-й полк JG-132 "Рихтгофен" в Деберице был еще в основном оснащен устаревшими Аr.65e, когда в марте 1935 года были официально созданы люфтваффе. II/JG-132, сформированная в Ютербог-Дамм на He.51, тренируясь на послушном, прощающем ошибки "Арадо", вскоре столкнулась с недопустимо высоким уровнем аварийности при переходе на более тяжелый, быстрый и энергичный истребитель "Хейнкеля". А Аr.68 имел еще большую нагрузку на крыло и обещал быть еще более скоростным, так что еще требовалось убедить люфтваффе в том, что новый истребитель поведет себя лучше. Мнение же большинства летавших на нем пилотов было: "Это лучший дьявол, что мы знаем..."

В начале 1936 года Эрнст Удет, назначенный инспектором истребительной и пикирующей авиации и утомленный канителью люфтваффе в отношении Аr.68 решил проблему раз и навсегда, организовав учебный бой между наиболее опытными пилотами на He.51a и собой на Ar.68 с двигателем "Юмо". Уже вскоре после взлета в результате мало кто сомневался - Удет на Аr.68 без особых усилий выиграл бой, обставив своего противника на вертикали и на вираже. Что касается максимальной скорости, то истребитель "Арадо" не показал особых преимуществ перед He.51, но скорость тогда не рассматривалась главным критерием при оценке истребителя. Внимание в основном уделялось маневренности, а она у Аr.68 была отличной. Кроме того, самолет показал хорошую управляемость, что вместе с высокой прочностью конструкции предопределило судьбу Аr.68.

Производство и служба

Тем временем были закончены еще два опытных самолета Аr.68d (D-IТАR) с двигателем BMW-VI и Аr.68е (D-IТЕР) с Jumo-210а, имевшим двухступенчатый нагнетатель и мощность в 680лc на взлете. Вскоре после их выпуска РЛМ ввело стандартную систему "ферзух" (опытный) - обозначений опытных самолетов. Аr.68d и Аr.68е получили обозначения соответственно Аr.68-V4 и Аr.68-V5. Последний рассматривался в качестве базового для серийного истребителя с двигателем Jumo-210Dа. Подготовка к производству уже зашла довольно далеко, когда РЛМ изменило свое отношение к использованию Jumo-210. В результате "Арадо" было предложено в качестве временной меры начать выпуск Аr.68 с двигателем ВМW-VI 7.3Z.

С двигателем BМW истребитель получил обозначение Аr.68f-1. Первый самолет поступил на вооружение в конце лета 1936 года во вновь сформированный I/JG-134 (позже ZG-26) "Хорст Вессель" в Верпе. Следующим получил Аr.68f-1 I/JG-121 в Ессау. о летные характеристики истребителя практически не отличались от He.51, который показал себя во всех отношениях хуже истребителя Поликарпова И-15 во время боев в Испании осенью 1936 года. Осознание этого неприятного факта немедленно привело к изменению отношения к производству двигателя Jumo-210. В результате после выпуска небольшого числа Аr.68 с BMW с осени 1936 года на поток был поставлен Аr.68e-1 с двигателем "Юнкерса".

Аr.68e-1, ставший основным вариантом истребителя "Арадо" и последним бипланом, принятым на вооружение люфтваффе, был классической для "Арадо" конструкции. Крыло деревянное, передняя кромка и нижняя часть верхнего крыла до заднего лонжерона с фанерной обшивкой, остальное - с тканевой. Нижнее крыло полностью обшито фанерой. Элероны на верхнем крыле, закрылки на нижнем. Стойки N-типа с наклоном. Фюзеляж с каркасом из прямоугольной, сварной из стальных труб фермы. Передняя часть фюзеляжа обшивалась легким сплавом, задняя - тканью. Оперение имело металлический каркас с тканевой обшивкой. Стабилизатор подкосный. Стойки шасси свободнонесущие.

Двигатель Jumo-210Dа, который позже был сменен на Jumo-210Еа, был оснащен двухлопастным деревянным винтом фиксированного шага. Все топливо находилось в одном 200л баке за противопожарной перегородкой. Вооружение состояло из двух пулеметов МG-17 с 500 патронами на ствол. В распоряжении пилота был рефлекторный прицел "Рифлексвизер"-IIIа. Под фюзеляжем мог подвешиваться специальный магазин на шесть 10кг осколочных бомб, но делалось это редко из-за большого дополнительного сопротивления.

В начале 1937 года планировалось перевооружить на Аr.68 семь истребительных полков - I, II, III/JG-134, I/JG-135, II/JG-234, I и II/JG-334. о структура истребительной авиации постоянно менялась, и все новые части получали Аr.68, как III/JG-141 в Фюрстенвальде. Кроме того, несколько полков были перевооружены с He.51 - например, I/JG-131. В результате истребитель "Арадо" стал самым массовым до принятия на вооружение "Мессершмитта" Вf.109 весной 1938 года.

есмотря на близившееся поступление на вооружение люфтваффе истребителя моноплана, "Арадо" все еще считала, что биплан себя еще не изжил. Весной 1937 года появился новый Аr.68h (D-ISIХ). Ему предшествовал Аr.68g, который так и не поднялся в воздух из-за непоставки двигателя BМW с турбонаддувом. Главным отличием нового истребителя от всех своих предшественников была установка нового двигателя воздушного охлаждения - 9-цилиндрового BMW-132Dа мощностью на взлете 850лс оснащенного нагнетателем. Следуя моде на самолет был установлен сдвижной фонарь кабины, а вооружение было усилено установкой еще пары пулеметов МG-17 на верхнем крыле. Аr.68h показал максимальную скорость до 400км/ч, а потолок увеличился до 9000 м. о штаб ВВС решил, а последующие события подтвердили его правоту, что дни бипланов прошли. В результате РЛМ потребовало от "Арадо" прекратить работу над Аr.68.

В 1938 году два истребителя Аr.68e были направлены для испытаний в Испанию. Они в основном применялись в качестве ночных истребителей с аэродрома Ла-Cенна. Когда началась вторая мировая война, эта роль легла и на оставшиеся в строевых частях Аr.68. Они использовались 10-й и 11-й (ночной) /JG-72 в составе З-го воздушного флота на юго-западе Германии. Имея 16 и 12 Аr.68e-1 соответственно, эти две эскадрильи осуществляли ночные полеты вдоль германо-французской границы. Они долго еще использовали Аr.68e, пока не были перевооружены и переименованы в 11/JG-2 и 5/JG-51. Это были не последние боевые вылеты биплана "Арадо". Вскоре после сформирования III/JG-53 с Bf.109Е в сентябре 1939 года, 7-я эскадрилья была переименована в 10-ю (ночную) /JG-53 и использовала свои Аr.68f-1 в качестве ночных истребителей в течение зимы 1939-40гг с Оедхей и Хейльбронн. Впоследствии все оставшиеся Аr.68 были переданы в летные школы.







 Модификации :
Ar.68a (D-IKIN)  первый прототип с двигателем BMW VId.
Ar.68b (D-IVUS)  второй прототип с 12-цилиндровым двигателем водяного охлаждения Junkers Jumo 210A.
Ar.68c (D-IBAS)  третий прототип с двигателем Jumo 210A, вооружённый двумя 7,92-мм пулемётами MG 17 (боекомплект 500 патронов на ствол).
Ar.68d (D-IТАR)  предсерийная модель с двигателем BMW VI. В дальнейшем обозначался и как Ar 68e-0.
Ar.68e (D-IТЕР)  предсерийная модель с двигателем Jumo 210Da. Также известен как Ar 68V-5. По новой системе обозначений 68e-0.
Ar.68f  серийный образец. Стальной набор корпуса обшит металлом, деревянные рамы плоскостей — тканью. Из-за проблем с поставками моторов Jumo 210 весной-летом 1936 устанавливался BMW VI. Взлётная мощность 750 л. с. Эта модель поступала на вооружение 134-й истребительной эскадрильи «Хорст Вессель».
Ar.68g  окончательный вариант серийной версии с мотором Jumo 210Da (640 л. с.), позже заменённым на Jumo 210Ea. Поступала на вооружение истребительной эскадрильи «Шлагетер».
Ar.68h  Прототип (D-ISIX) с весны 1937 9-цилиндровым звездообразным двигателем воздушного охлаждения BMW 132 Da (800-850 л. с.), закрытая кабиной и два дополнительных MG 17 в верхнем крыле. Максимальная скорость составляла 306 km/h на уровне моря и 335 км/ч на высоте 2650 м. На основе этой модификации позже разрабатывался палубный истребитель Arado Ar 197 для планировавшегося к постройке авианосца «Граф Цеппелин».



 ЛТХ:
Модификация   Аr.68e-1
Размах крыла, м   11.00
Длина, м   9.50
Высота, м   3.30
Площадь крыла, м2   26.50
Масса, кг  
  пустого самолета   1600
  взлетная   2020
Тип двигателя   1 ПД Junkers Jumo-210Еа
Мощность, л.с.   1 х 730
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   305
  на высоте   323
Практическая дальность, км  
Максимальная скороподъемность, м/мин   756
Практический потолок, м   8100
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.9-мм пулемета МG-17 с 500 патронами на ствол,
  6х 10кг бомб


 Доп. информация :


  Чертеж "Arado Ar.68E"
  Фотографии:

 Ar.68a
 Ar.68b
 Ar.68c
 Ar.68d
 Ar.68e (V-5)
 Ar.68e
 Ar.68e
 Ar.68e
 Ar.68e
 Ar.68e
 Ar.68e франкистов
 Ar.68e
 Ar.68e франкистов
 Ar.68e франкистов
 Ar.68e
 Ar.68e
 Ar.68e
 Ar.68e
 Ar.68e
 Ar.68f
 Ar.68f
 Ar.68f
 Ar.68f
 Ar.68f
 Ar.68f
 Ar.68f
 Ar.68f
 Ar.68f
 Ar.68f
 Ar.68h
 Кабина Ar.68e

  Схемы:

 Ar.68e

  Варианты окраски:

 Ar.68e (V-5)
 Ar.68e
 Ar.68e
 Ar.68f

 



 

Список источников:

Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Эксмо. Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе
Aviatic Verlag. Jorg Armin Kranzhoff. Arado : Geschichte eines Flugzeugwerks
Putnam. Rudiger Kosin. The German Fighter since 1915
Putnam. J.R. Smith, Antony L. Kay. German Aircraft od Second Worls War
Flugzeug Classic 2005-06. Herbert Ringlstetter. Arado Ar 68
Flugzeug Classic 2005-09. Peter W. Cohausz. Arado Ar 68
Flugzeug Classic 2022-01. Herbert Ringlstetter. Der Letzte seiner Art
Klassiker der Luftfahrt 2015-04. Marton Szigeti. Bunte Vogel
Klassiker der Luftfahrt 2022-04. Rostocks letzter Doppeldecker
Flugzeug Extra 2006-02. Jorg Armin Kranzhoff. Erste Jagdeinsitzer fur Reichswehr und Luftwaffe
Air Enthuasist 1972-01. Fighter Ato Z
Flieger Revue Extra 84. Bernd-Rudiger Ahlbrecht. Arado: Vom Doppeldecker zum Dusenbomber
Jet & Prop 2012-06. Bilder aus dem Foto-Archiv
Hikoki. Barry Ketley, Mark Rolfe. Luftwaffe Training Units & their Aircraft
Helmut Stutzer. Die deutschen Militarflugzeuge 1919–1934
Jet & Prop Foto-Archiv Band 2, 12
LuftArchiv.de. Arado Ar 68
Barbarossa's Hangar
Das Historische Archiv der Stiftung Deutsches Technikmuseum Berlin
1000aircraftphotos.com. No. 8546. Arado Ar 68e V1 (D-ITEP)
L+K 2001-03. Miroslav Balous. Arado Ar 68


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: