Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой истребители
   N.10
       
Разработчик: Nieuport
Страна: Франция
Первый полет: 1915
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Известная французская фирма "Сосьете дес Этаблиссментс Ньюпор" (Societe des Etablissements Nieuport) была основана в 1910 г. прославленным летчиком и конструктором Эдуардом Ньюпором. В 1914 г. на должность главного конструктора компании был приглашен Густав Деляж. Деляж начал проектирование одностоечного биплана для участия в гонках на кубок Гордона-Беннета. Начавшаяся война не позволила участвовать в гонках, и фирма предложила почти готовый небольшой двухместный разведывательный самолет военным. За основу был взят фюзеляж моноплана "Ньюпор-IV", который Деляж снабдил новыми несущими поверхностями оригинальной полуторапланной схемы с очень узким нижним крылом и V-образными межкрыльевыми стойками. Узкое нижнее крыло способствовало улучшению обзора вперед-вниз для наблюдателя, поскольку самолет создавался как армейский разведчик. После ряда доработок в начале 1915 года самолет совершил свой первый вылет в варианте истребителя (с вооружением), и сразу же началось серийное производство.

Это был первый самолет, созданный по схеме полутораплан. В качестве силовой установки использовался двигатель Гном (60 л, с). Конструкция планера - смешанная: силовой набор передней части фюзеляжа, к которой крепился вал двигателя, был выполнен из стальных труб, дальше фюзеляж представлял собой деревянную ферму с полотняной обшивкой. Каркас хвостового оперения изготавливался из стальных труб. Киль отсутствовал. Верхнее крыло имело двухлонжеронную конструкцию, большую хорду и площадь. Нижнее однолонжеронное крыло отличалось значительно меньшей площадью, поэтому межкрыльевые стойки были выполнены V-образными.

Самолет получился удачным и выпускался большой серией в двух вариантах. В Ньюпоре 10AV (в русской авиации обозначался как Ньюпор IX) в заднем кресле сидел пилот, а в переднем - стрелок-наблюдатель. В модификации Ньюпор 10AR пилот и наблюдатель поменялись местами.

Полуторапланы "Ньюпор-10AV", пока еще без вооружения, начали поступать во французские разведывательные эскадрильи весной 1915 года. AV оснащался подвижным пулеметом. Он располагался над верхним крылом, и летчик-наблюдатель поднимался к нему через круглое отверстие в центроплане, становясь на сиденье. Однако уже через несколько месяцев большинство из них было переделано в одноместные истребители. При этом переднюю кабину летнаба закрывали обтекателем, а над верхним крылом устанавливали курсовой пулемет "Льюис", стрелявший поверх диска вращения винта. Этот факт объяснялся тем обстоятельством, что мощности двигателя явно не хватало для обеспечения приемлемых летных характеристик и "ньюпоры" несли значительные потери от немецких истребителей. Эта модификация получила обозначение Nie-10С.1. Во второй половине 1915 года многие "десятки" уже изначально выпускались в одноместном варианте. В одноместном варианте пулемет крепился неподвижно на центроплане или под углом на фюзеляже перед сиденьем пилота. В модификации 10AR пулемет устанавливался в задней кабине на шкворне для стрельбы назад или на центроплане для стрельбы вперед. При этом стрелок управлял им из задней кабины.

В VII авиаотряде русской Первой армии киевский конструктор В. В. Иордан вооружил часть "Ньюпоров-10" пулеметными установками собственной конструкции. Это были либо пулемет "Максим", установленный на капоте под углом 24╥ и стрелявший над диском винта, либо "Льюис" на подвесной установке над верхним крылом. Успех был полным.

"Ньюпор" 10 был основным французским истребителем с июня 1915 по январь 1916 года. Самолет активно применялся на западном и итальянском фронтах до появления в достаточных количествах более приспособленных для ведения воздушного боя "Ньюпоров" 11 и 16. Самолет состоял на вооружении британской морской авиации, бельгийской, итальянской и русской авиации. Его характеристики на то время вполне соответствовали требованиям военных. Конструкция этой машины определила конструкцию всех машин фирмы "Ньюпор", строившихся в Первую мировую войну. В 1916 году энерговооруженность машины считалась уже недостаточной для истребителя, и самолет переквалифицировали в разведчик, а в конце года - сняли с вооружения.

Помимо фирмы-разработчика производился по лицензии в Италии на фирме Ньюпор-Макки, в Англии на фирме Бердмор Компани и в России на заводах Щетинина, Лебедева, Дукс, Анатра и Моска, где самолет получил большое распространение. Общая сумма выпуска - свыше 1000 экземпляров в различных модификациях. Английская морская авиация получила 169 "Ньюпоров-10" и -12, из которых 50 штук были построены в Великобритании. "Ньюпор-Макки" построила 260 таких самолетов, а московский завод "Дукс" - примерно 100 "Ньюпоров-10" в одноместном (истребительном) и двухместном вариантах. Кроме того, на "десятках" французской постройки летали бельгийские и американские летчики. Отдельные экземпляры попали в Португалию, Бразилию, Японию, Таиланд и некоторые другие страны.

"Ньюпоры" фирмы "Бердмор" имели слегка видоизмененное вертикальное оперение с небольшим килем, по форме напоминавшим киль "Ньюпора-24".

Было выпущено несколько вариантов, отличавшихся двигателями и конструкцией капота, машина не была ни полноценным разведчиком, ни истребителем (малый радиус действия), и стала как бы переходной к знаменитому истребителю "Ньюпор-11".

Российские "Ньюпоры-10" и -12 использовались на русско-германском фронте вплоть до прекращения там боевых действий, а несколько десятков из них еще успели принять участие в гражданской войне. Самолет применялся довольно долго как учебный с двойным управлением и просуществовал до начала 1920-х годов. Одноместный вариант строился в России еще в 1918 году, хотя это не был полноценный истребитель.

Кроме того, японские фирмы "Накадзима" и "Токоросава" выпускали разработанные на базе "Ньюпора-10" учебные самолеты Ко-2, которые применялись в летных школах до конца 20-х годов.



     


 ЛТХ:
Модификация   N.10 C1
Размах крыла, м   7.90
Длина, м   7.00
Высота, м   2.70
Площадь крыла, м2   18.00
Масса, кг  
  пустого самолета   410
  нормальная взлетная   660
Тип двигателя   1 ПД Gnome или Le Rhone
Мощность, л.с.   1 х 80
Максимальная скорость , км/ч   146
Крейсерская скорость , км/ч   123
Практическая дальность, км   300
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   4600
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один 7.7-мм пулемет


 Доп. информация :


  Чертеж "Nieuport N.10"
  Фотографии:

 N.XB
 N.XB
 N.10 C1
 N.10 C1
 N.10 C1
 N.10 AR
 N.10 С1
 N.10 AV
 N.10 AV
 N.10 C1
 N.10 С1
 N.10 С1

  Схемы:

 N.10 AV
 N.10 C1

  Варианты окраски:

 N.10AV      (c) Михаил Быков
 N.10 C1    (c) Михаил Быков
 N.10 российской армии  (c) Михаил Быков

 



 

Список источников:

Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Nieuport Nie-10
Jane's Fighting Aircraft of World War I
Belgian-wings.be. Nieuport 10AV/C1
Windsock. J.M. Bruce. Nieuport 10-12
Crowood. Ray Sanger. Nieuport Aircraft of World War One


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: