главная летающие лодки
   M.41
       
Разработчик: Macchi
Страна: Италия
Первый полет: 1927
Тип: Истребитель-летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Основанная весной 1912-го, итальянская фирма Societa Anonima Nieuport Macchi (г. Варезе) уже в конце того же года построила свой первый серийный самолет Parasol. В первые годы своего существования она выпускала в основном летающие лодки и гидросамолеты. Приобретенный опыт дал возможность добиться выдающихся результатов в авиагонках на кубок Шнейдера.

Успехи фирмы в постройке летающих лодок и гидросамолетов неразрывно связаны с именем ее главного конструктора Марио Кастольди (Mario Castoldi). С ним же связаны и успехи фирмы в создании лучших итальянских истребителей периода Второй мировой войны.

В ходе же Первой мировой войны Macchi выпускала по лицензии истребители Nieuport различных модификаций для итальянской армии, а также несколько моделей летающих лодок собственной оригинальной конструкции. В 1918 году производство достигло максимальной отметки в истории фирмы - 114 самолетов в месяц.

Итальянский королевский флот (Regia Marina Italians) поначалу отдавал предпочтение австро-венгерским летающим лодкам "Лохнер". Однако с вступлением Италии в войну фирма Macchi наладила выпуск летающих лодок L-1, взяв при этом за основу австро-венгерскую "Лохнер" L-40. На L-1 установили итальянский двигатель "Изотто-Фраскини" мощностью 150 л.с. и вооружили ее 6,5-мм пулеметом "Фиат-Ривелли". Всего было выпущено 139 экземпляров L-1, весьма успешно действовавших в Эгейском море и над побережьем Средиземного моря. Гидросамолеты L-1 имели лучшие характеристики по сравнению с лицензионными летающими лодками FBA, ранее выпускавшимися фирмой.

В 1916 году появился улучшенный вариант - L-2. Построенная всего в десяти экземплярах, эта лодка стала прототипом для более совершенной конструкции, выпускавшейся под обозначением L-3. Практически сразу после постройки ее переименовали в М-3. С этого момента все лодки фирмы уже выпускались под обозначением "М" (Macchi).

Гидросамолеты М-3 использовались как универсальные - они принимали участие в атаках на неприятельские позиции, поддерживали высадку морских десантов, защищали с воздуха корабли флота и свои войска. Весьма успешно действовали М-3 против австро-венгерских "лохнеров" и "фениксов". Летающая лодка М-3 стала первой машиной, используемой в итальянской морской авиации для ведения фоторазведки. До 1917 года было выпущено 107 экземпляров М-3.

Развитием М-3 стали машины с индексами 5, 6 и 7. Летающая лодка М-7 с 12-цилиндровым 250-сильным двигателем "Изотто-Фраскини", пилотируемая лейтенантом Джованни Де Бриганти, в 1921 году сумела одержать победу на Шнейдоровских гонках гидросамолетов, установив при этом рекорд скорости в 182,5 км/час.

Следующими самолетами фирмы были летающая лодка М-14 и ее модификация М-26. Они мало отличались друг от друга и представляли собой цельнодеревянные конструкции, выполненные по бипланной схеме с открытой кабиной пилота.

К 1927 году гидросамолеты итальянского флота стали устаревать. И Macchi разработала новую летающую лодку- М.41, которая стала развитием М-7 и М-26. На самолете устанавливался двигатель F.20 фирмы Fiat, корпус новой лодки отличался более плавными обводами.

В то же время на фирме "Савойя-Маркетти" создали близкий по характеристикам гидросамолет S-58. Обе машины прошли сравнительные испытания в 1927 году, но по причинам экономического характера в серийное производство запущены не были. Вместо этого решили продлить срок службы M-7ter, установив на них новый двигатель IF Semiasso.

Через два года к идее перевооружения авиации флота все же пришлось вернуться, и фирма Macchi представила модернизированную лодку M.41bis. От прототипа двухлетней давности она отличалась формой радиатора и размещением пулеметов: их установили таким образом, чтобы исключить попадание воды в стволы. Новая машина испытывалась летом 1929 года.

Незначительные мелкие дефекты не помешали запуску самолета в серийное производство. До конца года фирма успела построить 25 летающих лодок. В дальнейшем истребители выпускались партиями по 16 машин. В течение девяти лет M.41bis состояли на вооружении 164-й и 166-й эскадрилий, принадлежащих 88-й группе Autonomo de Caccia Maritima. Постоянным местом базирования 88-й группы считалась база в Вигна Ди Валле.

С конца 1938 года M.41bis начали заменяться поплавковыми гидросамолетами Ro-44, и к 1939 году осталось только восемь лодок, на которых летный состав совершенствовал технику пилотирования.

Интересно, что М.41 bis стала последним гидроистребителем в итальянской и в мировой авиации, а еще - единственным самолетом своего класса, которому довелось повоевать в период между мировыми войнами - они использовались франкистами во время гражданской войны в Испании.

В ночь с 27 на 28 августа 1936 года на Палма Де Майорка прибыло итальянское судно "Эмилио Моранди". Его трюмы были заполнены военными грузами - их Муссолини направил в помощь повстанцам, высадившимся на острове 16 августа и ведущим кровопролитные бои с республиканцами. Груз корабля включал шесть гидросамолетов (из них три M.41bis и три истребителя Fiat CR.32), большое количество 20-мм зенитных пулеметов Breda, боеприпасы, авиационные бомбы и топливо. Боевую технику сопровождали итальянские военные - все в штатском и с фальшивыми документами. Пилотами М.41 bis служили лейтенанты Карло Ринар-ди, Джузеппе Де Агостини и сержант Данте Вентурини. Начальником отряда гидросамолетов назначили Карла Ринарди - по документам Ривелло.

Разгрузка прошла той же ночью. Самолеты CR.32 были направлены на аэродром, а М.41 bis оставлены на участке причала, откуда они могли немедленно взлететь. Уже утром один из самолетов приготовили к старту. Ринарди после пробного полета в районе залива Палма направился к Порто Кристо, где правительственные войска держали оборону. Ринарди снизился и в бухте обнаружил шесть гидросамолетов на плаву. Сопровождавший М.41 bis истребитель Fiat тотчас атаковал их. Сам Ринарди повредил два гидросамолета правительственных войск. После этого он обстрелял и взлетевший самолет S-62.

Три лодки M.41bis были включены в 130 легионерную эскадрилью. Она постоянно базировалась в углу порта Майорка, вблизи портального крана.

В течение ночи с 3 на 4 сентября 1936 года отряды правительственных войск под командованием капитана Альберта Байо оставили плацдарм, погрузились на корабли и ушли в Барселону. Гидросамолеты М.41 bis франкистов оставались в порту Майорка до конца сентября. К тому времени соседние острова (за исключением Минорки), оставались в руках повстанцев. И M.41bis занимались тем, что перехватывали самолеты, взлетавшие с Минорки. В мае 1937 года самолеты М.41 bis прекратили полеты из-за отсутствия запасных частей.

В 1935 году конструкцию M.41bis подвергли коренной модернизации, превратив истребитель в бомбардировщик - дальний разведчик М.77. Обводы корпуса лодки не изменились, но ее размеры увеличились. К тому же было упразднено верхнее крыло - в итоге самолет стал монопланом. Самолет сделали трехместным. За задней кромкой крыла разместили пулеметную турель стрелка-радиста, перед пилотской кабиной расположили кабину штурмана с турелью второго пулемета.

Как и М.41 bis, лодка М.77 была цельнодеревянной - сталь применялась только в узлах крепления, в мотораме и ее стойках. На крыле монтировалось четыре съемных бомбодержателя грузоподъемностью до 100 кг. Самолет изрядно потяжелел, поэтому пришлось установить на него более мощный 18-цилиндровый 910-сильный двигатель "Изотто-Фраскини" Ассо 750R. Максимальная скорость нового самолета достигла 303 км/ч.

Описание конструкции

Гидроистребитель Macchi M.41 bis представлял собой одноместную летающую лодку с толкающим винтом и двигателем, установленным на стойках между верхним и нижним крыльями.

Фюзеляж самолета - однореданная лодка цельнодеревянной конструкции. С целью повышения плавучести (непотопляемости) лодки, шпангоуты No. 4, 9, 18, 28 выполнены герметичными.

В носовой части фюзеляжа размещались отсек балласта, вооружение и кабина пилота. В центральной части находилось топливное оборудование (двигатель карбюратора, агрегат запуска карбюратора, мотопомпа Fimac), два топливных бака и баллон со сжатым воздухом. По низу фюзеляжа проходили тяга и тросы управления элеронами и рулями высоты и поворота. К хвостовой части крепился киль и стабилизатор.

Фюзеляж обшивался многослойной фанерой, а поверху оклеивался полотном и покрывался специальным водостойким лаком. Для уменьшения попадания водяных брызг в пилотскую кабину по всей длине фюзеляжа (слева и справа) крепились отражатели волн в виде дюралюминиевого уголка.

Нижнее крыло присоединялось к центроплану фюзеляжа; верхнее состояло из правой и левой консолей, крепившихся к своему центроплану. Крылья между собой соединялись четырьмя стальными стойками (подкосами) и для большей жесткости стягивались расчалками.

Конструкционно крылья были идентичными и выполнялись по двухлонжеронной схеме. Лонжероны - коробчатого типа. Для большей жесткости лонжероны внутри крыльев стягивались тросами-расчалками и стяжными штырями. Обшивка крыла полотняная. Носки крыльев до первого лонжерона - фанерные. Элероны располагались только на нижнем крыле. Управление элеронами - жесткое. Обшивка - полотняная. Под нижним крылом располагались баллонеты (поплавки), обеспечивающие лодке поперечную устойчивость при движении по воде. На центроплане верхнего крыла (правее продольной оси симметрии) устанавливался ветровой электрогенератор.

Хвостовое оперение включало в себя киль и стабилизатор с рулями высоты и поворота. Для жесткости стабилизатор соединялся с фюзеляжем и килем подкосами и расчалками.

Кабина пилота - открытого типа. Приборное оборудование позволяло выполнять полеты днем и ночью в простых метеоусловиях.

На летающей лодке устанавливался двигатель Fiat A.20 мощностью 420 л.с. Перед ним располагался водяной радиатор, снизу - маслорадиатор. Тяги управления двигателем от сектора газа тянулись внутри левой передней стойки мотогондолы.

Воздушный винт - толкающий, деревянный. Втулка винта закрывалась съемным обтекателем.

Вооружение самолета состояло из двух 7,7-мм пулеметов Vickers, неподвижно закрепленных перед кабиной пилота. Подача боеприпасов -ленточная. На нижней плоскости предусматривалась возможность установки двух бомбодержателей, рассчитанных на бомбовую нагрузку до 60 кг.



 ЛТХ:
Модификация   M.41bis
Размах крыла, м   11.12
Длина, м   8.66
Высота, м   3.12
Площадь крыла, м2   31.92
Масса, кг  
  пустого самолета   1107
  нормальная взлетная   1537
Тип двигателя   1 ПД Fiat А.20 V.12
Мощность, л.с.   1 х 420
Максимальная скорость , км/ч   262
Крейсерская скорость , км/ч   227
Практическая дальность, км   700
Продолжительность полета, ч.мин   3.20
Скороподъемность, м/мин   400
Практический потолок, м   7500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   2 зафиксированных вперед 7.7-мм пулемета Vickers


 Доп. информация :


  Чертеж "Macchi M-41bis"
 Фотографии:

 M.41
 M.41bis ВМС Италии
 M.41bis
 M.41bis ВМС Испании
 M.41bis ВМС Испании
 M.41bis ВМС Испании

  Схемы:

 M.41bis

  Варианты окраски:

 M.41bis ВВС Италии

 



 

Список источников:

Моделист-Конструктор. Николай Околелов, Александр Чечин. В бою - летающая лодка
Aerei Italiani. Scheda Tecnica. Macchi М.41
Munson K. Flying Boats and Seaplanes since 1910
AeroFan. Macchi M.41 bis
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: