Уголок неба ¦ Bristol Jupiter Fighter

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Jupiter Fighter
       
Разработчик: Bristol
Страна: Великобритания
Первый полет: 1923
Тип: Истребитель  и учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Фирма "Bristol" желала создать дешевый самолет для демонстрации потенциальным покупателям своего двигателя Jupiter. Было предложено использовать модифицированный планер истребителя F.2B, и в январе 1923 года Уилфред Рейд, ставший главным конструктором после ухода Фрэнка Барнуэлла, одобрил это решение. Выгоды, которые сулила такая дешевая конверсия, были очевидны, и фирма решила построить один экземпляр такого самолета, получившего обозначение Type 76 Jupiter-Fighter, для участия в авиационной выставке в Швеции, которая должна была открыться в июле 1923 года.

Переделка планера истребителя в Jupiter-Fighter завершилась в апреле 1923 года. Компания тут же начала работы по переделке второй машины, и было принято решение начать работы по третьей с таким прицелом, что, пока первый самолет будет проходить официальные испытания, второй и третий экземпляры будут продемонстрированы на двух выставках в Швеции. В июне "Bristol" решила использовать третью машину для испытаний Jupiter при работе на спирту и сравнить полученные результаты с аналогичным мотором, оснащенным турбонагнетателем, который был установлен на самолете Bristol Seely.

Первая машина поднялась в воздух в июне 1923 года. Ее максимальная скорость составляла 216 км/ч. Было ясно, что из-за малого запаса топлива и плохого обзора из кабины пилота у самолета мало шансов использоваться в качестве истребителя, но зато он идеально подходил для демонстрации возможностей двигателя Jupiter. Второй Jupiter-Fighter был продемонстрирован в статической экспозиции в Швеции. Он не имел вооружения, но зато был оснащен элеронами нового типа, разработанными одним из инженеров "Bristol" - Лесли Фрайзом. К началу летных показов прибыла первая машина, которая произвела на зрителей впечатление своей высокой скороподъемностью и маневренностью.

Швеция решила приобрести самолет при условии, что он пригоден к эксплуатации в условиях суровой шведской зимы. Второй Jupiter-Fighter, после оснащения его обогревателем карбюратора и лыжным шасси, в ноябре 1923 года был отправлен в Лапландию. Хотя эксплуатация двигателей в условиях крайнего Севера затруднена из-за замерзания масла, двигатель Jupiter завелся без проблем после того, как самолет простоял на открытом воздухе при температуре -20 "С, заправленный обычным бензином и арктическим маслом. Шведское правительство приобрела эту машину, которая оказалась настоящим долгожителем среди всех Jupiter-Fighter и прослужила до 1936 года.

Первый Jupiter-Fighter разбился в ноябре 1923 года после того, как на высоте 6095 м у него отказал мотор. Третий самолет, взлетевший в марте 1924 года, был оснащен двигателем с высокой степенью сжатия, способным работать на двух видах топлива. В центроплане верхнего крыла размещался бак со спиртом, который использовался при взлете. Достигнув высоты, на которой можно было не опасаться детонации, пилот переключал двигатель на обычный бензин. Соответственно Jupiter имел два отдельных карбюратора для каждого вида топлива. Вскоре Министерство авиации решило отказаться от использования двухтопливных систем, во-первых, из-за проблем с коррозией баков, а во-вторых, из-за более многообещающих результатов, полученных при использовании турбонаддува.

Успех Jupiter-Fighter подтолкнул "Bristol" к разработке самолета для повышенной летной подготовки - Type 89 Advanced Trainer.

При этом мощность двигателя Jupiter была снижена до 290 л.с. (216 кВт) для сокращения страховых выплат, резко возраставших, если мощность силовой установки превышала 300 л.с. (224 кВт). Первый такой самолет, оснащенный двигателем Jupiter III, взлетел 14 апреля 1924 года. К этому времени практически завершилась постройка второго Advanced Trainer, а еще две машины находились в разной стадии готовности.

Advanced Trainer имел элероны типа Фрайз и новую конструкцию вертикального оперения. С учетом решаемых задач и более мощной силовой установки уровень аварийности Advanced Trainers оказался значительно выше, чем у самолетов первоначального обучения. Advanced Trainer использовался авиашколой резерва в Ренфрю до 1930 года.

Начиная с десятой машины, поставленной в октябре 1926 года, самолеты выпускались в усовершенствованном варианте Type 89А Advanced Trainer, отличавшемся усиленной конструкцией фюзеляжа. Десять и еще три самолета Type 89А были построены для школ в Филтоне и Ренфрю, соответственно. В Ренфрю из запасных частей был собран последний самолет этого типа. Все машины из Ренфрю были оснащены двигателями Jupiter VI, а на самолеты из Филтона устанавливались оказавшиеся лишними моторы Jupiter IV, которые были дешевле и могли обслуживаться производителем на месте. Самолеты из Филтона использовались как для обучения, так и для проведения экспериментов. Последний из них был списан только в апреле 1933 года после того, как авиашкола стала использовать учебный вариант Hawker Hart.




 ЛТХ:
Модификация   Bristol 76 Jupiter Fighter   Bristol 89 Trainer
Размах крыла, м   11.58   11.58
Длина, м   7.62   7.62
Высота, м   2.89   2.89
Площадь крыла, м2   37.62   37.62
Масса, кг    
  пустого самолета   993   1055
  нормальная взлетная   1397   1474
Тип двигателя   1 ПД Bristol Jupiter IV
Мощность, л.с.   1 х 425
Максимальная скорость , км/ч   216   177
Крейсерская скорость , км/ч   184   152
Практическая дальность, км     547
Практический потолок, м    
Экипаж, чел   2   2
Вооружение:   один 7.7-мм пулемет Vickers
  один 7.7-мм пулемет Lewis
  нет


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Bristol 76 Jupiter Fighter
 Bristol 76 Jupiter Fighter
 Bristol 76 Jupiter Fighter
 Bristol 76 Jupiter Fighter
 Bristol 76 Jupiter Fighter
 Bristol 76 Jupiter Fighter
 Bristol 76 Jupiter Fighter
 Шведский Bristol 76 Jupiter Fighter
 Шведский Bristol 76 Jupiter Fighter
 Шведский Bristol 76 Jupiter Fighter
 Шведский Bristol 76 Jupiter Fighter, использовался в конце карьеры для испытания двигателей
 Bristol 89 Advanced Trainer
 Bristol 89 Advanced Trainer
 Bristol 89 Advanced Trainer
 Bristol 89 Advanced Trainer

  Варианты окраски:

 Шведский Bristol 76 Jupiter Fighter (с) Juanita Franzi

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Bristol Type 76 Jupiter-Fighter и Type 89 Advanced Trainer
Максим Старостин. Virtual Aircraft Museum. Bristol Jupiter Fighter 
Putnam. C.H. Barnes. Bristol Aircraft Since 1910
British Aircraft Directory. Bristol Jupiter-Fighter and Advanced Trainers
Geoff Green. Bristol Aerospace since 1910
James D. Oughton. Bristol an Airctaft Album
Baesystems.com. Bristol Type 76 Jupiter Fighter
Aeroplane Monthly 2010-03. Jan Forsgren. A Swedish Brisfit, by Jupiter!
TransportArchive.org.uk. The Transport Archive- Three Centuries of Transport
1000aircraftphotos.com. No. 9306. Bristol 76 Jupiter Fighter (G-EBGF c/n 6379)


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: