главная авиация первой мировой истребители
   ИП-3
       
Разработчик: Григорович
Страна: СССР
Первый полет: 1935
Тип: Пушечный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолет ИП-3, который на этапе проектирования получил обозначение ДГ-53, по сравнению с ДГ-52 (ИП-1) отличался уменьшенными геометрическими размерами, площадью несущих поверхностей и, соответственно, снизившимся полетным весом. В отношении него можно предположить, что Григорович решил создать на базе первой опытной машины ДГ-52 "обычный" истребитель воздушного боя, вооруженный лишь пулеметами. Однако на самом деле это также был в некотором роде утилитарный аппарат, ориентированный на динамореактивные пушки Курчевского. Просто пушки были меньше - как по калибру, так и по весу и размерам.

ДГ-53 создавался под 37-мм автоматические пушки АПК-11, которые конструктор Курчевский предложил в 1932 г. Они отличались магазинным боепитанием и увеличенным запасов снарядов на каждое орудие до 25 штук. По 12 снарядов размещались в двух магазинах (кассетах) и еще один снаряд перед стрельбой устанавливался в стволе. Вес АПК-11 с кассетами составлял 39,1 кг, вес осколочного снаряда с головным ударным взрывателем -475-500 г. Начальная скорость снарядов, зафиксированная на испытаниях, составила 438-475 м/с. Перезарядка пушек при стрельбе осуществлялась сжатым воздухом, размещенным в бортовом пятилитровом баллоне.

Впервые пушки АПК-11 смонтировали на истребителе И-14 конструкции ЦАГИ в 1934 г. Испытания велись в течение года, однако положительных результатов в воздушных стрельбах достигнуть не удалось. Даже после произведенных изменений новые пушки имели множество недостатков при ведении автоматической стрельбы. При выполнении воздушных эволюций, пикировании, входе в вираж, орудие отказывало, на больших углах наклона в вираже некоторые снаряды вылетали из кассет. В конце 1934 г. отмечалось, что АПК-11 полигонные испытания не выдержала и для продолжения испытаний требуется продолжить ее доработки.

Курчевский продолжал дорабатывать и совершенствовать свои 37-мм пушки. Он даже сумел добиться внедрения их в серию, однако в практической жизни АПК-11 так и не появились.

На опытный экземпляр ДГ-53 (ИП-3), построенный летом 1935 г. АПК-11 не устанавливались. Этот самолет, помимо уменьшенных размеров, отличался индивидуальными выхлопными патрубками, выведенными в отверстия на капоте двигателя и более выраженной обратной V-образностью центроплана крыла. Дополнительным нововведением стало использование посадочных щитков.

2 июля 1935 г. Начальник ОКУ завода No.1 им. Авиахима Д.П. Григорович сообщил об окончании постройки своего нового истребителя начальнику ГУАП Г.Н. Королеву: "Самолет ИП-3 с РЦ готов к заводским испытаниям и принят ЛИС завода No.1 для производства испытаний. Прошу Вашего согласия на начало испытаний". Далее были проведены лишь полеты ИП-3 по программе заводских испытаний. Очевидно, надежда на получение пушек АПК-11 еще оставалась и все возможные решения по самолету зависели от состояния этих работ. Впрочем, в связи с прекращением деятельности по совершенствованию ДРП, интерес к ИП-3 утратился и самолетом более не занимались. В последующих документах указывалось, что ИП-3 М-25 завода No.1 с плана авиапромышленности на 1937 г. снят.

Развитием ИП-3 должен был стать следующий истребитель - ДГ-53бис (ИП-4). Он проектировался уже с учетом принятого решения о вооружении самолетов скорострельными 20-мм пушками ШВАК. Основными его отличиями стали использование эллиптического крыла и закрытой кабины пилота со сдвигающимся назад фонарем. Проектирование ИП-4 полностью развернуть не удалось, так как в середине 1936 г. последовали реорганизации в авиапромышленности, приведшие к закрытию тематики истребителей в КБ Григоровича.

На переломе 1935-1936 гг. Григорович проектирует новый пушечный истребитель ИП-2 (ДГ-54), который в ряде документов обозначался с другим порядком написания букв - ПИ -2 (пушечный истребитель второй). Этот весьма гармоничный самолет с вытянутым фюзеляжем и изящным эллипсовидным крылом создавался как дальнейшее развитие более раннего ИП-1, вооруженного пушками ДРП. Учитывая то обстоятельство, что Григорович тяготел к освоению новых технологий и много сил потратил на освоение совершенной гладкой обшивки в ИП-1, можно предположить, что новый аппарат стал бы тогда действительно наиболее совершенным советским истребителем полностью металлической конструкции.

ИП-2 проектировался под рядный двигатель жидкостного охлаждения М- 100А с пушкой ШВАК, установленной в развале блока цилиндров. Стрелковое вооружение - 4 пулемета ШКАС в крыле. Максимальное количество крыльевых ШКАСов предполагалось довести до 10 стволов (штурмовой вариант), кроме того, под крылом планировалось подвешивать до 40 кг бомб (в перегрузку).

В первой половине 1936 г. на заводе No.1 был изготовлен и доработан полноразмерный макет ИП-2, закончилось рабочее проектирование и началось изготовление деталей первого опытного экземпляра. Однако затем произошла известная реорганизация, во многом изменившая положение в промышленности. 11 мая 1936 г. последовало постановление Совета труда и обороны (СТО) о специализации авиазаводов и о прикреплении главных конструкторов к серийному производству спроектированных ими самолетов. Группу Григоровича в коли-честве25-30 конструкторов перевели с завода No.1 на завод опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. Строительство ИП-2 с завода No.1 сняли и передали на завод No.135 в Харьков. А далее произошло то, что и должно было произойти. Менее чем через полгода, при уточнении производственной программы на 1936-1937 гг. признавалось, что ИП-2 уступает по своим характеристикам И-16 бис(эталон 1937 г. с заявленной максимальной скоростью 520 км/ч) и его изъяли из плана опытных работ.






 ЛТХ:
Модификация   ИП-3
Размах крыла, м   9.60
Длина, м   7.08
Высота, м  
Площадь крыла, м2   16.36
Масса, кг  
  пустого самолета  
  нормальная взлетная   1548
Тип двигателя   1 ПД М-25
Мощность, л.с.   1 х 700
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   382
  на высоте   435
Крейсерская скорость , км/ч   298
Практическая дальность, км   830
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   8800
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 37-мм АПК-11 (по 25 снарядов),  
  два 7.62-мм пулемета ШКАС


 Доп. информация :


  Чертеж "Григорович ИП-1 (1)"
  Чертеж "Григорович ИП-1 (2)"
  Фотографии:

 ИП-1 (ДГ-53) на стенде для отработки выпуска шасси
 ИП-1 (ДГ-53)
 Кабина пилота  ИП-1 (ДГ-53)

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича
Авиация и Время. Михаил Маслов. Самолеты для пушек Курчевского
Авиаколлекция. М.А. Маслов. Истребители И-ЗЕТ и ИП-1
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: