главная авиация второй мировой морские
   SCAN 20
       
Разработчик: SCAN
Страна: Франция
Первый полет: 1945
Тип: Учебно-тренировочная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


На немалое количество типов французских самолетов повлияло, причем на некоторые машины значительно, объявление Францией войны Германии. Ряд самолетов, разработка которых была начата до начала Второй мировой войны, до поражения Франции и подписания Перемирия находились на стадии изготовления прототипов или их летных испытаний. Над одними машинами продолжились испытания и экспериментальные работы под надзором немецких оккупационных властей, в то время как другие машины были спрятаны французами до лучших времен и о них немцы не имели никакой информации.

Лучшие времена наступили летом 1944 года, когда союзники начали освобождение Франции, и в качестве идеального примера следует привести легкую учебную летающую лодку SCAN 20. Этот самолет был построен в соответствии с требованиями спецификации ВМС Франции (Marine Nationale) для летных школ авиации флота (Aéronautique navale), которым требовалась четырехместный морской самолет для обучения членов экипажей состоящих на вооружении летающих лодок: как пилотов, так и штурманов и радистов. В1940 году незадолго до падения Франции командованием авиации ВМС был объявлен конкурс на учебную летающую лодку, одним из условий которого было разрешение компании-победителю выпускать летающие лодки данного типа для гражданского рынка туристических самолетов.

В конкурсе приняли несколько участников, и победа досталась проекту объединения SCAN (Société de Constructions Aéro-Navales de Port-Neuf), разработанному Бернардом Девизом (Bernard Devèze) - бывшим сотрудником компании Potez. Объединение SCAN сконцентрировало в себе персонал и идеи бывшей компании Schreck-F.B.A. после того как последняя в 1935 году была приобретена компанией Avions Bernard. Рабочее проектирование летающей лодки SCAN 20 было завершено в начале 1941 года и постройка прототипов продолжалась даже после того как немцы оккупировали [1] ту территорию Франции, которую контролировал режим Виши. Продолжавшее функционировать правительство Виши не контактировало с немцами относительно ведшихся работ и поэтому строившийся самолет удалось скрыть.

Летающая лодка SCAN 20 имела традиционную конструкцию с цельнодеревянным высокорасположенным крылом, корпусом с двумя реданами и водяным рулем, четырехместной кабиной, в которой сиденья были расположены тандемом и друг за другом и двухкилевым вертикальным оперением, установленным на концах стабилизатора, который в свою очередь размещен на вершине пилона. Расположенный в задней части пилон был оснащен вспомогательным рулем направления, который отклонялся вместе водяным рулем во время движения на плаву. В то время как горизонтальное оперение было оснащено подкосами, крыло, получившее элероны и закрылки, было свободнонесущим с довольно толстым профилем.

Силовая установка была установлена на подкосах над корпусом в аэродинамической гондоле округлого поперечного сечения с лобовым воздухозаборником маслорадиатора. Силовая установка состояла из шестицилиндрового рядного инвертированного двигателя воздушного охлаждения SMB Béarn 6D, развивавшего взлетную мощность 390 л.с. (287 кВт) и вращавшего трехлопастный металлический винт фиксированного шага Ratier. В гондоле были расположены топливный бак емкостью 125 литров и маслобак емкостью 25 литров. Основной топливный бак емкостью 560 литров размещался в фюзеляже вблизи центра тяжести самолета.

Постройка первого прототипа SCAN 20.01 была завершена еще в 1941 году, а постройка второго прототипа SCAN 20.02 была на довольно продвинутой стадии. Поскольку немцы намеревались превратить Порт-Нёф (Port-Neuf) в узел обороны, то руководству объединения SCAN ничего не оставалось как разобрать летающие лодки на части и, опасаясь любопытных, спрятать подальше от берега в амбарах нескольких надежных крестьян. Оба прототипа удалось так хорошо спрятать от немцев, что оккупационные власти не имели ни малейшего представления о них. Самолеты без серьезных повреждений дожили до освобождения Франции. Еще до прекращения работ первый прототип был утвержден режимом Виши (постановление 2113/43 от августа 1943 года), тогда как работы над вторым прототипом были завершены в октябре 1945 года.

После освобождения Франции постройка и сборка обоих прототипов была окончательно завершена, и на первую машину был установлен двигатель Béarn 6D довоенной производства. Поскольку компания SCEMM - послевоенный производитель двигателей - отставала от графика, то второй прототип был оснащен альтернативным вариантом силовой установки: 450-сильным (331 кВт) восьмицилиндровым V-образным рядным двигателем воздушного охлаждения Potez 8D-30, установленным в гондолу измененной формы.

Первый прототип SCAN 20.01 впервые поднялся в воздух 6 октября 1945 года и спустя полгода был передан для тестирования в центр летных испытаний (Centre d'Essais en Vol - CEV), Мариньян, где позднее к нему присоединился второй прототип SCAN 20.02. Испытания на мореходность были выполнены в Бискарросе (Biscarrosse) и Уртене (Hourtin). Испытания были признаны удовлетворительными, и командование авиации ВМС вернулось к своему договору 1940 года, утвердив заказ на 23 самолета SCAN 20 с двигателями Béarn 6D. Серийное производство было выполнено на заводе компании в Аржантёе (Argenteuil), но готовые летающие лодки ждали свое двигатели до начала 1951 года!

К этому времени уже были летающие лодки SCAN 30, которые представляли собой летающие лодки Grumman Widgeon,изготовленные по лицензии и оснащенные 220-сильными (162 кВт) двигателями Mathis 8Gb либо 240-сильными (177 кВт) двигателями Salmson As-10C. В апреле 1948 года на одной из этих лицензионных машин погиб глава объединения SCAN Леон Дозьи (Leon Dauzille) [2], после чего дела компании пошли на спад.

Серийные летающие лодки SCAN 20 отличались от прототипов не только более современным приборным оборудованием, но и формой рулей направления, подкрыльевых поплавков и их стоек. Самолеты эксплуатировались в составе эскадрильях 53.S и 33.S, базировавшихся в Карубе (Karouba), Тунис, и в Сен-Мандрие-сюр-Мер, Тулон, соответственно. Однако эти самолеты летали мало, так как их деревянные конструкции быстро старели и приходили в негодность под воздействием морской воды. Тем не менее, время гидросамолетов подходило к концу и в 1953 году летающие лодки SCAN 20 были списаны.

 





 ЛТХ:
Модификация   SCAN 20
Размах крыла, м   15.00
Длина, м   11.70
Высота, м   3.62
Площадь крыла, м2   32.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1778
  нормальная взлетная   2500
Тип двигателя   1 ПД Béarn 6D
Мощность, л.с.   1 х 325
Максимальная скорость , км/ч   220
Крейсерская скорость , км/ч   200
Практическая дальность, км   1000
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   2 пассажира


 Доп. информация :


  Чертеж "SCAN 20"
  Фотографии:

 SCAN 20
 SCAN 20
 SCAN 20
 SCAN 20
 SCAN 20
 SCAN 20
 SCAN 20

  Схемы:

 SCAN 20

 Варианты окраски:

 SCAN 20
 SCAN 20




 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20
de Agostini. Мировая Авиация. S.C.A.N. 20 и 30
Aerophile. Jacques Moulin. Le SCAN 20
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. S.C.A.N. 20
L+K 2014-11. Miroslav Balous. SCAN 20


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: