Уголок неба ¦ Бериев МП-1

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   МП-1
       
Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Первый полет: 1934
Тип: Пассажирская летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первая летающая лодка Бериева заинтересовала не только военных, но и гражданских заказчиков. Поскольку пассажирский вариант самолета прорабатывался еще на стадии подготовки серийного производства, гидросамолет для ГВФ, получивший обозначение МП-1 (морской пассажирский), был спроектирован в очень короткие сроки. Чертежи поступили на завод №31 почти одновременно с началом выпуска первых МБР-2-М-17. Гражданская модификация с двигателем М-176 имела довольно комфортабельную шестиместную пассажирскую кабину, размещенную в центральной части лодки под центропланом. Экипаж состоял из двух человек. Машина могла перевозить до 540 кг платной нагрузки. Благодаря тому, что на МП-1 отсутствовали турели и бомбодержатели, максимальная скорость (при той же взлетной массе) оказалась немного большей, чем у разведчика.

Следующей гражданской модификацией МБР-2 стал транспортный гидросамолет МП-1T. Под этим обозначением эксплуатировались снятые с вооружения МБР-2-М-17 ранних серий. С них снимали все вооружение, в зоне кабины стрелка-радиста создавали грузовую кабину с усиленным полом и приспособлениями для крепления грузов. По существовавшим нормам, МП-1T брали на борт до 500 кг.

Сразу же после запуска в серию МБР-2-М-34 его разработчик и ГВФ вышли с предложением о создании пассажирского варианта машины. Первоначально ГУАП отнеслось к этому отрицательно, указывая на напряженный план завода №31 по выпуску боевых самолетов. Тем не менее, в 1936 г. на основе МБР-2-М-34 была создана и серийно строилась шестиместная пассажирская летающая лодка МП-1 бис, оснащенная невысотным двигателем АМ-34Б.

Кроме стандартных МП-1 и МП-1 бис, в гражданской авиации использовались единичные экземпляры летающих лодок, приспособленные для решения специальных задач. Так, несколько МП-1 бис, оборудованных аэрофотоаппаратами, находились в распоряжении Главного управления геодезии и картографии.

Начиная со второй половины 1930-х гг., МП-1, а затем и МП-1 бис стали поступать в управления гражданской авиации на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке - в места, где не хватало аэродромов, зато изобилующие реками и озерами. Благодаря МП-1, начали действовать воздушные линии по реке Лене из Иркутска до бухты Тикси и по Енисею из Красноярска до Дудинки. Летающие лодки возили пассажиров из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре и на Сахалин, работали на почтово-пассажирских линиях Мурманск-Ленинград, Мурманск-Архангельск, Ленинград-Петрозаводск. Работали они и на Юге, обслуживая линии Одесса-Сухуми-Батуми и Одесса-Ялта. Помимо пассажиров, МП-1 возили почту и самые различные грузы - от пушнины и золота до прессованного сена. Иногда дело доходило до курьезов. Однажды один ретивый хозяйственник поинтересовался, можно ли на гидросамолете перевезти лошадей. На что ему, не без юмора, ответили, что это возможно, но только лошади должны быть в разобранном виде.

Широко использовала МП-1 Полярная авиация и авиационные подразделения различных организаций и наркоматов. Так, в августе 1935 г. командир авиаотряда Акционерного камчатского общества (АКО) И.М.Макаров перегнал из Владивостока в Петропавловск-Камчатский полученный МП-1. Использовались бериевские летающие лодки также для аэрофотосъемок, ледовой и рыбной разведки, изыскательских работ на БАМе, в Дальстрое, при строительстве Комсомольска-на-Амуре.

На июнь 1941 г. только в ГВФ числилось 55 бериевских летающих лодок. Поскольку с началом Великой Отечественной войны советская авиапромышленность практически прекратила постройку гидросамолетов, то вплоть до начала поставок американских «Каталин» парк МП-1 и МП-1бис был основным источником восполнения потерь гидроавиации ВМФ. Заложенная при проектировании высокая степень унификации МП-1 и МБР-2 позволяла быстро переоборудовать гражданские машины в боевые. За всю войну флот получил с заводов всего около 50 новых гидросамолетов, а от других ведомств - 141, в основном, мобилизованных МП-1.

После окончания второй мировой войны МП-1 еще некоторое время эксплуатировались в ГВФ, пока их не вытеснили переданные из Вооруженных Сил «Каталины».

На специально подготовленном МП-1бис было установлено шесть женских мировых рекордов. Сначала 22 мая 1937 г. летчица П.Д.Осипенко установила рекорд высоты полета. Спортивные комиссары зарегистрировали 88б4 м, что на три с лишним тысячи метров превышало прежнее достижение. 25 мая в двух полетах она установила рекорды высоты с грузом 500 и 1000 кг.

Отважная летчица не остановилась на этих достижениях. Вместе с М.М.Расковой и В.ФЛомако она подала рапорт на имя наркома обороны КЕ.Ворошилова с просьбой разрешить выполнение перелета на МП-1 бис из Севастополя в Архангельск. Нарком не возражал при условии, что конструктор самолета подтвердит техническую возможность его осуществления. Бериев, к которому обратились летчицы, после проведенных расчетов максимальной дальности при допустимой перегрузке на взлете дал «добро». Сразу же в Таганроге началась подготовка к перелету, в которой участвовали работники ЦКБ МС и завода №31 - рабочие, инженеры, летчики. Сам знаменитый перелет состоялся 2 июля 1938 г. Вылетев ранним утром из Севастополя, женский экипаж прошел по маршруту до Киева и дальше на Новгород и Архангельск (озеро Холмовское). Расстояние в 2416 км удалось преодолеть за 10 ч 33 мин со средней скоростью 228 км/ч, установив новый мировой рекорд для женщин в классе гидросамолетов.

Мировые рекорды, установленные на МП-1бис. Командир экипажа - П.Д.Осипенко
Вид рекорда Показатель рекорда Дата
Высота без груза 8864 м 22. 05. 37 г.
Высота с грузом 500 кг 7605 м 25. 05. 37 г.
Высота с грузом 1000 кг 7009м 25. 05. 37 г.
Дальность по маршруту 2416км 02. 07. 38 г.
Продолжительность полета 10ч 33 мин 02. 07. 38 г.
Скорость на маршруте 228 км/ч 02. 07. 38 г.



 



 ЛТХ:
Модификация   МП-1
Размах крыла, м   19.00
Длина, м   13.50
Высота, м   5.36
Площадь крыла, м2   55.00
Масса, кг  
  пустого самолета   2640
  нормальная взлетная   4100
  максимальная взлетная   4500
  топлива   540
Тип двигателя   1 ПД М-17б
Мощность, л.с.   1 х 730
Максимальная скорость , км/ч   214
Крейсерская скорость , км/ч   179
Практическая дальность, км   680
Скороподъемность, м/мин   182
Практический потолок, м   4720
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   6 пассажиров или до 540 кг платной нагрузки


 Доп. информация :


  Фотографии:

 МП-1 с двигателем М-17б
 МП-1
 МП-1
 МП-1
 МП-1
 МП-1 ГВФ с двигателем М-17б
 МП-1 ГВФ с двигателем М-17б
 МП-1Т треста "Главрыба"
 МП-1бис с двигателем М-34
 МП-1бис
 МП-1бис
 МП-1бис
 МП-1бис
 МП-1бис с двигателем М-34НБ
 МП-1бис с двигателем М-34НБ
 МП-1бис
 МП-1бис
 МП-1бис
 МП-1бис
 Рекордный МП-1бис летчицы П.Д.Осипенко
 Рекордный МП-1бис летчицы П.Д.Осипенко

  Варианты окраски:

 Пассажирский МП-1
  МП-1 Полярной авиации
 МП-1бис "БАМпроекта"
 МП-1бис Дальневосточного управления ГВФ (c) С.Вахрушев
 Рекордный МП-1бис летчицы П.Д.Осипенко (c) С.Вахрушев

 



 

Список источников:

АвиаКоллекция 2011-05. Александр Заблотский, Андрей Сальников. Морской ближний разведчик МБР-2
Александр Заблотский, Андрей Сальников. МБР-2 - первый гидросамолет Г.М. Бериева
Яуза. Александр Заблотский, Андрей Сальников. Морской разведчик МБР-2 : "Летающая чайка" Бериева
Александр Заблотский, Андрей Сальников. 75 лет ТАНТК им. Г.М. Бериева
Авико-Пресс. Г. Пантов, К. Удалов. Иллюстрированная энциклопедия самолетов ТАНТК им. Г.М. Бериева (1932-1945)
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
Авиация и Время 2004-01. Александр Заблотский, Андрей Сальников. Морской "амбарчик"
Авиация 2002-01 (12бис). Анатолий Артемьев. Самолет МБР-2 - романтическое прошлое морской авиации
Крылья Родины 2001-11. Николай Якубович. Участник трех войн. О морских ближних разведчиках ГМ.Бериева
Крылья Родины 1991-08. Константин Удалов. Замены не было
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Авиару.рф. Пассажирская летающая лодка МП-1


Уголок неба. 2022



 

  Реклама: