главная летающие лодки довоенные
   Do.S
       
Разработчик: Dornier
Страна: Германия
Первый полет: 1930
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Успех двухмоторных летающих лодок Wal и четырехмоторных Superwal в двадцатые годы XX века позволил компании Dornier использовать опыт, полученный при создании гигантской летающей лодки Do X, в ходе работ над новой пассажирской лодкой, получившей обозначение Do S. Новая машина должна была стать современной крупной летающей лодкой и прийти на смену устаревшим лодкам Dornier Wal. На двенадцатом парижском авиасалоне руководство компании Dornier рассчитывало найти первых покупателей этой новой лодки.

Через несколько недель после первого полёта, состоявшегося 23 сентября 1930 года, Do S, пролетела вдоль Рейна и достигла Амстердама. Затем летающая лодка пролетела вдоль Мааса и взяла курс на Париж, где совершила посадку на поверхность Сены. После демонтажа консолей крыла Do S доставили на авиационную выставку, которая в те годы проходила в центре города в Большом дворце (Grand Palais). После выставки летающая лодка Do S взлетала с Сены и выполняла показательные полеты, чем привлекла к себе очень большое внимание.

К сожалению, надежды найти покупателей не оправдались: ни авиакомпания Lufthansa, ни другие потенциальные клиенты не решились приобрести эту лодку, и производство еще двух экземпляров Do S было остановлено. Также неудаче способствовал мировой экономический кризис, серьезно подкосивший авиастроительную промышленность. В конечном итоге в 1933 году прототип Do S передали Имперскому министерству авиации (Reichsluftfahrtministerium - RLM), откуда машины направили в Немецкую лётную школу гражданских пилотов (Deutschen Verkehrsfliegerschule - DVS), расположенную в Листе (List) на острове Зильт (Sylt). Через несколько лет эта лодка потерпела аварию над Балтийским морем, после чего её списали.

Уже беглый взгляд на Do S позволял заметить близкое сходство этой лодки с гидросамолетом-гигантом Do X: в первую очередь это касалось расположения отсеков для размещения экипажа и пассажиров. Также как и на большей лодке, экипаж из четырех человек располагался на верхней палубе, попасть на которую с главной палубы можно было при помощи лестницы. За оснащенной двойным управлением кабиной пилотов располагались рабочие места штурмана, бортмеханика и радиста.

Из машинного отсека можно было наблюдать за четырьмя авиационными 600-сильными двигателями Hispano-Suiza. Доступ к двигателям осуществлялся через закрывающийся люк на верхней части крыла и лестницы был возможен и во время полёта. Двигатели были установлены на пилонах по два авиамотора на каждом. Двигатели устанавливались тандемом по два и вращали тянущий и толкающий винты. Четырехлопастные деревянные воздушные винты компании Dornier состояли из двух разъединяющихся частей. Моторные гондолы были связаны между собой "верхним" крылом; стойки гондол были расположены примерно на 1/3 размаха крыла. Для снижения вероятности возникновения пожара топливные баки с общей ёмкостью 3500 литров были объединены и находились не в фюзеляже или в крыле, а в гидростабилизаторах ("жабрах"), представлявших собой наплывы на нижней части фюзеляжа.

Данные "жабры" были характерным техническим решением почти для всех летающих лодок компании Dornier, отличавшим гидросамолеты этой компании от обычных в то время летающих лодок. Выполнявшие роль подкрыльевых поплавков гидростабилизаторы, крепившиеся к фюзеляжу и соединявшиеся с крылом при помощи подкосов, обеспечивали находящейся на поверхности воды лодки особенно мягкую и постоянную устойчивость при крене и отлично амортизировали удары при движении по поверхности воды. Все это вместе с плоским в продольном и поперечном направлениях днищем лодки и коробчатым килем, являвшимся отличительной особенностью летающих лодок компании Dornier, обеспечивало прекрасные и широко известные мореходные характеристики лодок. Не без причины эти наплывы в нижней части фюзеляжа летающих лодок называли "нижним крылом".

В начале тридцатых годов XX века компания Dornier вела судебное разбирательство с компанией Rohrbach. Руководство последней считало, что компания Dornier при создании летающих лодок Do X и Do S нарушила ее патент на конструкцию монопланов с высоким расположением крыла и расположенной над крылом силовой установкой. Однако в ходе судебного разбирательства компания Dornier сумела доказать, что наплывы в нижней части фюзеляжей её летающих лодок обеспечивали дополнительную подъёмную силу и потому обе эти летающие лодки не относятся к монопланам, а являются полуторапланами. Суд принял во внимание эти аргументы, и компания Dornier выиграла судебный процесс.

На главной палубе летающей лодки Do S за защищавшим от столкновений таранным отсеком (Kollisionsraum), и якорным отсеком располагались пассажирский салон на 12 человек и входной отсек. За ними находились туалет, шкаф с книгами и бортовая аптечка. Дальше шел еще один салон для размещения 10 пассажиров. При несколько уменьшенной степени комфорта летающая лодка могла перевозить вместо двадцати двух тридцать пассажиров.

По конструкции летающая лодка Do S представляла собой набор проверенных технических решений, примененных компанией Dornier в своих более ранних разработках. Наиболее высоконагруженные узлы гидросамолета, такие как крепёжные элементы конструкции или лонжероны хвостового оперения изготавливались из стали. Остальные несущие элементы конструкции изготавливались из дюралюминия. Внешняя обшивка корпуса лодки была гладкой и изготавливалась из листового металлического материала; дополнительная прочность корпуса обеспечивалась внутренними шпангоутами и внешними стрингерами. За исключением мест расположения силовой установки внешняя обшивка крыла была полотняной, что позволило снизить вес. Элероны и рули высоты были схожи с соответствующими элементами конструкции гигантской летающей лодки Do X и были оснащены облегчавшими управлением вспомогательными рулями типа "садовая скамейка". Угол атаки стабилизатора был изменяемым. Вертикальное оперение было духкилевым. Кили устанавливались рядом, и в случае выхода из строя одного из двигателей вертикальное оперение осуществляло уравновешивание.

К сожалению, летающая лодка Do S, несмотря на все свое достоинства, не имела никаких шансов на успех. Оказавшись в тени своей знаменитой сестры Do X, он была быстро забыта. Летающая лодка Wal, которую должна была сменить Do S, продолжала совершенствоваться на протяжении тридцатых годов, оставаясь одной из самых успешных летающих лодок своего времени.




 ЛТХ:
Модификация   Do.S
Размах крыла, м   31.00
Длина, м   25.75
Высота, м   7.85
Площадь крыла, м2   186.00
Масса, кг  
  пустого самолета   9100
  максимальная взлетная   16000
Тип двигателя   4 ПД Hispano-Suiza 12 Lbr
Мощность, л.с.   4 х 640
Максимальная скорость, км/ч   205
Крейсерская скорость, км/ч   175-180
Практическая дальность, км   1000
Практический потолок, м   2700
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   до 30 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Do.S на авиавыставке в Париже
 Do.S
 Do.S
 Do.S
 Do.S
 Do.S
 Do.S
 Do.S
 Do.S
 Do.S
 Пассажирский салон Do.S
 Кабина пилота Do.S

  Схемы:

 Do.S

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Маленькая сестра Do X. Пассажирская летающая лодка Dornier Do S
Letletlet-warplanes.com. German flying boats Part 1: 1914-1935
Histaviation.com. Dornier Do S
Flugzeug Cockpit Profile. Peter W. Cohausz. Deutsche Flugzeugcocpits
Dornier Flugzeuge Aircraft
Flugzeug Classic 2001-05. Peter Pletschacher. Verkehrsflugboot Dornier Do S. Die kleine Schwester der Do X
Fred Gutschow. Die Deutschen Flugboote
1000aircraftphotos.com. No. 9359. Dornier Do S Has (D-1967 c/n 183)


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

Суббота жк жилая недвижимость донстрой суббота.