Уголок неба ¦ Curtiss Model H America

Реклама...

    


 
главная летающие лодки
   Curtiss Model H America
       
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1914
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1913 году газета "Daily Mail" установила приз в 10 тысяч фунтов стерлингов тому, кто первым пересечет на самолете Атлантический океан. Родман Ванамейкер, владелец крупных магазинов в Нью-Йорке и Филадельфии, считал, что приз обязательно должен достаться американцам, поэтому в августе 1913 года он выступил с инициативой проектирования и постройки компанией Кертиса двух самолетов, которые решили назвать "America".

По результатам предварительного проектирования самолет Model Н получился во многом схожим с предыдущими летающими лодками конструкции Кертиса, но был больше - требовалось брать на борт запас топлива, достаточный для беспосадочного полета на дальность не менее 1770 км (самый длинный отрезок на маршруте трансатлантического перелета). Силовая установка машины должна была включать два 90-сильных V-образных двигателя Curtiss ОХ, установленных между верхним и нижним крыльями. Экипаж состоял из трех человек, размещавшихся в закрытой кабине.

В июне 1914 года самолету было присвоено имя America, и он был отправлен на испытания. Одной из первых проблем стал уход носовой части лодки в воду при выходе двигателей на максимальную мощность во время разгона при взлете с воды. Ранее подобная проблема на летающих лодках Кертиса не выявлялась, поскольку их силовые установки были одномоторными и развивали относительно невысокую мощность. Кертис решил устранить недостаток путем установки боковых поплавков-"жабр", достаточно широко использовавшихся на летающих лодках вплоть до 1930-х годов.

После устранения всех выявленных недостатков летающая лодка "America" была, в целом, готова к трансатлантическому перелету, который после многочисленных переносов был назначен на 5 августа 1914 года. Однако полет был отменен - началась Первая мировая война. Лейтенант Джон Порте, бывший британский военно-морской офицер, выбранный в качестве пилота America, с началом войны был призван на службу в Королевские ВМС Великобритании. Однако он сумел убедить представителей Адмиралтейства в необходимости приобрести летающую лодку America и еще несколько подобных машин, которые можно было использовать в качестве прототипов для создания целого семейства двухмоторных летающих лодок военного назначения для Великобритании и США.

America дала название всему семейству самолетов, последующие представители которого, вплоть до Model H-16, приобретались британскими военными под обозначениями Small America и Large America.

До появления модификации Model H-12 единственным заказчиком двухмоторных летающих лодок Кертиса была британская морская авиация, в которой летающая лодка America и ее последователи получили обозначение Model Н-4 Small America, а с 1935 года - по новой системе обозначений Кертиса - обозначение Curtiss Model 6.

По результатам эксплуатации своих летающих лодок Г. Кертис пришел к выводу, что необходимо изменить форму лодки и, вообще - заново спроектировать самолет. В 1915 году Дж. Порте спроектировал и построил самолет с лодкой (нижняя часть корпуса летающей лодки) нового типа, оставив бипланную коробку и хвостовое оперение конструкции Кертиса. Усовершенствования оказались полезными, и в серию пошли большие летающие лодки семейства Model Н - с лодками новой формы, но с выпущенными в Великобритании крыльями конструкции Кертиса. Эти машины стали стандартными разведчиками-бомбардировщиками в морской авиации ВМС и ВВС Великобритании.

После появления модификации Model H-12 Large America самолет Н-4 получил в Великобритании обозначение Small America. Были поставлены четыре Model Н-4, изначально оснащенные двумя двигателями OX-5 мощностью 90 л.с., но такая силовая установка оказалась недостаточно мощной, и было принято решение установить на самолеты два двигателя Anzani мощностью по 100 л.с. Но даже с такими двигателями летающая лодка могла брать на борт лишь две 45-кг бомбы, поэтому позже на самолеты установили двигатели Clerget 9 мощностью по 110 л.с. Кертис построил в общей сложности 62 летающие лодки Н-4, восемь из которых были собраны в Великобритании.

По опыту эксплуатации Н-4 в британской морской авиации была спроектирована летающая лодка Model H-12 (фирменное обозначение Model 6А), прототип которой появился осенью 1916 года. Самолет имел большие размеры и более мощную силовую установку в составе двух двигателей Curtiss V-X-X мощностью по 160 л.с., работающих на тянущие воздушные винты. После того, как Великобритания получила 84 самолета H-12, американские ВМС заказали 20 летающих лодок, оснащенных двигателями Curtiss V-2-3 мощностью 200 л.с. каждый.

Однако даже несмотря на хорошие летные характеристики, продемонстрированные H-12 на испытаниях и в эксплуатации, силовая установка считалась все же недостаточно мощной. В итоге британцы заменили изначально установленные двигатели Curtiss на V-образные двигатели Rolls-Royce Eagle - сначала 275-сильные Eagle I, а затем - 375-сильные Eagle VIII. Модернизированные самолеты получили обозначения соответственно Model H-12A (Model 6В) и Model H-12B (Model 6D). Американцы же во второй половине 1917 года установили на свои летающие лодки V-образные двигатели Liberty мощностью 360 л.с., модернизированные машины получили обозначение Model H-12L и стали важным элементом системы противолодочной обороны, совершая в 1916-1917 годах вылеты с баз на территории Великобритании и Ирландии. Лейтенант Порте вновь усовершенствовал форму корпуса, и в серию пошла модификация F-5L. Американцы же в конце 1920 года списали все оставшиеся H-12L, поскольку Кертис уже предлагал модернизированную летающую лодку H-16.

Model H-16 (фирменное обозначение Model 6С) была спроектирована на базе летающей лодки Model H-12 и имела крылья несколько увеличенного размаха, а ее корпус был перепроектирован и имел усиленную конструкцию. Все поставляемые ВМС США самолеты должны были оснащаться двигателями Liberty мощностью 360 л.с. В общей сложности компанией NAF были построены долетающих лодок H-16, а компанией Кертиса - 184 машины, из которых 60 были поставлены Великобритании, где их переоснастили двигателями Rolls-Royce Eagle IV мощностью 345 л.с. Другие H-16 были переданы ВМС США, многие из них были переброшены в Великобританию для оказания помощи в борьбе с германскими подводными лодками.

После Первой мировой войны оставшиеся в ВМС США летающие лодки H-16 были переоснащены более мощными 400-сильными двигателями Liberty 12А, а часть из машин получила отдельные элементы с летающих лодок модификации Model F-5L. Два опытных самолета H-16, оснащенных двигателями с толкающими воздушными винтами, получили обозначение Model H-16-1 и Model H-16-2, причем последний имел еще и другую бипланную коробку. Оба варианта дальнейшего развития не получили.

На базе Small America (Model Н-4) и Large America (Model H-12 и H-16) в Великобритании была создана усовершенствованная модификация Felixstowe F.2, отличавшаяся лодкой конструкции Порте, двигателями Rolls-Royce Eagle и крыльями и хвостовым оперением конструкции Кертиса. Впоследствии была создана модификация F.5, которая после дооборудования компанией NAF по требованиям ВМС США получила обозначение Model F-5L (L - двигатели Liberty). Компания Кертиса построила 60 самолетов, NAF - 138 машин, a "Canadian Aeroplanes Ltd" - 30 самолетов. В начале 1920-х годов часть летающих лодок F-5L были переоборудованы в пассажирские самолеты вместимостью 16 или 20 мест.




 Модификации :
H-1 (H-6)  первый вариант, предназначенный для трансатлантического перелета (построено два прототипа).
H-2   второй прототип.
H-4   H-1 построенная для RNAS (62 экземпляра).
H-7   вариант под названием Super America.
H-8   увеличенная версия H-4 (построен один прототип).
H-12 (Model 6A)   серийная версия H-8 с двигателями Curtiss V-X-X  (построено 104)
H-12A (Model 6B)   версия H-12 для RNAS с замененным двигателем на Rolls-Royce Eagle I.
H-12B (Model 6D)   версия H-12 для RNAS с замененным двигателем на Rolls-Royce Eagle VIII.
H-12L (Model 6B)   флотский вариант с двигателями Liberty.
H-16 (Model 6C)   увеличенная версия H-12 (334 построено).
H-16-1   вариант с оснащенная толкающими пропеллерами (один прототип)
H-16-2   вариант с оснащенная толкающими пропеллерами и измененной секцией крыла (один прототип)



 ЛТХ:
Модификация   H.12
Размах крыла, м   28.26
Длина самолета,м   14.18
Высота самолета,м   5.03 
Площадь крыла,м2   113.00
Масса, кг  
  пустого самолета   3609
  максимальная взлетная   5550
Тип двигателя   2 ПД Rolls-Royce Eagle I
Мощность, л.с.   2 х 275
Максимальная скорость, км/ч   137
Крейсерская скорость, км/ч   110
Продолжительность полета, ч   6
Практический потолок, м   3292
Экипаж, чел   4
Вооружение:   четыре подвижных 7,62-мм пулеметов Browning,
  до 417 кг бомб на внешней подвеске, под нижним крылом


 Доп. информация :


  Фотографии:

 H-1
 H-1
 H-1
 H-1
 H-1
 H-2
 H-2
 H-4
 H-4
 H-4
 H-4
 H-4
 H-4
 H-4
 H-4
 H-4
 H-4
 H-7
 H-8
 H-8
 H-8
 H-10
 H-12
 H-12
 H-12
 H-12
 H-12
 H-12
 H-12B
 H-12B
H-12B
 H-16
 H-16
 H-16
 H-16
 H-16
 H-16
 H-16
 H-16
 H-16
 Носовая турель H-12 со спаркой пулеметов Lewis
 Кабина пилотов H-1 (c) Marty McGuire
 Приборная панель H-12B

  Схемы:

 H-4
 H-10
 H-12

  Варианты окраски:

 H-1
 H-4
 H-12
 H-12B
 H-16

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Первые летающие лодки Кертиса
Putnam. Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947
E.R. Johnson. American Flying Boats and Amphibious Aircraft: An Illustrated History
Colin A. Owers. The Fighting America Flying Boats of WWI
Richard C. Knott. The American Flying Boat
Putnam. K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
Windsock 125. C.A. Owers. Curtiss H.12
Aeroplane Monthly 2020-07. Aeroplane Database : Peter London. Curtiss H-12
Air Pictorial 1956-07. B.Robertson. U.S. Aircraft in the British Services 1914-1955
Aerofiles.com. Curtiss
IWM.org.uk. Curtiss H.12 Large America long range patrol flying boat
1000aircraftphotos.com. No. 3556. Curtiss 6 H-4 America Royal Canadian Air Force


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: