главная каталог летающие лодки
   АРК-3
       
Разработчик: Четвериков
Страна: СССР
Первый полет: 1935
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Интенсивное освоение полярных морей для транспортных перевозок требовало подробной и оперативной информации о ледовой обстановке. Такую информацию ледоколам и транспортным судам, помимо постоянных метеостанций, могла дать только авиация. Разработку морского дальнего разведчика И.В.Четвериков начал по своей инициативе в 1933 году, когда работал в отделе строительства глиссеров и аэросаней Самолетного НИИ ГВФ. Судя по всему Игорь Васильевич, одержимый идеей создать гидросамолет, не уступающий по летным характеристикам сухопутным машинам, разрабатывал его сразу в военном и гражданском вариантах. Первым заинтересовалось проектом Главное управление северного морского пути (ГУСМП), и в июле 1934 года вышло постановление Совета труда и обороны СССР которое содержало официальное задание на создание самолета, получившего обозначение АРК-3 (Арктический-3) или МП-2 (морской пассажирский-2).

В марте 1935 года конструкторскую бригаду Четверикова передали в Главное управление авиапромышленности (ГУАП), предоставив производственную базу в Севастополе на авиаремонтном заводе No. 45, где был создан отдел морского самолетостроения (ОМОС). В том же году завершили постройку первого экземпляра АРК-3. Это была летающая лодка с металлическим фюзеляжем и деревянным крылом. Тандемная силовая установка, включавшая два двигателя М-25 крепилась на пилоне над крылом и для большей жесткости была расчалена стальными лентами, которые затем заменили двумя V-образными подкосами. Такое решение позволило избежать попадания водяных струй на винты во время разбега и пробега, возникновения значительного разворачивающего момента при отказе одного мотора, давало возможность обслуживать двигатели прямо на плаву.

Испытания АРК-3/1 проводили летчики А.В.Ершов и А.В.Кржижевский. Самолет казался вполне надежным, и уже в 1935 году его продемонстрировали на воздушном празднике в Тушино. Государственные испытания АРК-3 завершились в сентябре 1936 года. В отчете отмечались высокие летные характеристики самолета, конструкция которого получилась очень легкой. Однако было указано и на ряд недостатков, среди которых особое беспокойство вызывало заливание водой передней открытой кабины штурмана из-за короткой носовой части фюзеляжа и неудачных ее обводов. Этот дефект впоследствии частично устранили, расположив на скулах лодки пластинки-брызгоотражатели.

25 апреля 1937 года А.В.Ершов установил на АРК-3/1 мировой рекорд, поднявшись на высоту 9190 м с грузом 1000 кг. Казалось, все шло хорошо, машина успешно летала, но 14 июля произошла трагедия: в воздухе разрушилось крыло. Однако эта катастрофа не остановила работу над самолетом, к которому еще в ходе Госиспытаний проявило интерес Управление морских сил РККА, предложившее спроектировать на его базе дальний разведчик.

Пожелания военных учли при постройке АРК-3/2, предусмотрев наличие на нем вооружения. Так, в носовой части разместили экранированную оборонительную установку, а за вторым реданом сделали люк для выдвижного пулемета Самолет-дублер оснастили моторами М-25А. для которых использовали новые обтекатели цилиндров. Постройку машины завершили в мае 1933 года. Однако АРК-3/2 также не повезло. 14 августа 1939 года у него отвалилась хвостовая часть в месте, где находился вырез под пулеметную установку. Трагедия унесла жизни летчика Ершова, инженера Перминова и механика Медведева. Ее точную причину так и не установили, но предположили, что в полете оборвался один из тросов управления самолетом, что привело к срыву в штопор и последующему разрушению фюзеляжа.

Самолёт АРК-3 послужил основой для проектирования известной летающей лодки Че-2, строившейся серийно и ряда её модификаций.

 



 ЛТХ:
Модификация   АРК-3
Размах крыла, м   20.00
Длина, м   14.00
Высота, м  
Площадь крыла, м2   58.70
Масса, кг  
  пустого самолета   3242
  нормальная взлетная   5800
Тип двигателя   2 ПД М-25
Мощность, л.с.   2 х 685
Максимальная скорость , км/ч   308
Крейсерская скорость , км/ч   262
Практическая дальность, км   300
Cкороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   9180
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


  Фотографии:

 АРК-3/1
 АРК-3/2
 АРК-3/2
 АРК-3/2
 АРК-3/2
 АРК-3/2
 АРК-3/2

  Схемы:

 АРК-3

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2008-01. Н.Якубович. В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-6 и его модификации
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: