Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация истребители
   Як-25К
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1955
Тип: Истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 50-х гг. вышло несколько правительственных постановлений о создании управляемого ракетного авиационного вооружения и на его основе - авиационных комплексов перехвата воздушных целей. Проектирование ракет было поручено одновременно нескольким конструкторским бюро. Так, в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина создавались системы К-5, К-6 и К-51, в ОКБ-134 И.И.Торопова - К-75 и К-7 (в варианте К-7л с полуактивным радиолокационным наведением и К-7с с ТГС), в ОКБ-4 М.Р.Бисновата - система К-8 (также в двух вариантах). Разработчикам вооружения, самолетов и бортового радиолокационного оборудования предписывалось работать совместно. Все истребительные КБ получили задание оборудовать образцы своих изделий для оценки их в качестве носителей управляемого реактивного оружия. ОКБ-115 предстояло переоборудовать и испытать серийный Як-25М.

В 1955 г. на доработанном Як-25М прошла испытания система вооружения К-5, включавшая ракеты РС-1У и пусковые устройства. На перехватчике при этом произвели следующие изменения: РЛС "Сокол" заменили на специально модернизированную станцию "Изумруд", между гондолами двигателей и фюзеляжем установили пилоны подвески ракет по два с каждого борта, сняли пушечное вооружение и разместили необходимое дополнительное оборудование. Самолет получил обозначение Як-25К, а авиационный комплекс в целом - Як-25К-5. Испытания проводились как с боевыми ракетами, так и с макетами. В этот же период испытания К-5 проводились на МиГ-17ПФ (СП-6). После их завершения на обоих самолетах-носителях систему К-5 приняли на вооружение (ракеты выпускались под шифром "изд. М", позднее - "изд. И"), а перехватчики запустили в серию под обозначениями Як-25К и МиГ-17ПФУ. Оба самолета выпускались в очень ограниченном количестве. Более широкое применение нашли МиГи, которые состояли на вооружении авиации ПВО вплоть до начала 70-х гг.

В начале 1956 г. серийный экземпляр Як-25К ╧1608, согласно приказу МАП от 5 ноября 1955 г., переоборудовали под опытные ракеты "тип 129" системы К-75. При этом на самолете установили доработанную под новую систему РЛС "Изумруд" и оптический прицел АСП-3НМ, а также автоматы подачи топлива АУПТ. Испытания комплекса Як-25К-75 проходили с 5 марта по 10 июля 1956 г. Их проводили ведущий летчик-испытатель Ф.Л.Абрамов, летчик-испытатель Е.Н.Пряничников, штурманы Г.Н.Улехин и В.Н.Макаров. Всего выполнили 23 полета общей продолжительностью 16 ч 34 мин. При взлетной массе 8830 кг (четыре ракеты - 324 кг, топливо - 2650 кг) скорость на высоте 5000 м составляла 1000 км/ч, на 10000 м - 950 км/ч, а при пологом снижении с 11000 м самолет разогнали до скорости М=1,07. Практический потолок снизился до 13600 м, время набора высоты 5000 м увеличилось до 2,5 мин, а 10000 м - до 6,0 мин. Устойчивость и управляемость самолета практически не отличались от серийного Як-25М. Программа выполнялась в основном с макетами ракет, но в трех случаях выполнили одиночные реальные пуски в горизонтальном полете на высотах 5000 и 12000 м. Дальность обнаружения цели типа Ил-28 на высотах от 5000 до 8000 м составляла 7-7,5 км, а уверенный захват происходил на расстоянии 4-4,5 км. В целом самолет получил хорошую оценку, но после проведения полного цикла испытаний комплекса К-75 его на вооружение принимать не стали.

Испытывался и комплекс перехвата Як-25К-7л, ракеты которого имели большие габариты и массу по сравнению с РС-1У и "129", поэтому число подвесок пришлось уменьшить вдвое. Комплекс постигла та же участь, что и Як-25К-75.

К концу 1956 г. ОКБ-4 подготовило к испытаниям систему К-8. Входившая в нее ракета имела ТГС типа С1-У. Отработка комплекса и его заводские испытания проводились на четырех перехватчиках, в том числе двух переоборудованных Як-25К (╧0119 и ╧1110). На самолеты установили доработанную под систему К-8 РЛС "Сокол-2К", два пилона, другое оборудование. Для определения оптимальной конфигурации пусковых устройств исследовались их различные варианты: самолет ╧1110 оснастили пилонами с передним выносом, а ╧0119 - с задним. В некоторых документах машина ╧1110 обозначалась Як-25С К-8, т.е. как серийный перехватчик Як-25К с системой вооружения К-8. За период испытаний на Як-25К-8 выполнили 111 полетов, в том числе 72 - с ракетами, и произвели 42 пуска (из них 2 - по мишеням). Система К-8 по сравнению со всеми предыдущими оказалась наиболее удачной, но принимать на вооружение комплекс Як-25К-8 при уже проходивших испытания прототипах более совершенного перехватчика Як-27 не имело смысла.



 ЛТХ:
Модификация   Як-25К
Размах крыльев, м   10.96
Длина, м   15.67
Площадь крыла, м2   28.95
Масса, кг  
  пустого самолета   5720
  нормальная взлетная   8830
  максимальная взлетная   10045
Двигатели   2 ТРД РД-5А
Тяга, кгс   2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч   1090
Практическая дальность полета, км   2700
Максимальная скороподъемность, м/мин   2000
Практический потолок, м   13600
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 37-мм пушки Н-37Л с 50(100) патронами на пушку
  2-4 УР воздух-воздух РС-1У, РС-2У


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Як-25К с УР К-8
 Як-25 с УР К-75

  



 

Список источников:

Авиация и Время. Ефим Гордон. Большое семейство
Крылья Родины. Николай Якубович. Барражирующий перехватчик
Авиация и Время. Ростислав Мараев, Альфред Матусевич. Служили два товарища
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Роман Астахов. Русская Сила. Барражирующий истребитель-перехватчик Як-25
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Putnam. Bill Gunston, Yefim Gordon. Yakovlev Aircraft since 1924
Midland. Red Star. Yefim Gordon. Soviet Heavy Interceptors


Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: