Уголок неба ¦ Сухой Су-57

Реклама...

    


 
главная современная авиация истребители
   Су-57
       
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2017
Тип: Многоцелевой ударный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В августе 2017 года Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), также известный как Т-50, получил официальное серийное название - истребитель пятого поколения Су-57.

Су-57, ранее известный как ПАК ФА и Т-50 – российский истребитель пятого поколения, оснащенный принципиально новым комплексом авионики и новейшей радиолокационной станцией. Разработчиком самолета является ОАО "Компания "Сухой", входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. В перспективе Т-50 должен заменить в ВВС РФ фронтовой истребитель МиГ-29 и многоцелевой всепогодный истребитель Су-27. Первые разработки боевых самолетов пятого поколения начались в 80-е годы, однако после распада СССР проект был приостановлен до 2001 года. Первый полет Су-57 состоялся в январе 2010 года, а в 2014 году начались летные испытания нового истребителя.

Кабина Су-57 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей самолёта. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием Су-35С. Имеется генератор кислорода.

Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15", одним МФИ меньшего размера ниже-справа, одним резервным индикатором для отображения текущей полётной информации выше-справа, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота.

Органы управления - центральная РУС и боковой РУД.

Фонарь кабины состоит из двух частей: передней (козырька) и задней. Открывается он сдвиганием назад задней части (аналогично Т-10). Задняя часть фонаря у Т-50-1 и Т-50-3 имеет продольный переплёт, у остальных (Т-50-2, Т-50-4, Т-50-5) переплёт отсутствует. Известно также, что в будущем фонарь кабины может быть значительно изменён. С внутренней стороны фонаря наносится радиопоглощающее покрытие, снижающее радиозаметность на 30 %.

Су-57 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряжённым с фюзеляжем. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и −14° соответственно. Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями. На концах крыла присутствуют скосы.

Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью - аналогом ПГО вместо небольшой поворотной кромки - носка. При неработающих двигателях поворотные части наплыва находятся в висячем положении. Более естественным является их не отклоненное нерабочее положение - на случай отказа в полете. На предыдущих самолётах (Су-30, Су-33, Су-34) ПГО применялось для повышения маневренности из-за отсутствия двигателей с УВТ. Наличие ПГО повышает риски отказов управления. Поэтому на Су-35 ПГО не применяется - для повышения маневренности достаточно двигателей с УВТ.

Хвостовое оперение включает цельноповоротные трапецевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26° для уменьшения заметности. В основании килей расположены небольшие воздухозаборники для охлаждения оборудования самолёта. В качестве аэродинамического тормоза для увеличения лобового сопротивления применяется отклонение килей.

Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники. Мотогондолы широко разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3-1,4 м. Там же, друг за другом, с небольшим промежутком, расположены две пары створок внутренних отсеков вооружения. От поворотной части наплыва крыла, назад на несколько метров, тянутся 2 треугольных в сечении гребня, установленные под местами сопряжения консолей крыла и фюзеляжа. На наружных сторонах этих гребней расположены створки внутренних отсеков вооружения.

В хвостовой части фюзеляжа между соплами двигателей находится далеко выступающая за сопла, как у Су-27, хвостовая балка, в которой установлен выдвижной контейнер с парашютно-тормозной системой самолёта. На правой стороне носовой части самолёта установлена авиапушка, на левой - выдвижная штанга для дозаправки в воздухе.

Шасси Су-57 трёхстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки убираются по направлению полёта. Колея шасси, благодаря широкому фюзеляжу, составляет 5,5 м. Носовая стойка двухколёсная с двумя посадочными фарами и грязеотбойником. Ниша передней стойки закрывается двумя парами створок. Передние створки длиннее задних и открываются только в момент уборки/выпуска шасси, находясь в закрытом положении при выпущенной стойке для снижения воздействия бокового ветра. Основные стойки шасси одноколёсные (диаметр колёс - 1 м) и оснащены тормозами. Их ниши расположены у наружных сторон воздухозаборников. При уборке основные стойки совершают поворот по двум осям.

В значительной степени форма планера Су-57 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности, что характерно для всех истребителей пятого поколения.

Масса планера снижена за счёт широкого применения композиционных материалов - по словам главного конструктора А. Давиденко, по массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности - 70 %. Также он отметил что, по сравнению с Су-27, в планере Су-57 в четыре раза меньше деталей. Это позволяет уменьшить трудоёмкость и сократить время изготовления, что влияет на снижение цены машины. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, во ФГУП "ВИАМ" для Су-57 разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолёта.

Радиоэлектронная система Су-57 будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолёте будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляя "умную обшивку". Константин Макиенко, редактор журнала Moscow Defense Brief (англ.)русск., уточнил, что интегрированная многофункциональная радиолокационная система Су-57 будет содержать 5 встроенных антенн.

Радиоэлектронное оборудование Су-57 включает радиолокационная многофункциональная станция с ФАР Ш-121 / Н036 "Белка", бортовые и крыльевые РЛС с ФАР, оптико-локационная станция ОЛС-50М. Обеспечивает обнаружение целей в оптическом (ТВ-канал) и инфракрасном (тепловизор) диапазонах, комплекс средств радиоэлектронного противодействия. Система управления самолетом - электродистанционная. Самолет оборудован системой дозаправки топливом.

Система Ш121 разработана АО "НИИП имени В.В. Тихомирова" из Жуковского и включает в себя РЛС Н036 и систему постановки электронных помех Л402. РЛС Н036 "Белка" включает в себя пять антенн с АФАР, три в Х-диапазоне и две в L-диапазоне, которые контролируют пространство в 270 градусов (по 135 градусов влево и вправо от оси самолета). Использование L-диапазона в работе РЛС в режиме "воздух-воздух" является основным средством обнаружения малозаметных самолетов у Т-50. По словам директора НИИП Юрия Белых, последняя РЛС Н036, выпущенная опытном производством института, установлена на самолете Т-50-9. Будущие самолеты будут оснащаться РЛС производства АО "Государственный Рязанский приборный завод".

Бортовой комплекс обороны Л402 "Гималаи" разработки АО "Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт" и производства ставропольского ПАО "Сигнал" имеет собственные антенны, но поскольку он работает на тех же волнах, что и РЛС, он использует антенны Н036.

Оптико-электронный комплекс 101КС "Атолл" разработки АО "Производственное объединение "Уральский оптико-механический завод" (УОМЗ) в Екатеринбурге позволяет контролировать воздушное пространство в оптическом диапазоне по всему периметру от самолета, а также защищать самолет от атакующих ракет. "Атолл" состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенную перед гондолами двигателей, четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне, которые имеют обзор в 360 градусов, а также два датчика 101КС-О, которые, согласно данным от УОМЗ, являются системами постановки помех в инфракрасном диапазоне. Другой датчик - 101КС-П состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Кроме того, ведется разработка контейнера навигации и целеуказания навигационного контейнера 101КС-Н.

5 декабря 2017 года в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый полёт Су-57 с двигателем второго этапа АЛ-41Ф1 ("изделие 30"). Этот двигатель как двигатели АЛ-41Ф ("изделие 117") фактически являются модернизированными двигателями АЛ-31, установленными на истребителях Су-27 предыдущего поколения.

АЛ-41Ф1 ("Изделие 30") создается исходя из концепции "чистого листа" и должно выдать тягу 16-17 тонн, по сравнению с 14,5 тоннами в настоящее время. При этом будет снижена масса, сокращено количество деталей и затраты на эксплуатацию. Двигатель будет отличаться определенной малозаметностью. Холодная часть двигателя будет состоять из трехступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на "изделии 117") и одноступенчатой турбины. Горячая часть будет оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.

Су-57 вооружен 30-мм пушкой 9А1-4071К (вариант пушки ГШ-30-1). Пушка установлена в правом крыльевом наплыве. Пушка разработана специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-мм авиационной пушки ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х гг.

Боевая нагрузка: 1310-10000 кг.  Точки подвески: внутренние 8 или 10; внешние 8 или 2. Су-57 способен применять целую номенклатуру вооружений.  Для воздушного боя, в отсеках вооружения - 1620 кг. ракеты класса "воздух-воздух" типов РВВ-МД, РВВ-СД (Изделие 180) и РВВ-БД (Изделие 180-БД), обычно 8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД. Против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг -  управляемые ракеты "воздух-поверхность" противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, высокоточная Х-38МЭ, и самая современна крылатая ракета Х-59МК2. Последняя, к слову, была испытана в Сирии в феврале текущего года. Она относится к высокоточному оружию, способна огибать рельеф местности в полете и поражать цели на расстоянии до 300 км. Это одна из немногих в российском арсенале ракет, которые действуют по принципу "выстрелил и забыл". Так же истребитель может нести корректируемые авиабомбы типа КАБ-500 и др., обычные авиабомбы бомбы и контейнеры с разной боевой нагрузкой. Стандартная загрузка - 8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД.

Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса "воздух-воздух" КС-172 на внешних узлах подвески. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типов, включая ракеты "воздух-воздух" малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты "воздух-поверхность" различного назначения, а также корректируемые авиабомбы.

Ожидается что Су-57 получит новую управляемую ракету класса "воздух-воздух" средней дальности К-77М.  Она создается на базе ракеты Р-77, которая была принята на вооружение ВВС страны еще в 1994 году.  Базовая ракета Р-77 имеет дальность полета около 110 км, в то время как К-77М будет "бить" на 80 км дальше. Главная задача новой ракеты К-77М – перехват высокоманевренных целей с низкой радиолокационной заметностью. Это стало возможным благодаря более совершенной головки самонаведения, в которой спрятана ячеистая антенная решетка. Она позволяет автономно производить поиск и захват цели, а бортовой компьютер ракеты рассчитывает возможные траектории движения вражеского самолета. Благодаря этому, даже в случае применения активных помех, ракета продолжает лететь за объектом согласно просчитанным вариантам до тех пор, пока не нормализуется радио-электронный фон.

Малозаметность является одним из основных требований к истребителю пятого поколения и означает комплекс мер, принятых для уменьшения возможности обнаружения самолета в радио-, инфракрасном и видимом световом диапазонах длин волн, а также акустически. Это станет одним из факторов повышенной боевой выживаемости истребителя.

Снижение заметности Су-57 в радиодиапазоне обеспечиваются как формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета, так и средствами РЭБ. В частности, кромки крыла и других элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов. Также в конструкции исключено взаимное расположение поверхностей под углом 90° во избежание эффекта уголкового отражателя. Радиопоглощающие материалы конструкции и покрытия планера в значительной степени снижают силу отражаемых сигналов. В некоторых случаях (напр. в остеклении кабины) применяются отражающие материалы.

Кроме того, снижение радиозаметности стало одной из основных причин размещения части вооружения во внутренних отсеках. Благодаря этим мерам отражаемый сигнал значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате РЛС противника не получает информацию о пространственном положении и скорости самолета. Поскольку абсолютной незаметности добиться невозможно, всегда присутствует сигнал, который, отразившись от самолета, все-таки возвращается к источнику. Его характеристика выражается значением эффективной площади рассеяния (ЭПР), уменьшение которой, по сути, и является основной целью мер снижения радиозаметности. Значение ЭПР самолета (объекта сложной формы) существенно зависит от направления, из которого исходит излучение. Как правило, ЭПР малозаметных истребителей намеренно делается ниже в передней полусфере, чем в задней, что определяется основной тактикой их боевого применения. Стоит заметить, что вышеприведенные меры наиболее эффективны против РЛС с совмещенными приёмниками и передатчиками. Именно такими РЛС оснащаются истребители и иные боевые самолеты любого противника. Такими же РЛС оснащены и ЗРК и ЗРПК ближнего действия.

Снижение заметности в видимом диапазоне обеспечивается камуфляжным (маскировочным) окрашиванием планера. Маскировочная окраска может быть защитной (сливающейся с фоном) и деформирующей (искажающей зрительное восприятие формы самолета). Последнее достигается окрашиванием выделяющихся частей и краев планера в более темные цветовые тона и, напротив, окрашиванием в более светлые тона не выделяющихся, центральных частей. Окраска первого летного экземпляра Су-57 - зимняя, деформирующая.

Снижение тепловой (инфракрасной) и акустической (звуковой) заметности в значительной степени определяется конструкцией двигателей самолета.

Также важную роль в малозаметности истребителя играет его способность оперативно получать информацию о противнике, не обнаруживая себя. Для этого самолет должен иметь систему пассивных датчиков и сенсоров и надежные каналы обмена информацией.

 



 ЛТХ:
Модификация   Су-57
Размер крыла, м   14.00
Длина самолета, м   19.70
Высота самолета, м   4.80
Площадь крыла, м2   82.00
Масса  
  пустого самолета   18500
  нормальная взлетная   30610
  максимальная взлетная   3700
  топлива   11100
Тип двигателя   2 ТРДДФ АЛ-41Ф1 (Изделие 30)
Тяга, кгс  
  максимальная   2 х 8800
  на форсаже   2 х 1500 (16000)
Максимальная скорость, км/ч:   2600
Практическая дальность, км:  
  на дозвуковой скорости   5500
  на сверхзвуковой скорости   2000
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   20000
Макс. эксплуатационная перегрузка   10-11
Экипаж, чел   1
Вооружение:

  одна 30-мм пушка 9А1-4071К (150 патронов).
  боевая нагрузка - 10000 кг
  стандартно:
  УРВВ 8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД
 
8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Су-57     (c)  Алексей Карпулёв
 Су-57     (c) Артем Аникеев
 Су-57     (c) Денис Акимов
 Су-57     (c) Андрей Захаренко
 Су-57     (c) Вениамин Игнатьвич
 Су-57     (c) Андрей Нейман
 Су-57     (c) Михаил Поляков

  Схемы:

 Су-57
 Су-57

  Варианты окраски:

 Су-57

 



 

Список источников:

ОАО "Компания "Сухой". Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации
Oruzhie.info. Вооружение Росии и мира. Су-57 (ПАК ФА Т-50)
Dfnc.ru. Су-57 (ПАК ФА)
Новости ВПК. Истребитель пятого поколения Су-57 (изделие 701, ПАК ФА, Т-50)
Russianplanes.net. Сухой Т-50


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: