Уголок неба ¦ Сухой Су-30СМ

Реклама...

    


 
главная современная авиация истребители
   Су-30СМ
       
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2012
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


ПАО "Корпорация "Иркут" в качестве головного исполнителя государственного оборонного заказа ведет серийный выпуск высокоманевренных многоцелевых истребителей Су-30СМ. Самолет разработан "ОКБ Сухого" и выпускается на Иркутском авиационном заводе - филиале ПАО "Корпорация "Иркут".

Двухместный истребитель Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.

Истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

Самолет может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Су-30СМ продолжает линейку боевых самолетов семейства Су-30МКИ. Истребитель адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.

Первые контракты на поставку истребителей Су-30СМ заключены Министерством обороны РФ и ОАО "Корпорация "Иркут" в 2012 году. Поставка самолетов заказчику ведется с декабря 2012 года. Информация о летно-технических характеристиках истребителя Су-30СМ не раскрывается, поскольку самолет поставляется Министерству обороны России.

Су-30СМ - это российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, основной задачей которого является завоевание господства в воздухе. По сути, это модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил. Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.

Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ - модернизированный, коммерческий, индийский). В свою очередь, истребитель Су-30 - это результат глубокой модернизации истребителя Су-27, которая началась еще в Советском Союзе (1988 год).

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя - Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ - это машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.

Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим западным аналогам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для нового истребителя было разработано в рамках широкой международной кооперации, с участием компаний из Франции, Израиля и Индии. Су-30МКИ получил новую РЛС с пассивной фазированной решеткой.

Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское оборонное ведомство. 21 сентября 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были переданы российским ВВС.

Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет действительно отличные технические характеристики, по маневренности он превосходит все отечественные и зарубежные существующие аналоги. Во-вторых, создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны к Су-30СМ: этот самолет уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано, устранены "детские" болезни машины, учтены все пожелания летчиков.

Что же представляет собой Су-30СМ? По сути, это практически полная копия истребителя Су-30МКИ, разработанного для индийского контракта. Су-30МК адаптирован в части систем радиосвязи, радиолокации, распознавания воздушных объектов и ряда других вспомогательных систем для использования ВВС России.

Су-30СМ является многоцелевым самолетом. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника в рамках операций по завоеванию господства в воздухе, но и наносить удары по наземным мобильным или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.

Су-30СМ - это двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и ПГО - передним горизонтальным оперением. В целом же, размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивается ЭДСУ, управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Однако главная изюминка - это кабина Су-30СМ. Самолет оснащен БРЛСУ Н0011М "Барс", которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить "Невидимку" 5-го поколения.. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Су-30СМ является истребителем четвертого поколения, в конструкции которого не использована технология малозаметности. Поэтому защита Су-30СМ основана на подавлении вражеских РЛС с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной борьбы. На самолете установлены комплексы РЭБ "Сорбция" и "Хибины", которые в состоянии подавить не только сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она имеет концепцию "открытой архитектуры борта". Это позволяет с наименьшими затратами включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме ракетно-бомбового вооружения, на самолете установлена 30-мм пушка ГШ-30-1.






 ЛТХ:
Модификация   Су-30СМ
Размах крыла, м   14.70
Длина самолета, м   21.94
Высота самолета, м   6.375
Площадь крыла, м2   62.00
Масса  
  нормальная взлетная   24900
  максимальная взлетная   34500
  топлива   9640
Двигатели   2 ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс   2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2125
  у земли   1350
Практическая дальность, км   3000
Практический потолок, м   17300
Экипаж   2
Вооружение:   30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
 На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки
 (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
 В её состав входят:
 до 6 УР класса “воздух-воздух” типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1)
 до 6 УР класса “воздух-поверхность” типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ
 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или
 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л
 свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
 до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ
 НУРС С-8, С-13 и С-25.
 Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Опытный образец Су-30СМ  (c) Алексей Коршунов
 Су-30СМ    (c) Александр Листопад
 Су-30СМ    (c) Вадим Савицкий
 Су-30СМ ВМС  (c) Сергей Копцев
 Су-30СМ    (c) Виталий Юртаев
 Су-30СМ    (c) Александр Листопад
 Су-30СМ ВМС   (c) irog113.livejournal.com
 Су-30СМ    (c) irkut.com
 Передняя кабина Су-30СМ  (c) pilot.strizhi.info
 Задняя кабина Су-30СМ  (c) pilot.strizhi.info

 Схемы:

 Схема вариантов вооружения  

 



 

Список источников:

Irkut.com. ОАК "Иркут". Многоцелевой истребитель Су-30СМ
Militaryarms.ru. Российский истребитель Су-30СМ: история создания, описание и характеристики
Tehnorussia.su. Тяжёлый истребитель Су-30СМ – универсальные возможности российской авиации
Aviation21.ru. Многоцелевой истребитель Су-30СМ
Russianplanes.net. Сухой Су-30СМ


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: