Уголок неба ¦ Сухой Су-30МКИ

Реклама...

    


 
главная современная авиация истребители
   Су-30МКИ
       
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 1997
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


20 апреля 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации. На нем была рассмотрена возможность производства в Индии истребителя Су-30МК После этого переговоры с Индией о закупке самолетов этого типа велись еще два года 30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан контракт о поставке в Индию 40 самолетов Су-30К/МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолета.

К середине марта 1997 года в цехах Иркутского авиационного производственного объединения были полностью собраны первые четыре истребителя Су-30К, предназначенные для индийских ВВС Машины отправили в Индию транспортным самолетом Ан-124 "Руслан" в разобранном виде (по два экземпляра) Сборку и облет на месте осуществляли специалисты и пилоты ИАПО Обучение инженерно-технического и летного состава ВВС Индии проводилось в январе-апреле 1997 года на летно-испытательной и доводочной базе ОКБ им Сухого в Жуковском Руководил подготовкой пилотов летчик-испытатель Виктор Пугачев.

В конце марта 1997 года в России побывал с рабочим визитом начальник Главного штаба ВВС Индии Сатиш Кумар Сарина. На ИАПО он ознакомился с организацией производства истребителей Су-30К. 31 марта в Москве состоялась рабочая встреча Главнокомандующего ВВС России генерала армии Петра Дейнекина и Сатиша Кумара Сарины, на которой обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества двух стран по линии ВВС. 11 июня на авиабазе индийских военно-воздушных сил Лохегаон вблизи города Пуна (штат Махараштра) состоялась официальная презентация первых восьми индийских Су-30К, которые до этого успешно совершили ряд испытательных полетов. С этой даты самолёты официально приняты на вооружение ВВС Индии. В церемонии презентации приняли участие премьер-министр Индии Шри Гуджал, главнокомандующий ВВС Индии маршал Сатиш Кумар Сарина, посол России в Индии Альберт Чернышев, заместитель Генерального директора ГК "Росвооружение" Олег Сидоренко и бывший Генеральный директор ИАПО Алексей Фёдоров, а также многочисленные приглашенные лица. Выступая на презентации главнокомандующий ВВС Индии отметил, что "...11 июня 1997 года - знаменательный день в истории индийских ВВС". По его мнению "... Су-30К - это совершенный истребитель, полностью отвечающий настоящим и будущим потребностям ВВС".

Расположенная на авиабазе Лохегаон 24-я эскадрилья стала первым подразделением, располагающим этими самолетами.

26 января 1998 года в Индии торжественно отметили национальный праздник -День Республики. По установившейся традиции в самом центре Дели состоялся военный парад, в котором впервые приняли участие самолеты Су-30К индийских ВВС. Они привлекли всеобщее внимание исполнением над городом фигур высшего пилотажа.

Заключенный контракт предусматривал, что самолеты Су-30К первых партий будут представлять собой серийные Су-30 с незначительными изменениями в навигационной системе и оборудовании. К 2000-му году планировалось перейти на уровень машины фактически нового поколения - Су-30МКИ (И - индийский). Возможности этого истребителя должны были уже существенно отличаться от базового Су-30К. Его предполагалось оснастить передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые позволили бы существенно улучшить маневрирование на малых скоростях полета, а также совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он мог бы уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Более поздние этапы контракта предусматривали доработку самолетов Су-30К первых партий до уровня последней (Су-30МКИ).

По контракту не исключалась возможность и международной кооперации в части поставки бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и его интеграции в состав комплекса. Индия должна была не просто получить готовые самолёты, но и принять практическое участие в опытно-конструкторской разработке бортовых систем и комплекса БРЭО Су-30МКИ. Естественно, что вся ответственность за создание "интернационального" бортового оборудования и соответствие его характеристик требованиям контракта осталась лежать на специалистах ОКБ Сухого. При создании Су-30МКИ использовалась отработанная и хорошо зарекомендовавшая себя система взаимодействия с традиционными российскими разработчиками и поставщиками комплектующих изделий при участии специалистов ВВС

Таким образом, на Су-30МКИ для повышения маневренности и боевой эффективности предусматривалась установка:

  • новой силовой установки на основе двух двухконтурных форсированных турбореактивных двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги (УВТ):
  • автоматически отклоняемого дестабилизатора (ПГО);
  • универсальной РЛС, способной обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и четыре из них одновременно атаковать, а также обнаруживать цели на поверхности земли или моря;
  • системы индикации на многофункциональных жидкокристаллических цветных дисплеях с большой разрешающей способностью;
  • нового оптико-электронного многофункционального прицельно-навигационного комплекса на базе современных ЭВМ, с инерциальной навигационной системой на лазерных гироскопах и с системой спутниковой навигации (GPS);
  • принципиально новой системы объективного контроля с фиксированием не только рабочих параметров систем самолёта, но и внешней тактической обстановки.

Для поражения воздушных целей на Су-30МКИ предполагалось применять ракеты со всеракурсными радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения, для ударов по наземным и морским целям использовать противорадиолокационные ракеты, ракеты и корректируемые авиационные бомбы с телевизионными головками самонаведения, а также обширный арсенал неуправляемых средств поражения. Модернизация Су-30К должна была вестись по мере выполнения контракта, но работа по новой модификации началась в ОКБ Сухого ещё за год до его подписания. Средства, полученные в виде предварительной оплаты, направлялись (и направляются в настоящее время) на финансирование опытно-конструкторских работ в ОКБ Сухого, в НПО "Люлька-Сатурн", а также на подготовку производства индийской модификации в Иркутске.

Весной 1997 года на опытном заводе ОКБ Сухого завершили переделку одного из серийных самолетов Су-30 (с синим бортовым номером "56") в первый опытный истребитель Су-30МКИ (машина имела заводской шифр Т-10ПМК-1). На килях самолета нанесли небольшую надпись - "Су-30МК" (на первом этапе испытаний первоначальный бортовой номер сохранялся, но впоследствии его заменили на синий "01") Внешне самолет отличался от серийных Су-30 наличием переднего горизонтального оперения и двигателей с отклоняемым вектором тяги Изменилась система управления соплами, которая работала не от гидравлической, а от топливной системы. 23 апреля истребитель доставили на лётно-испытательную базу ОКБ в Жуковском, где в мае начались его наземные испытания 1 июля 1997 года летчик-испытатель ОКБ Вячеслав Аверьянов совершил на нем первый, пятидесятиминутный полет.

На первом прототипе Су-30МКИ установили предсерийные двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в процессе подготовки к первому полету прошли длительные специальные испытания. Как и на Су-37, сопла двигателей Су-30МКИ отклонялись в пределах 15° вверх и вниз, но отличались тем, что плоскость поворота каждого сопла была отклонена на 32' во внешнюю сторону от плоскости симметрии самолета Таким образом, при дифференциальном отклонении сопел улучшалась и боковая управляемость истребителя на околонулевых скоростях полета.

В 1998 году второй прототип Су-30 (опытный Т-10ПУ-6 с синим бортовым номером "06") был переделан во второй летный Су-30МКИ (заводской шифр Т-10ПМК-6), который совершил первый вылет 23 марта того же года.

В ноябре 1998 года Су-30МКИ (борт "01") экспонировался на авиационной выставке "Аэро-Индия 98" в Бангалоре В июне 1999 года машина прибыла в Париж на аэродром в Ле Бурже для участия в очередном самом престижном международном авиасалоне Специалисты и зрители с нетерпением ожидали выступления Вячеслава Аверьянова, который после прилета выполнил три тренировочных полета, в результате которых самолет был допущен к участию в летной программе салона Летчик-испытатель 1-го класса Аверьянов - опытный пилот. Он принимал участие в испытании самолетов Су-27К и Су-35 Как упомянуто ранее, он поднимал в первый полет Су-30МКИ и в полном объеме проводил его испытания До перелета в Париж на двух опытных самолетах Су-30МКИ в общей сложности было выполнено более 140 полетов (в основном по программе исследования аэродинамики, прочности, системы дистанционного управления с отклонением вектора тяги и других самолетных систем) Параллельно выполнялась программа по комплексу высшего пилотажа с режимами сверхманевренности 12 июня при выполнении демонстрационного полета накануне открытия салона опытный самолет управляемый экипажем в составе летчика-испытателя В Ю Аверьянова и штурмана-испытателя В Г Шендрика, потерпел аварию, но пилоты благополучно катапультировались Окончательное заключение комиссии по расследованию причин аварии опубликовано не было, но многим специалистам уже в период проведения авиасалона стало ясно, что причиной аварии явилась ошибка пилота Тем не менее как показали дальнейшие события авария первого прототипа Су-30МКИ в Ле Бурже не сказалась негативно ни на взаимоотношениях с индийскими партнерами ни на дальнейшей судьбе самолета Более того, в августе того же года в процессе проведения демонстрационных полетов Су-30МКИ на авиасалоне МАКС-99 Вячеслав Аверьянов практически ежедневно ошеломлял присутствовавших зрителей и специалистов каскадом невероятных фигур, тем самым реабилитировав не только самолет, но и себя.

Согласно контракту с индийской стороной поставленные Су-30К должны будут в два этапа дорабатываться под стандарт Су-30МКИ. На первом этапе модернизации предполагается установка ПГО и нового оборудования, на втором этапе - двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в настоящее время уже доведены до стадии позволяющей без каких либо проблем при необходимости устанавливать их на обычные серийные Су-27. Предполагалось также что на истребитель будет устанавливаться российская система управления вооружением основу которой составит новая много функциональная радиолокационная станция Н011М "Барс" с фазированной антенной решеткой. БРЛС Н-011М "Барс" с ПФАР Х-диапазона в режиме "воздух-воздух" обеспечивает сопровождение до 15 целей на проходе, точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. В режиме "воздух-поверхность" БРЛС обеспечивает картографирование реальным лучом, картографирование с доплеровским сужением луча, картографирование с синтезированной апертурой, селекцию наземных движущихся целей, сопровождение до двух наземных целей.  Дальность захвата цели типа "истребитель": в ППС - 120-140 км, в ЗПС - 60 км. Дальность обнаружения в режиме "воздух-поверхность" не менее: железнодорожный мост - 80-120 км, группа танков - 40-50 км, эсминец - 120-150 км.

На Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) в Екатеринбурге специально для Су-30МКИ создана новая оптико-локационная станция ОЛС-30 которая предназначена для поиска и сопровождения воздушных целей в ИК диапазоне, определения координат и измерения дальности как до воздушных, так и до наземных целей Она имеет два канала (с теплопеленгатором и лазерным дальномером), снабжена виброустойчивым приемником микрокриогенной системой охлаждения с увеличенным ресурсом, для нее разработано новое математическое обеспечение Диапазон углов обзора станции по азимуту - 60е, по углу места - 60° вверх и 15° вниз, а ее масса составляет 182 кг.

Третий по счету, уже предсерийный Су-30МКИ с синим бортовым номером "05" оснащенный полным комплектом бортового оборудования, был в очередной раз с успехом продемонстрирован на авиасалоне "Аэро-Индия-2001", проходившем с 7 по 11 февраля 2001 года на авиабазе близ индийского города Бангалор Летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов ежедневно восхищал индийских зрителей, специалистов и военных возможностями этой машины Решивший лично опробовать самолет в воздухе главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Анил Типнис после завершения ознакомительного полета с Аверьяновым остался в полном восторге заявив "Су-30МКИ - превосходный самолет! Ничего подобного в своей жизни я не видел!" При выполнении маршалом некоторых фигур перегрузка достигала 7 единиц В Индии по лицензии планируется построить 140 машин этого типа Предполагаются четыре этапа развертывания лицензионного производства Первый Су ЗОМКИ построенный в Индии из комплектующих российского производства, взлетит в 2004 году (в этом году намечено выпустить три машины) В 2005 году планируется построить шесть машин, в 2006-м - восемь, после чего ежегодно завод в Насике будет строить по 10 самолетов При этом все комплектующие будут уже производиться на индийских предприятиях планер - в Насике двигатель - в Корапуте РЛС и бортовая радиоэлектроника - в Хайдарабаде авионика в Корве а гидро- и пневмооборудование - в Лакнау Для ускорения и облегчения сервисного технического обслуживания индийских Су-30МКИ российская сторона совместно с корпорацией HAL создаст консигнационныи склад, который обеспечит поставку запасных частей индийским ВВС в срок, не превышающий два-три дня Контракт на сумму в 3,3 миллиарда долларов предусматривает также возможность дальнейшей модернизации самолета, но толь ко после запуска лицензионной программы на территории заказчика.




 ЛТХ:
Модификация   Су-30МКИ
Размах крыла, м   14.70
Длина самолета, м   21.94
Высота самолета, м   6.375
Площадь крыла, м2   62.04
Масса, кг  
  пустого самолета   17700
  нормальная взлетная   25670
  максимальная взлетная   34500
Масса топлива, кг   5090
Двигатели   2 ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс   2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2125
  у земли   1380
Практическая дальность, км  
  без ПТБ   3000
  с одной дозаправкой в полете   5200
  с двумя дозаправками в  полете   6990
Скороподъемность, м/мин   13800
Практический потолок, м   19800
Макс. эксплуатационная перегрузка   8.5
Экипаж, чел   2
Вооружение:   30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
  на 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки
 (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
 В её состав входят:
 до 6 УР класса “воздух-воздух” типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1)
 до 6 УР класса “воздух-поверхность” типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ
 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или
 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л
 свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
 до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ
 НУРС С-8, С-13 и С-25.
 Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Первый опытный образец Су-30МКИ (Су-30И-1)
 Первый опытный образец Су-30МКИ (Су-30И-1)
 Первый опытный образец Су-30МКИ (Су-30И-1)
 Второй опытный образец Су-30МКИ
 Второй опытный образец Су-30МКИ
 Второй опытный образец Су-30МКИ (с) Toshi Aoki
 Второй опытный образец Су-30МКИ (с) Алексей Лисицин
 Второй опытный образец Су-30МКИ (с) Олег Беляков
 Четвертый опытный образец Су-30МКИ
 Четвертый опытный образец Су-30МКИ
 Су-30МКИ с УР BrahMos-A
 Су-30МКИ ВВС Индии (c) Michael Brazier
 Су-30МКИ ВВС Индии (c) The Fokker Aircraft Page
 Су-30МКИ ВВС Индии (c) Deepak Kumar Dash
 Су-30МКИ ВВС Индии (c) Tony Osborne
 Су-30МКИ ВВС Индии с бомбовой нагрузкой
 Су-30МКИ ВВС Индии
 Су-30МКИ ВВС Индии
 Су-30МКИ ВВС Индии (c) Dan Carr
 Передняя кабина Су-30МКИ ВВС Индии
 Задняя кабина Су-30МКИ ВВС Индии

 Схемы:

 Су-30МКИ
 Схема вариантов вооружения      (c) Алексей Михеев
 Компоновочная схема       (c) Алексей Михеев

 Варианты окраски:

 Первый опытный образец Су-30МКИ  (c) Jan Mikes, acig.org
  Второй опытный образец Су-30МКИ
  Четвертый опытный образец Су-30МКИ  (c) Jan Mikes, acig.org
 Су-30МКИ ВВС Индии

 



 

Список источников:

Полигон. Ефим Гордон. Новое поколение "двадцать седьмых"
Крылья России. "Су-27 и его модификации"
Андрей Фомин.  Су-27: История истребителя
П. Плунский, В. Зенкин, Н. Гордюков, И. Бедретдинов. Истребитель Су-27. Рождение легенды
Крылья Родины 2002-01. Игорь Коротченко. Грозный воздушный эквилибрист
Авиация и Космонавтика 1998-11-12. Владимир Ильин. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ
Авиация и Космонавтика 2016-07-12. Михаил Никольский. Су-30МКИ
ОАО Научно-производственная корпорация Иркут. Многоцелевой истребитель Су-30МК
Николай Валуев. След в небе.История Иркутского Авиационного завода от Антонова до Яковлева
Вестник авиации и космонавтики. Многоцелевой двухместный истребитель Су-30МК
Авиация и Время 2003-03. Вадим Калабанов, Сергей Мороз, Игорь Приходченко. Догнать и перегнать
Авиация и Время 1998-05. Вячеслав Глазков. Семейство Су-27: давайте разберемся
Крылья Родины 1995-08. Николай Якубович. Фронтовой универсал: Истребитель-бомбардировщик Су-30
Военный парад 2001-01-02. Шамин А., Ильгов А., Степанов В. Су-30МКИ - многофункциональность и эффективность
Крылья Родины 1999-10. Николай Сойко. В семействе Су-30 - очередное прибавление
Взлет 2005-03. Андрей Фомин. Су-30МКИ в Индии
Аэрокосмическое обозрение 2013-01. Основа ВВС Индии - Су-30МКИ
Роман Астахов. Русская Сила. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ
Фотоработы Алексея Михеева


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: