главная современная авиация истребители
   МиГ-29УБ
       
Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: СССР
Первый полет: 1981
Тип: Многоцелевой учебно-боевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


     Для обеспечения эффективной подготовки летчиков ВВС и быстрого освоения ими нового типа самолета ММЗ им. А.И.Микояна в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 января 1976 г. и приказом МАП от 22 марта 1976 г. разработал двухместный учебно-боевой вариант истребителя, получивший обозначение МиГ-29УБ (изд. ╚9-51╩). Чтобы разместить вторую кабину (для инструктора) без существенного изменения конструкции фюзеляжа, решено было демонтировать все оборудование РЛПК, включая бортовую РЛС Н019, а для отработки задач прицеливания и применения оружия на ╚спарке╩ сохранили в полном составе оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с квантовой оптико-локационной станцией КОЛС и НСЦ, несколько модифицировав его с учетом установки дублированной системы индикации и управления (ОЭПрНК-29УБ). В соответствии с таким упрощением СУВ из состава вооружения МиГ-29УБ исключили РСД с ПАРГС Р-27Р, оставив ракеты с ТГС (Р-73 и Р-60), авиабомбы и НАР, размещаемые на шести подкрыльевых точках подвески, а также встроенную пушку ГШ-301.

Кабину инструктора разместили за кабиной обучаемого и оснастили ее полным комплектом органов управления и системы индикации и таким же катапультируемым креслом К-36ДМ. Общий для обеих кабин фонарь открывался вверх-назад и был снабжен над местом инструктора перископом с большим экраном и зеркалом, выпускаемым в поток на посадке и при рулении. Длина ╚спарки╩ составила 17.42 м и увеличилась по сравнению с серийным МиГ-29 всего на 100 мм. Неизменным остался вырабатываемый запас топлива (3200 кг). По летно-техническим данным двухместная машина тоже почти не отличалась от одноместной: при нормальной взлетной массе (без подвесок) 14600 кг максимальная скорость полета МиГ-29УБ у земли составляла 1500 км/ч, максимальная эксплуатационная перегрузка - 9, а скороподъемность -330 м/с. Несколько уменьшились максимальная скорость при полете на большой высоте (2230 против 2450 км/ч), практический потолок (17500 против 18000 м) и дальность полета (у земли -680 и 710 км, на большой высоте - 1410 и 1430 км соответственно).

Наличие на МиГ-29УБ комплекса ОЭПрНК-29УБ позволило обучать летчиков, а при необходимости и вести на нем ближний маневренный воздушный бой с применением УР с ТГС и пушки, а также наносить удары по визуально видимым наземным целям бомбами и неуправляемыми ракетами, как на одноместном боевом самолете. Для подготовки к полетам на перехват, работе с БРЛС и применению УР с ПАРГС, а также к действиям в особых случаях при отказах оборудования на ╚спарке╩ была установлена соответствующая имитационная аппаратура. Контрольно-записывающая аппаратура и средства объективного контроля (СОК) призваны были повышать достоверность и ускорять процесс анализа учебных полетов.

Тактико-технические требования к учебно-боевому самолету были согласованы в 1977 г., и в следующем году развернулось его проектирование. В 1979 г. выпустили эскизный проект и изготовили макет МиГ-29УБ. В том же году состоялось заседание макетной комиссии и началась постройка первого опытного образца ╚спарки╩, получившего ╧951 (бортовой ╧51). В 1980 г. сборка машины была завершена, и она поступила на наземные испытания. В первый полет МиГ-29УБ ╧951 поднял 29 апреля 1981 г. летчик-испытатель ММЗ им. А.И.Микояна А.Г.Фастовец. Обязанности ведущего инженера по испытаниям ╚спарки╩ выполнял В.Н.Уткин, обязанности техника самолета - В.М.Стручков. Первая двухместная машина летала долго и много, принимая участие в самых разнообразных программах летных исследований. На ее счету, в частности, 22 полета на море в районе Очакова, выполненные в июне 1987 г. в рамках программы создания корабельного истребителя МиГ-29К. В 1981-1983 гг. самолет ╧951 активно использовался в программе государственных совместных испытаний МиГ-29. к моменту подписания акта о завершении этапа ╚Б╩ ГСИ 27 ноября 1983 г. на нем совершили 192 полета. Последний, 1066-й полет на МиГ-29УБ ╧951 состоялся 15 сентября 1993 г.. однако и сейчас машина находится на летной станции АНПК ╚МИГ╩ в Жуковском.

В 1982 г. опытное производство ММЗ им. А.И.Микояна выпустило второй опытный двухместный самолет, получивший ╧952 (бортовой ╧52). Первый вылет его состоялся 23 августа 1982 г. Машина также участвовала в ГСИ (к 27 ноября 1983 г. она выполнила 70 полетов). Испытания 952-й продолжались до 10 апреля 1986 г., когда на ней был произведен последний. 213-й полет, после чего она была разобрана, а консоли ее крыла использовали на опытном самолете МиГ-29 ╧916.

В 1985 г. МиГ-29УБ был запущен в серийное производство на Горьковском авиационном производственном объединении (ГАПО) им. С.Орджоникидзе (ныне АООТ Нижегородский авиастроительный завод (НГАЗ) ╚Сокол╩). При этом в первое время основные части планера (крыло, кили, стабилизатор, большинство элементов конструкции фюзеляжа) изготавливались в Москве, на заводе ╚Знамя труда╩, и отправлялись в Горький, где строили переднюю часть фюзеляжа, производили окончательную сборку самолета и монтаж оборудования. Позднее на НГАЗ ╚Сокол╩ был освоен полный цикл производства самолета - от изготовления всех деталей и агрегатов до окончательной сборки. Официально на вооружение МиГ-29УБ был принят в 1991 г. В Горьком к этому времени построили уже почти две сотни таких машин.

НГАЗ ╚Сокол╩ так же, как и МАПО, имел давние традиции сотрудничества с ОКБ ╚МИГ╩. Это предприятие, введенное в строй в 1932 г., специализируется на выпуске самолетов-истребителей. Долгое время оно носило название завод ╧21, затем именовалось Горьковский авиационный завод им. С.Орджоникидзе, а в 1985 г. было преобразовано в производственное объединение (ГАПО). ╚Миги╩ завод выпускает уже полвека. Первыми были МиГ-15, в 1951 г. их сменили МиГ-17, а в 1954 г. - МиГ-19. С 1960 г. за два десятилетия предприятие изготовило более 5000 истребителей МиГ-21 различных модификаций, начиная с МиГ-21Ф и кончая МиГ-21МФ и МиГ-21бис. В 1969 г. здесь приступили к серийному выпуску скоростных высотных перехватчиков и разведчиков МиГ-25 (до 1985 г. было построено почти 1200 самолетов разных вариантов), а в 1979 г. - перехватчиков 4-го поколения МиГ-31. Сейчас МиГ-31 и МиГ-29УБ составляют основу производственной программы НГАЗ ╚Сокол╩, ведутся также работы по созданию модернизированного истребителя МиГ-21-93 и ряду конверсионных программ.

На 42-м авиасалоне в Ле Бурже ОАО ╚Фазотрон-НИИР╩ представило предложение по модернизации и двухместного учебно-боевого самолета МиГ-29УБ. Как известно, серийные ╚спарки╩ не имеют бортовой РЛС, что существенно ограничивает их боевые возможности (в режиме ╚воздух-воздух╩ СУВ самолета МиГ-29УБ обеспечивает применение ракет только с ТГС).

Суть предложения ╚Фазотрона╩ сводится к оснащению МиГ-29УБ малогабаритной БРЛС, которая может быть создана на базе радиолокаторов нового поколения ╚Суперкопье╩ и ╚Москит╩, разрабатываемых для самолетов типа МиГ-21, МиГ-АТС и Як-131. С помощью таких станций, имеющих массу всего 50-100 кг, можно обнаруживать воздушные цели на дальности до 60-75 км, причем реализованный в них принцип электронного сканирования обеспечивает сопровождение не менее 10 целей и атаку двух-четырех целей одновременно. Оборудование МиГ-29УБ бортовой РЛС позволит эффективно применять их не только в ближнем маневренном бою, но и в воздушном бою на средних дистанциях, где основным оружием самолета могут стать ракеты с радиолокационными ГСН типа Р-27Р (РЭ) и РВВ-АЕ.

 



 ЛТХ:
Модификация   МиГ-29УБ
Размах крыла, м   11.36
Длина, м   17.42
Высота, м   4.73
Площадь крыла, м2   31.80
Масса, кг  
  пустого самолета   10800
  нормальная взлетная   14600
  максимальная взлетная   17700
Тип двигателя   2 ТРДДФ РД-33
Тяга, кгс   2 х 8300
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   2230 (М=2.1)
  у земли   1500
Практическая дальность, км  
  на малой высоте   680
  на большой высоте   1410
  большой высоте с одним ПТБ   2000
Максимальная скороподъемность, м/мин   19800
Практический потолок, м   17500
Макс. эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж   2
Вооружение:   одна 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов)
  боевая нагрузка - 2000 кг на шести подкрыльевых узлах
  до 6 ракет ближнего воздушного боя Р-73 или Р-60М
  бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ-2, ЗБ-500
  НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б
  2 контейнера УПК-23


 Доп. информация :


  Чертеж "Микоян,Гуревич МиГ-29УБ"
  Книга "Руководство по расчету дальности и продолжительности полета МиГ-29 и МиГ-29УБ"
  Фотографии:

 Первый опытный МиГ-29УБ ("9-51")
 МиГ-29УБ
 МиГ-29УБ
 МиГ-29УБ
 МиГ-29УБ
 МиГ-29УБ
 Демонстрационный МиГ-29УБ НГАЗ "Сокол"
 МиГ-29УБ ВВС Чехословакии
 МиГ-29УБ ВВС Венгрии
 МиГ-29УБ ВВС Германии
 МиГ-29УБ ВВС Польши
 МиГ-29УБ ВВС Украины
 МиГ-29УБ пилотажной группы "Стрижы"
 Передняя кабина МиГ-29УБ
 Задняя кабина Миг-29УБ

  Схемы:

 МиГ-29УБ
 Варианты подвески вооружения МиГ-29УБ

  Варианты окраски:

 МиГ-29УБ  1-й аэ 120-го иап 23-й ва    ╘ Юрий Тепсуркаев
 МиГ-29УБ  2-й аэ 120-го гвиап 14-й ва   ╘ Юрий Тепсуркаев
 МиГ-29УБ   ВВС Венгрии    
 МиГ-29УБ  ВВС Польши     
 МиГ-29УБ  426-ой АГ       ╘ Юрий Тепсуркаев
 МиГ-29УБ  ВВС Украины      ╘ Анатолий Иванин, colorwings.narod.ru
 МиГ-29УБ  Нижегородского авиазавода "Сокол"     
 ╘ Анатолий Иванин, colorwings.narod.ru

 



 

Список источников:

Полигон. Е.Гордон, А.Фомин, А.Михеев. МиГ-29
Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Великолепная "Девятка"
Крылья Родины. Михаил Левин. Тот самый "МиГ"
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний
Владимир Ильин. МиГ-29, "Мираж" 2000, F-16. Звезды четвертого поколения
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой истребитель МиГ-29
4+ Publishing. Piotr Butowski. MiG-29 all variants
Janes's. Jon Lake. Mikoyan MiG-29 Fulcrum
Lock On. Zoltan Buza. Mikoyan MiG-29A/C Fulcrum

Фотоработы Алексея Михеева
АвиаГалерея Юрия Тепсуркаева
Сolorwings.narod.ru. Камуфляж. Реактивные истребители


Уголок неба. 2006  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: