главная современная авиация истребители
   МиГ-29 (9-14)
       
Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: СССР
Первый полет: 1985
Тип: Фронтовой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Для расширения боевых возможностей истребителя МиГ-29 при действии по наземным целям в 1984 г. ММЗ им. А.И.Микояна разработал проект модификации, получившей название МиГ-29 (изд. ╚9-14╩), От предыдущих вариантов самолет отличался новой системой управления вооружением, в которую была включена лазерно-телевизионная прицельная система (ЛТПС) ╚Рябина╩ в подвесном контейнере (такую аппаратуру планировалось применить и на модернизированных истребителях-бомбардировщиках МиГ-27М, а также на перспективных легких штурмовиках ╚101╩ ММЗ им. А.И.Микояна и Як-58 ММЗ ╚Скорость╩). Состав вооружения ╚9-14╩ был дополнен управляемыми средствами поражения наземных целей - ракетами Х-25МЛ, Х-25МП, Х-29Л, Х-29Т и Х-31П, корректируемыми бомбами КАБ-500Кр и КАБ-500Л, а максимальная бомбовая нагрузка самолета возросла до 4500 кг (были введены две дополнительные точки подвески вооружения под крылом и одна - под фюзеляжем, что позволило подвешивать на истребитель до девяти бомб ФАБ-500).

Обнаружение и распознавание наземных целей планировалось осуществлять телевизионным каналом ЛТПС ╚Рябина╩, измерение дальности до них - входящим в ее комплект лазерным дальномером. Для целеуказания полуактивным головкам самонаведения ракет Х-25МЛ, Х-29Л и корректируемых бомб КАБ-500Л предполагалось использовать лазерный канал ЛТПС ╚Рябина╩, а пассивным ГСН противорадиолокационных ракет Х-25МП и Х-31П - аппаратуру управления ╚Прогресс-Н╩, размещаемую в подфюзеляжном контейнере вместо ЛТПС ╚Рябина╩.

Прототипом МиГ-29 типа ╚9-14╩ должен был стать переоборудованный в конце 1984 г. серийный МиГ-29 ╧0707, получивший ╧407. Доработанный самолет выкатили на аэродром 27 декабря 1984 г., и 13 февраля 1985 г. летчик-испытатель Т.О.Аубакиров поднял его в первый полет. Поскольку новая система управления вооружением еще не была готова, машину решено было использовать в соответствии с программой испытаний истребителя МиГ-29 типа ╚9-13╩. Особое внимание уделялось определению характеристик поперечной управляемости самолета с увеличенным гротом и блоками пассивных помех перед форкилями при полете на больших углах атаки. По результатам этих испытаний была доработана система автоматического управления: уменьшен угол отклонения элеронов при углах атаки более 18╟ и увеличен до ╠8╟ угол отклонения рулей направления от автономных рулевых машинок (АРМ). Летом 1985 г. на истребителе выполнили несколько полетов по теме ╚9-14╩: 1 июля МиГ-29 ╧407 впервые взлетел, имея на подвеске девять бомб ФАБ-500, а спустя месяц, 9 августа, - массогабаритный макет контейнера ЛТПС ╚Рябина╩. Однако до испытаний на боевое применение дело не дошло. Поскольку с середины 80-х гг. ОКБ уже интенсивно работало над созданием модернизированного истребителя МиГ-29М, в состав вооружения которого также включались средства высокоточного поражения наземных целей, решено было отказаться от продолжения программы ╚9-14╩, а единственный построенный прототип использовать для дальнейших испытаний в интересах улучшения характеристик серийных истребителей.

В 1986 г. МиГ-29 ╧407, приведенный к стандарту типа ╚9-13╩, участвовал в испытаниях по оценке влияния дифференциального отклонения консолей стабилизатора и секций поворотных носков крыла (внутренние секции выпускались на угол -30╟, внешние - на угол -10╟) на характеристики бокового движения самолета при полете на углах атаки более 25╟. Изучалась возможность увеличения углов ╚антизависания╩ элеронов до -10╟ и -15╟, а также углов отклонения рулей направления от АРМ до ╠15╟. По результатам этих исследований в САУ были внесены необходимые изменения, что позволило добиться расширения диапазона допустимых углов атаки, при которых сохраняется удовлетворительная боковая устойчивость и поперечная управляемость самолета. Поэтому самолет ╧407 можно считать одним из прототипов модернизированного истребителя МиГ-29С (о нем речь пойдет далее), максимально допустимый угол атаки которого достиг 28╟.

В декабре 1989 г. на МиГ-29 ╧407 было выполнено несколько испытательных полетов на штопор. К началу 1991 г., когда 407-й впервые решили показать на международной выставке, на нем совершили уже более 500 полетов. Зарубежная премьера самолета состоялась на авиасалоне на Филиппинах. Перелет в Манилу был выполнен 4 марта 1991 г. Вернувшись в Россию, истребитель опять начал летать по программам оценки устойчивости и управляемости при различных вариантах настройки САУ. В сентябре 1992 г. ╚без отрыва от производства╩ МиГ-29 ╧407 вновь стал участником зарубежной выставки - на этот раз в Фарнборо. Интенсивные полеты на машине продолжались до лета 1993 г. (к 12 июля 1993 г. на ней совершили 698 полетов), однако и по сей день она остается в летном состоянии. В конце 1997 г. на МиГ-29 ╧407 был выполнен первый взлет с мобильного аэродромного трамплина (см. главу ╚В строю╩). В начале 1998 г. самолет оснастили усиленным шасси с колесами КТ-209, обеспечивающими посадку с увеличенной до 16200 кг массой (в интересах создания модернизированного истребителя МиГ-29СМТ).

 

 


 ЛТХ:
Модификация   МиГ-29
Размах крыла, м   11.36
Длина самолета со штангой ПВД, м   17.32
Высота самолета, м   4.73
Площадь крыла, м2   38.06
Масса , кг  
  пустого самолета   11400
  нормальная взлетная   15800
  максимальная взлетная   18600
Топливо, л  
  внутренее   4540
  ПТБ   3800
Тип двигателя   2 ТРДДФ РД-33
Тяга, кгс:  
  форсированная   2 х 8300
  максимальная   2 х 5040
Максимальная скорость, км/ч.  
  на высоте   2450 (М=2,3)
  у земли   1500
Практическая дальность, км.  
  на малой высоте   710
  на большой высоте   1500
  с ПТБ   2160
Максимальная скороподъемность, м/мин   19200
Практический потолок, м   18000
Макс. эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одноствольная 30-мм пушка ГШ-301
  боевая нагрузка - 4500 кг на шести подкрыльевых узлах
  две ракеты средней дальности Р-27Р и
  до 6 ракет ближнего воздушного боя Р-73 или Р-60М
  бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ
  НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б


 Доп. информация :


  Фотографии:

 МиГ-29 ("9-14")
 МиГ-29 ("9-14")
 МиГ-29 ("9-14")
 МиГ-29 ("9-14")
 МиГ-29 ("9-14")
 МиГ-29 ("9-14")
 МиГ-29 ("9-14")

  Схемы:

  МиГ-29 ("9-14")

 



 

Список источников:

Полигон. Е.Гордон, А.Фомин, А.Михеев. МиГ-29
Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Великолепная "Девятка"
Крылья Родины. Михаил Левин. Тот самый "МиГ"
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний
Владимир Ильин. МиГ-29, "Мираж" 2000, F-16. Звезды четвертого поколения
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой истребитель МиГ-29
4+ Publishing. Piotr Butowski. MiG-29 all variants
Janes's. Jon Lake. Mikoyan MiG-29 Fulcrum
Lock On. Zoltan Buza. Mikoyan MiG-29A/C Fulcrum
 


Уголок неба. 2006  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: