Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация истребители
   МиГ-21ФЛ
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1964
Тип: Истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


МиГ-21ФЛ (изделие 77) - экспортный вариант МиГ-21ПФ с увеличенным килем, упрощенным вариантом РЛС, двигателем Р-11Ф-300 или модификация, созданная специально по заказу Индии (как пишут некоторые источники) которые затем строилась там по лицензии с 1966 г. Самолеты МиГ-21ФЛ в Индии строились на заводе фирмы Хиндустан Эйрк-рафт ЛТД в Насике, а лицензионное производство двигателей конструкции Туманско-го было налажено в Корапуте. Первые МиГ-21ФЛ поступили на вооружение 28-й эскадрильи ВВС Индии. К декабрю 1971 г. на новую технику было перевооружено восемь эскадрилий индийских ВВС.

В конце 1970-ых, Индия начала приобретать самолеты MиГ-21M, MФ, следовательно значительную часть своих устаревших МиГ-21ФЛ поместили на базы хранения.

Однако в середине 1980-ых, эти ФЛ-ы были изъяты с баз хранения, доработаны в Индии до стандарта OFTU, Operational Flying Training Unit (оперативная летно-тренировочная часть) и стали продолжать службу.

Отличительной особенностью доработанных Миг-21ФЛ стало наличие четырех балочных держателей под крылом и антенна ответчика IFF-400 в носовой части.

В советских ВВС МиГ-21ФЛ упоминаются в 234 ГИАП в частности в статье Геннадия Кузнецова "Секретно пилотажный авиаполк" напечатанной в журнале Авиапарк 3-2009 г.

Однако статья не дает ответа на вопрос: как и почему в 234 "показательно пилотажном" полку оказались самолеты МиГ-21ФЛ сделанные для Индии?

Ответ на этот вопрос мы нашли в статье Сергея Исаева "МиГ-21ФЛ в Кубинке", предоставим ему слово:

Известно, что МиГ-21ФЛ (изделие "77") √ это модификация "позднего" МиГ-21ПФ, сделанная специально для Индии. Первые ФЛ отечественной постройки были отправлены в Индию в 1964 году. В 1966-1973 годах индийцы сами строили эти самолеты по советской лицензии (всего в Индии выпущено более 200 самолетов МиГ-21ФЛ).

В этой связи меня всегда интересовал вопрос: как и почему в 234-м "пилотажном" истребительном полку, дислоцированном в Подмосковье, оказались самолеты, сделанные для Индии?!

Ответ на давно мучавший меня вопрос я услышал осенью 2008 года от бывшего командира 234 гиап Геннадия Степановича Задвинского, который все свою летную карьеру (от летчика до зам. командира 9 иад) прослужил в Кубинке.

Но сначала немного истории.

В 1965 году разразился очередной конфликт между Индией и Пакистаном. Советское правительство предложило воюющим сторонам свои посреднические услуги для мирного решения конфликта. В январе 1966 года в Ташкенте прошли переговоры премьер-министра Пакистана Мохаммед Айюб Хана и премьер-министра Индии Лал Бахадур Шастри, посредником на которых выступал председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин.

После переговоров Индия и Пакистан подписали Ташкентскую декларацию, в соответствии с которой стороны согласились на прекращение конфликта. СССР выступал гарантом выполнения сторонами Ташкентской декларации.

В 1966 году для отправки в Индию была готова очередная партия МиГ-21ФЛ. СССР, как посреднику на мирных переговорах и гаранту соблюдения достигнутых договоренностей, было явно не с руки поставлять вооружение одной из сторон конфликта. Поэтому было принято решение (наверняка по согласованию с Индией) не отправлять эту партию в Индию.

В начале 1967 года не состоявшиеся "индийские" МиГ-21ФЛ были отправлены в Кубинку в 234-й гвардейский авиаполк. 2-я авиационная эскадрилья получила 14 таких самолетов. И уже 9 июля 1967 года семь МиГ-21ФЛ в строю "ракета", ведомые командиром 234 гиап полковником Медведевым Виктором Ивановичем, приняли участие в грандиозном воздушном параде в Домодедово.

Летом 1975 года самолеты МиГ-21ФЛ из Кубинки были переданы в Харьковское ВВАУ 810 УАП Чугуев 1-я и 2-я авиационная эскадрилья. Двигатели большей частью уже были Р-13-300. (После выработки ресурса двигателями Р-11Ф2-300 и Р-11Ф2С-300 вместо них разрешалось устанавливать двигатели Р-13-300  - на самолетах типа 76, 94 и 94Р по бюллетеням 21-1109ДМ-АБ и 95/107Э;)

МиГ-21ФЛ эксплуатировали в 810 УАП до 1981 года. Внешне от МиГ-21ПФ ФЛ отличался широким килем, (как на поздний ПФС) но закрылки были выдвижного типа без системы СПС.




 ЛТХ:
Модификация   МиГ-21ФЛ
Размах крыла, м   7.15
Длина, м   14.10
Высота, м   4.71
Площадь крыла, м2   23.00
Масса, кг  
  пустого самолета   5150
  нормальная взлетная   7750
  максимальная взлетная   9080
  топлива   2280
Тип двигателя   1 ТРДФ Р-11Ф2-300
Тяга нефорсированная, кгс   1 х 6120
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   2175
  у земли   1300
Практическая дальность, км  
  без ПТБ   1600
  с ПТБ   1900
Практический потолок, м   19000
Макс. эксплуатационная перегрузка   8
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две УР К-13 или Р-ЗС


 Доп. информация :


  Статья "МиГ-21 в ВВС Индии"
  Фотографии:

 МиГ-21ФЛ ВВС Индии  (c) bharat-rakshak.com
 МиГ-21ФЛ ВВС Индии  (c) bharat-rakshak.com
 МиГ-21ФЛ ВВС Индии  (c) bharat-rakshak.com
 МиГ-21ФЛ ВВС Индии
 МиГ-21ФЛ ВВС Индии  (c) bharat-rakshak.com
 МиГ-21ФЛ ВВС Индии  (c) bharat-rakshak.com
 МиГ-21ФЛ ВВС Индии OFTU
 МиГ-21ФЛ ВВС Индии OFTU  (c) bharat-rakshak.com
 МиГ-21ФЛ ВВС Индии OFTU   (c) Simon Watson
 МиГ-21ФЛ пилотажной группы Кубинки
 МиГ-21ФЛ пилотажной группы Кубинки
 МиГ-21ФЛ пилотажной группы Кубинки
 Кабина пилота МиГ-21ФЛ

  Варианты окраски:

 МиГ-21ФЛ ВВС Индии
 МиГ-21ФЛ  ВВС Индии

 



 

Список источников:

Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Перехватчики и разведчики
Сергей Исаев. МиГ-21ФЛ в Кубинке
Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Геннадий Кузнецов. Секретно пилотажный авиаполк

История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Bharat-Rakshak.com. MiG-21FL [Fishbed D] - Type 77


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: